Устав церковного звона (продолжение)
Назад на первую страницу
3. ЗВОНЫ ПРИ БОГОСЛУЖЕНИЯХ
3.3.1. Церковные службы
3.1.1. Все церковные общественные богослужения делятся на три круга: суточный (дневной), недельный (седмичный) и годовой (годичный).
3.1.2. Церковные общественные богослужения суточного (дневного) круга бывают следующие:
- вечерня: малая, вседневная и великая;
- повечерие: малое и великое;
- полунощница: вседневная, субботняя и воскресная;
- утреня: вседневная, со славословием, с полиелеем и пасхальная;
- часы: вседневные, великопостные, царские и пасхальные;
- Литургия: Святителя Иоанна Златоуста, Святителя Василия Великого и Преждеосвященных Даров (Святителя Григория Двоеслова).
В настоящее время для удобства верующих в большинстве храмов и обителей эти службы объединены в три вседневных богослужения: вечернее, утреннее и дневное. Вечернее богослужение состоит из 9-го часа, вечерни и повечерия. Утреннее богослужение состоит из полунощницы, утрени и 1-го часа. Дневное богослужение состоит из 3-го часа , 6-го часа и Литургии.Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются великая вечерня (иногда великое повечерие), утреня и 1-ый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощною).
3.1.3. Каждый день в году посвящается особым священным событиям – праздникам и постам, а также памяти тех или других святых и бесплотных Сил Небесных – Ангелов.
В соответствии с Типиконом, по торжественности церковной службы праздники делятся на великие (включая двунадесятые), средние и малые. К великим праздникам относятся Господские, Богородичные, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи и день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники всегда идут с полиелем и иногда с всенощным бдением; малые – бывают только с Великим славословием и без него. Из всех праздников в году самым большим и торжественным является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха), к которому строится весь годовой круг богослужений.
Посты делятся на многодневные и однодневные. Наиболее строгий и важный пост осуществляется перед Пасхой – сорокадневный Великий пост (Четыредесятница).
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.
3.1.4. На практике порядок и время служб весьма сложный. Однако, обязательными звонами как в храмах, так и монастырях, по сложившейся веками традиции, стали звоны на архиерейских службах, на вечернях, утренях, всенощных бдениях и Литургиях. На практике, в зависимости от традиций отдельных обителей или указаний настоятеля, могут осуществляться звоны и на другие ежедневные службы, а также специальные звоны на Чин артоса, трапезу, погребение монахов и т.д.
3.2. Звоны на архиерейские службы
3.2.1. В Русской Православной Церкви существуют три степени священства: епископы (архиереи), священники и диаконы, которые рукополагаются через Таинство Священства.
На все другие церковные должности поставляются по архиерейскому или настоятельскому благословению.
По давней традиции специальные звоны осуществляются перед посвящением в сан епископа, на встречу и проводы архиерея.
3.2.2. На Литургии перед посвящением в сан епископа полагается перезвон по 7 раз в каждый колокол, символизирующий Полноту Веры и Торжество Православной Церкви.
3.2.3. При архиерейском богослужении благовест начинается в указанное настоятелем время и в самый большой из благовестников (если их несколько). При приближении архиерея к храму или обители полагается встречный трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест. Перед началом богослужения - положенный трезвон.
После каждого богослужения, на котором присутствовал архиерей, и при его отъезде из храма или обители полагается проводной трезвон.
3.2.4. Встречный и проводной трезвоны осуществляются при каждом посещении архиереем храма или обители независимо, участвует он в богослужении или нет. Такой же порядок, как правило, существует при временном оставлении обители настоятелем, если он находится в архиерейском сане.
3.2.5. При патриаршем служении звон должен быть особым и отличаться своей торжественностью и длительностью. При наличии нескольких благовестников перед патриаршем богослужении следует благовестить в два колокола (т.н. «валовый» благовест). При возможности соблюдения синхронности, во время пения «многолетия» по благословению настоятеля может осуществляться радостный трезвон.
3.3. Звоны на вечерне и повечерии
3.3.1. Звон к вседневной вечерне начинается с благовеста. Если благовестников несколько, то звон совершается в простодневный или не самый большой колокол или било. По окончании благовеста после небольшой паузы перед самой вседневной вечерней производится трезвон в один или три приема (как скажет настоятель).После вседневной вечерни звона обычно не бывает.
3.3.2. Звон к малой вечерне, совершаемой только перед всенощным бдением (в соединении только с великой вечернею), начинается с благовеста. Если благовестников несколько, то звон совершается в самый малый колокол или било. По окончании благовеста после небольшой паузы перед самой малой вечерней (по усмотрению настоятеля) производится краткий трезвон в один прием.После малой вечерни звона не бывает.
3.3.3. Звон на великую вечерню или великое повечерие, если они совершаются отдельно от утрени, начинается с благовеста. Если благовестников несколько, то звон совершается в самый большой колокол или било. По окончании благовеста после небольшой паузы перед самой великой вечерней или великим повечерием производится трезвон в три приема.После отдельной великой вечерни и великого повечерия звона обычно не бывает или как скажет настоятель.О звонах к великой вечерне и великому повечерию, совершаемых в соединении с утреней (то есть на всенощном бдении), см. ниже.
3.4. Звоны на утрене
3.4.1. Звон к утрене без полиелея, если она служится отдельно, начинается с благовеста. Если благовестников несколько, то звон совершается в простодневный или не самый большой колокол или било. По окончании благовеста после небольшой паузы перед самой утреней производится трезвон в один или три приема (по усмотрению настоятеля).После данной утрени звона не бывает.
3.4.2. Звон к утрене, если она служится отдельно и с полиелеем, начинается с благовеста. Если благовестников несколько, то звон совершается в самый большой колокол или било. По окончании благовеста после небольшой паузы перед самой утреней производится трезвон в три приема.
Во время утрени с полиелеем перед чтением Евангелия полагается краткий трезвон в один прием (т.н. «звон к Евангелию»), выражающий радость празднуемого события.
В начале пения 9-ой песни Божией Матери «Величит душа Моя Господа...» или на «Честнейшую» обычно совершается краткий благовест, состоящий из 9 (или другого количества раз, а иногда и по времени, в зависимости от местных традиций и указаний настоятеля) ударов.
После данной утрени звона обычно не бывает или как укажет настоятель. единожды псалма 50-го или определенным временем, исходяиз характера праздника, конкретных условий или указаний настоятеля.
3.4.3. Перед утреней, когда она соединяется с вседневной вечерней без отпуста (когда нет литии), совершается трезвон в один или два приема или как укажет настоятель.После данной утрени звона обычно не бывает или как скажет настоятель.О звонах на утрени, совершаемой на всенощном бдении (т.е. в соединении с великой вечерней или великим повечерием), см. ниже.
3.5. Звоны на всенощном бдении
3.5.1. Перед началом всенощного бдения производится благовест в самый большой из благовестников (если их несколько). После краткой паузы за благовестом следует трехкратный трезвон (т.е. в три приема с небольшими паузами).
3.5.2. Перед началом чтения Шестопсалмия полагается второй звон - трезвон в два приема с небольшими паузами (т.н. двузвон ). Этот двузвон оповещает о начале второй части всенощного бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова.
3.5.3. Перед чтением Евангелия, полагается третий звон - трезвон в один прием (т.н. «звон к Евангелию»), выражающий радость празднуемого события.
3.5.4. В начале пения 9-ой песни Божией Матери «Величит душа Моя Господа...» или на «Честнейшую» обычно совершается краткий благовест, состоящий из 9 (или другого количества раз, а иногда и по времени, в зависимости от местных традиций и указаний настоятеля) ударов.
3.5.5. По окончании всенощного бдения обычно совершается трезвон или как укажет настоятель.
3.6. Звоны на Литургии
3.6.1. Перед началом Литургии совершается благовест. Если благовестников несколько, то в звоне участвует колокол или било, соответствующий празднику. Во все великие и храмовые праздники, воскресные дни, архиерейские службы, при отпевании священнослужителей и во всех других случаях, как укажет настоятель, используется самый большой (праздничный) колокол или било. В дни предпразднества, попразднества и отдания праздников, как правило, используется второй по величине (если их несколько) благовестный колокол или било. После краткой паузы за благовестом, перед самым началом Литургии, полагается трехкратный трезвон (т.е. в три приема).
3.6.2. Во время Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого при начале Евхаристического канона со слов «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…» до пения «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу…», то есть самой важной части Литургии, для извещения о времени освящения и преложения Святых Даров полагается благовест (т.н. звон к «Достойно»). Иногда этот звон может исполняться не по времени, а по количеству ударов: 12, 25, 30 или другое число раз в зависимости от того, как укажет настоятель. В случае трудностей достижения синхронности звона, по благословению настоятеля разрешается производить благовест к «Достойно» перед началом Евхаристического канона, во время пения Символа веры (12 ударов - 1 удар на каждый член Символа веры ).
3.6.3. После окончания Литургии во все великие и храмовые праздники, а также в воскресные дни и после архиерейских служб (в другие дни – как укажет настоятель) полагается однократный трезвон, продолжительность которого зависит от праздника (чем значительней праздник, тем звон громче, радостней, продолжительнее).
3.6.4. Если в один день служатся две Литургии (ранняя и поздняя), то звон на ранней Литургии такой же, как и на поздней. Однако на ранней Литургии благовест, как правило, бывает более короткий, редкий (косный) и тихий, чем к поздней Литургии, и может по благословению настоятеля совершаться в меньший колокол или било (если имеется несколько благовестников).После ранней Литургии звона обычно не бывает.
4. ОСОБЕННОСТИ ЗВОНА ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЯХ ГОДИЧНОГО КРУГА И СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВ И ТРЕБ
4.1. Страстная седмица и Воскресение Христово
4.1.1. На утрени Великого Пятка (Пятницы), когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию - 1 удар в самый большой благовестник, ко 2-му Евангелию - 2 удара, к 3-му Евангелию - 3 удара и т.д. По окончании утрени, когда верующие несут «четверговский огонь» домой, полагается трезвон в один прием.
На царских часах Великого Пятка 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе. Поэтому к царским часам полагается благовест в не самый большой колокол или било (если имеется несколько благовестников), а затем по усмотрению настоятеля краткий трезвон в один прием.
На царских часах Великой Пятницы, как правило, «не часят» (то есть на каждый час не ударяют в благовестник по количеству часов) или как укажет настоятель.
4.1.2. На вечерне Великой Пятницы (Пятка), перед выносом Святой Плащаницы, во время пения «Тебе одеющагося…» совершается медленный перезвон с ударением в колокол или било по одному разу с последующим ударом «во вся», а по положении Святой Плащаницы среди храма – тотчас краткий трезвон в один или три (как скажет настоятель) приема.
4.1.3. На утрени Великой Субботы, начиная с пения Великого славословия и в продолжение всего крестного хода (если он совершается) со Святой Плащаницей вокруг храма, полагается медленный перезвон с ударением в колокол или било по одному разу с последующим ударом «во вся» и, когда внесут Святую Плащаницу в храм и дойдут с нею до царских врат, - краткий трезвон в один или три (как скажет настоятель) приема.
4.1.4. В Светлое Воскресение (обычно примерно за 30 минут до полуночи) начинается благовест в самый большой колокол или било к светлой заутрени и продолжается до начала крестного хода. С началом крестного хода и до конца его совершается радостный торжественный трезвон.
По усмотрению епархиальных властей, в некоторых городах может вводиться существовавшая прежде практика, когда благовест в церквах к светлой заутрени не начинался прежде соборного.
4.1.5. К пасхальной Литургии - радостные благовест (как правило, чуть больше и громче обычного) и трезвон в три серии.
Помимо звона к «Достойно» по обычаю, на самой пасхальной Литургии во время чтения Евангелия полагается частый (торжественный) перезвон по семь (число 7 выражает полноту Славы Божией) ударов в каждый колокол или било, означающий проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот по прочтении Евангелия заканчивается ударом «во вся» и кратким радостным трезвоном в один прием. По усмотрению настоятеля перезвон может быть заменен трезвоном, который заканчивается трехкратным ударом «во вся».
4.1.6. В Светлый день Пасхи и во всю Светлую седмицу от окончания Литургии до вечерни по традиции осуществляется цело- дневный трезвон по благословению настоятеля и под контролем звонаря, не допуская произвола. При этом звон к богослужению должен осуществляться только звонарями.
4.2. Рождество Христово
4.2.1. На царских часах (в навечерие праздников: Рождества Христова и Богоявления Господня) 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе. Поэтому к царским часам полагается благовест в самый большой колокол или било (если имеется несколько благовестников), а затем, по усмотрению настоятеля, трезвон в один прием.На царских часах обычно не «часят» или как укажет настоятель.
4.2.2. На праздник Рождества Христова, то есть весь первый день праздника от окончания Литургии до вечерни, по традиции осуществляется целодневный трезвон по благословению настоятеля и под контролем звонаря, не допуская произвола. При этом звон к богослужению должен осуществляться только звонарями.
4.3. Крестопамятные праздники
4.3.1. На утрене в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1 августа в день Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня перед выносом Креста из алтаря во время пения великого славословия совершается перезвон по 5 раз (или как скажет настоятель) в каждый колокол или било, а когда Крест выносится на середину храма и положен на аналой, совершается краткий трезвон в один или три (как скажет настоятель) приема. В случае проведения крестного хода, на всем его протяжении совершается такой же перезвон.
4.4. Успение Пресвятой Богородицы
4.4.1. На утрене в день Успения Пресвятой Богородицы перед выносом Ее Плащаницы совершается перезвон по 3 раза (или как скажет настоятель) в каждый колокол или било, а когда Плащаница выносится на середину храма, совершается краткий трезвон в один или три (по усмотрению настоятеля) приема. В случае проведения крестного хода, на всем его протяжении совершается такой же перезвон или как укажет настоятель.
4.5. Водоосвящение
4.5.1. При малом освящении воды осуществляется частый радостный перезвон по 7 раз в каждый колокол или било, а при троекратном погружении креста в воду – краткий трезвон в три или один (как укажет настоятель) прием.
4.5.2. При большом (великом) освящении воды во время крестного хода осуществляется частый радостный перезвон по 7 раз в каждый колокол или било или, по усмотрению настоятеля, радостный трезвон, а при трехкратном погружении креста в воду совершается трезвон в три или один (как укажет настоятель) прием.
4.6. Молебны
4.6.1. Перед началом отдельного молебна в дни храмовых праздников, викториальные и другие (по усмотрению настоятеля) дни полагается краткий благовест и трезвон в три приема. Если молебен идет сразу за Литургией или другой службой, то осуществляется только краткий трезвон в один прием или как укажет настоятель.По окончании молебна - трезвон в один прием.
4.7. Крестные ходы
4.7.1. При крестном ходе вокруг храма (по древней традиции против хода солнца) полагается соответствующий звон, который начинается, как только хоругвеносцы появляются на выходе из храма, и заканчивается после их захода в храм. Во время остановок для чтения молитв (обычно делаются по четырем сторонам света, напротив главного алтаря – обязательно) звон прекращается.
4.7.2. Во время крестного хода на печально-торжественные праздники (то есть при выносе Креста Господня, Святой Плащаницы и Плащаницы Пресвятой Богородицы) надлежит совершать перезвон, в остальных случаях – трезвон, считающийся более радостным и торжественным звоном (если не будет других указаний настоятеля).
4.8. Великий пост
4.8.1. По древней традиции во время Великого поста в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу (до вечерни Великого Четверга), если только в эти дни не случится праздник Благовещения, храмовый и святого с полиелеем, полагается благовест к вечерне (малой и вседневной) и утрене более косный (редкий и тихий) в самый малый благовестник (если их несколько), а трезвон осуществляется в два малых колокольчика или била (т.н. «звон в двои») или в большее количество по усмотрению настоятеля. В эти дни к великому повечерию полагается только благовест из 12 костных ударов.
4.8.2. На великопостных часах, объединяющих 3-й, 6-й и 9-й часы, полагается отдельный благовест (постный, в меньший колокол или било, если имеется несколько благовестников), а затем по усмотрению настоятеля однократный трезвон в два (или большее количество) малых колокольчика или била.Помимо этого, на великопостных часах перед каждым часом «часят»: перед 3-м часом ударяют в тот же меньший благовестник три раза, перед 6-м часом - шесть раз, перед 9-м часом - девять раз, перед Чином изобразительных - 12 раз. Но если Великим постом случится праздник с полиелеем, то на часах «не часят» (то есть отдельно на каждом часе в благовестник не ударяют).
4.9. Чин погребения
4.9.1. В случае отпевания мирянина (по благословению настоятеля) при несении гроба в храм совершается скорбный звон в виде перебора, а при внесении его в храм – краткий трезвон. После отпевания по прочтении разрешительной молитвы при троекратном возгласе «Вечная память» обычно (при возможности соблюдения синхронности) совершается небольшой трезвон в один или три приема. При выносе тела из храма - снова перебор, оканчивающийся при отъезде катафалка кратким трезвоном или, если похороны осуществляются на погосте храма, при подходе траурной процессии к могиле. После последнего прощания при поставлении тела в могилу обычно исполняется краткий трезвон в один или три (как скажет настоятель) приема, выражающий радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
4.9.2. При кончине священнослужителя на колокольне того храма, где он служил, а для епископа – на кафедральном соборе, делают 12 ударов в самый большой благовестник.При отпевании, обнесении тела вокруг храма и погребении священнослужителей совершается такой же порядок звона, как и для мирян. Отличие лишь в том, что каждая серия перебора начинается с 12-кратного удара в самый большой колокол или било (как знак признания их апостольского служения Богу и Церкви).
4.9.3. В дни Светлой Пасхальной седмицы (причем в 1-ый день Пасхи до вечерни совершать погребение умерших Уставом богослужения запрещается) производить погребальный звон для мирян не следует, а для священнослужителей – вопрос решается правящим архиереем (при этом, как правило, перебор заменяется трезвоном).
4.10. Венчание
4.10.1. После совершения Таинства брака (венчания) при выходе из храма новобрачных по благословению настоятеля производится радостный трезвон (иногда без использования больших благовестников) до тех пор, пока свадебная процессия не покинет пределы храма.
4.11. Крещение
4.11.1. После совершения Таинства Крещения при выходе из храма новокрещенных по благословению настоятеля производится радостный трезвон (иногда без использования больших благовестников) по времени, как укажет настоятель.
Наверх
|