Rambler's Top100
 

l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.

Памятка покупающим церковные колокола

О качестве литья колоколов
Шариков В.Г.


Основные тона
Шариков В.Г.

По просьбе храмов и монастырей колокольный Центр подготовил "ПАМЯТКУ ДЛЯ ПРИОБРЕТАЮЩИХ ЦЕРКОВНЫЕ КОЛОКОЛА". Имея 14-летний опыт работы, а так же базу данных на более чем 3000 колоколов, колокольный Центр пытался объективно подойти к данному вопросу.

ПАМЯТКА
для приобретающих церковные колокола

I. ОБЩИЕ СОВЕТЫ.

1. Необходимо сперва четко определиться – Вам нужны колокола подешевле и побольше или хорошего качества по минимальной цене. Если Вас интересует первое, то дальше можете не читать !

2. Говоря о качестве колокола, мы должны подразумевать в первую очередь его благозвучие и стойкость к удару. (Внешнее оформление колокола играет определенную эстетическую и символическую роль, но не является главным.)

3. Сейчас как никогда возросла конкуренция среди колокололитейщиков. Все производители и их дилеры хвалят свои колокола, представляя их самыми лучшими в России. Некоторые из них опускаются до обмана, лжи и клеветнических измышлений в отношении своих соперников. Чтобы определить истинное качество колоколов рекомендуем: ? Не ориентироваться сразу на одно какое-то предприятие (их у нас более 10, которые выпускают колокола на постоянной основе, и качество их продукции самое разное). ? Никогда не ориентируйтесь на выставочные колокола (их ведь специально подбирают, чтобы привлечь покупателя). ? Чтобы прийти к объективной оценке, посетите храмы, где висят колокола различных производителей, и сами их послушайте. Не плохо бы узнать и мнение о действующих колоколах у настоятеля, старосты или звонаря (часто бывает, что некоторые новые колокола этого храма уже разбиты).

II. ВЫБОР ПРЕДПРИЯТИЯ.

1. Необходимо выяснить технологию изготовления форм на предприятии, так как от этого во многом зависит качество отливки колокола.
На сегодняшний день реально используются 4 вида формовки:
А) Литье в керамику – самый дорогой способ, но наиболее приближенный к традиционному (старому) способу литья у нас в России и позволяющий получать самое высокое качество во всех отношениях. В 2005 году среди предприятий, льющих в керамику, были: ООО «ЛИТЭКС», г. Москва – кремневая керамика, ЗАО - Товарищество «Пятков и К0», г. Каменск-Уральский – песчано-глиняная керамика с добавлением гипса и ЗАО «ИТАЛМАС» г. Тутаев Ярославской обл. - глиняная керамика.
Б) Литье в формы из холодно-твердеющих смесей (ХТС) – более дешевое литье, но худшего качества (более грубое литье, больше литьевых дефектов). В 2006 году предприятий, использующих данную технологию, было большинство: г.г. Воронеж, Екатеринбург, Москва (ЗИЛ), Минск, Санкт-Петербург и т.д.
В) Литье в кокиль (т.е. в готовую многоразовую форму) – литье сравнительно дорогое, качество от среднего до хорошего. Ввиду дороговизны формы данная технология не позволяет лить большие колокола и с разным оформлением. В 2006 году такое литье использовало только одно предприятие – ВНИИНМ им. Бочвара, г. Москва (кокиль из металлического графита, максимальный вес – 160 кг).
Г) Литье по выплавляемым моделям в керамической оболочке – литье сравнительно дорогое, качество от среднего до хорошего, ввиду специфики технологии трудно лить большие колокола и с разным оформлением. В 2006 году такое литье использовало только предприятие – ООО «СИНТЕЗ-АВТОМАТИК», г. Воронеж (максимальный вес – 180 кг).


2. Опыт работы предприятия по изготовлению колоколов.
Практика показала, что на отработку технологии качественного литья колоколов предприятие обычно затрачивает 1-2 года, а на отладку всего набора (звонницы) и того больше. Поэтому, когда Вам предлагают новоиспеченные производители отлить колокола любого веса и в любом количестве, то Вы должны

3. Имеется ли на предприятии официально утвержденные Технические условия (требования) по изготовлению колоколов ?
Если таковых нет, то как можно выпускать продукцию, не сформулировав четко требования к ее качеству. А как можно проверить такую продукцию и предъявить претензии производителю, если результаты контроля и обследования не с чем сравнить. Конечно, такие требования можно оговорить в договоре при заказе колокола, но это трудно сделать без знающих специалистов.

4. Используется ли при литье колоколов медный и оловянный лом или старые колокола и в каком количестве ?
Качество колокола, и прежде всего звука, очень сильно зависит от чистоты исходных металлов (меди и олова), из которых состоит колокольная бронза. Если Вы спросите об этом любого производителя, то он Вам ответит, что использует только чистые сертифицированные материалы. Но ситуация на рынке цветных металлов такова, что достать чистую медь (типа М1) или чистое олово (типа ОЧ1) сегодня достаточно трудно. Поэтому стоит только заглянуть в цех производителя, как Вы часто можете увидеть гору разбитых колоколов и вторсырья. Вообще использование старых колоколов и вторсырья традициями не возбраняется, если Вы умеете правильно приготовить сплав (раскислить, очистить от вредных примесей и т.д.), но принцип остается один – чем меньше литейщик использует старых колоколов и вторсырья, тем лучше. Именно поэтому надеяться на хорошее качество колоколов при их переливке без добавления чистых меди и олова не стоит.


5. Какой формы и из какого металла делаются языки колоколов ?
Форма языка колокола должна приближаться к форме маятника, т.е. сравнительно тонкая ось и массивное ядро, которое для получения точечного удара желательно делать бочкообразным или шарообразным. Металл языка должен быть из мягкой стали (типа Ст. 3 – Ст.5) и хорошо прокован. В случае использования более жесткой стали повышается вероятность раскола, а на точенном языке быстрее возникает наклеп и отслоение металла. К сожалению, кованные языки сегодня делает только ЗАО – Товарищество «Пятков и К0» г. Каменск-Уральский.

6. Каковы требования к оформлению колоколов ?
Любой лишний вес по сравнению с идеальным профилем ухудшает звук колокола. Поэтому при заказе не злоупотребляйте сложным декором, особенно на малых колоколах, и не делайте его толстым (т.е. не более 5 мм). Желательно, чтобы количество иконок было минимальным и четным (обычно 2 или 4). Литая надпись не должна быть летописью (в случае необходимости ее можно добавить фрезерованной надписью, которая более благоприятна с точки зрения звука и которая традиционно использовалась у нас на Руси). Чтобы не было проблем с подбором благозвучной звонницы, обычно с заказным декором делают первые 1-2 колокола-благовестника, а остальные подбирают из стандартных колоколов.


7. Как определяется тональность колоколов на предприятии ?
понимать, что вероятность получения колоколов хорошего качества маловероятна. При подборе колоколов в благозвучную звонницу храмы, как правило, интересуются тональностью колоколов. Однако у российских колокололитейщиков нет единого подхода к определению высотности колокола и поэтому верить заявленным в рекламе основным тонам не всегда приходится.
Надо иметь в виду, что в основе церковного звона Русской Православной Церкви лежит ритм с присущим ему динамикой и взаимодействием тембров. Исходя из этого, русские колокола проектировались с диссонансной структурой обертонов и основными характеристиками традиционно являлись: тембр (благозвучие) и длительность звучания (певучесть).
Точность соответствия определенному тону (ноте) играет в русском колоколе второстепенную роль и подбор звонниц из нескольких колоколов происходит не по нотам, а по определенным интервалам методом подбора. Так как основной (самый сильный) тон в русских колоколах после удара не стабилен (мерцает), а так называемый «ударный» тон (тон восприятия человеком в первый момент после удара) слишком субъективен, то главным (основным) тоном при измерениях берется самый низкий обертон (унтертон), который легко определяем и которым заканчивается звучание каждого колокола.
Хотелось бы отметить, что в последнее время некоторые колокололитейщики стали переходить на профили западного образца (т.н. «октавный» колокол). В результате тембр этих колоколов стал беднее (бочковатым), что не соответствует русской традиции.


8. Какова стабильность звучания колоколов ?
Стабильность звучания колоколов является одной из важнейших характеристик их качества. Этот показатель зависит как от применяемой технологии, так и культуры производства (организации труда, квалификации людей, их отношения к работе и т.д.). Так вот, если заявленный предприятием основной тон разнится с реальным на ± 25 центов, то это отличный показатель стабильности производства; ± 50 центов – хороший; ± 100 центов – удовлетворительный и если больше этого – то плохой. К сожалению, отличный показатель очень трудно достичь при массовом производстве и у нас предприятий с таким показателем нет. По результатам статистических обследований в 2006 году, хороший показатель в России имеет только одно предприятие – ЗАО - Товарищество «Пятков и К0» г. Каменск-Уральский; стабильность звучания колоколов других предприятий оставляет желать лучшего. Сейчас некоторые предприятия, чтобы исправить тональность колокола, предлагают за дополнительную плату его подточку (обычно изнутри), причем, заявляя иногда в рекламе, что готовы исправить звук колокола под любой тон ! Сама подточка не традиционна для русских колоколов. Но если Вы решились на подточку, то имейте в виду, что звук колокола можно подправить практически только в одну сторону – сторону басов и не более 25-30 центов. В противном случае, по мнению западных специалистов, которые занимаются настройкой колоколов уже сотни лет, Вы можете расстроить весь обертональный ряд звучания колокола (т.е. колокол будет иметь определенный тон, но его тембр (благозвучие) может измениться в худшую сторону).


9. Звучание колокола и его качество.
Звучание колокола является одним из важнейших критериев его качества изготовления. Что здесь надо иметь в виду при заказе колоколов и их приемке.
А) Если сравнить основные тона колоколов одинакового веса, но разных производителей, то можно увидеть, что они разняться на несколько полутонов. Профиль колоколов практически у всех наших производителей одинаков – профиль Оловянишникова, поэтому эта разница зависит в основном от качества сплава и литья ? чем выше тон, тем плотнее и качественнее литье и наоборот – чем ниже тон, тем рыхлее и пористее литье, больше внутренних дефектов. К сожалению, некоторые производители делают рекламу как раз на том, что их колокола звучат ниже, чем другие, поэтому они риторически заявляют ? зачем покупать колокола с таким же тоном, но более тяжелые ? По сути, это антиреклама и практика показала, что такие колокола менее благозвучные и быстрее разрушаются.
Б) Звучание колокола должно быть ровным без «кваканья» и больших биений, которые говорят о дефектах литья, неправильной формы колокола или несимметричного распределения его массы.
В) Если при затухании звука (особенно больших колоколов) высокие тона быстро пропадают (т.н. «кластерное» звучание) и остается один гул (т.е. звучание одного унтертона), то это значит плохой сплав или литье пористое и с внутренними дефектами.
Г) Очень важный критерий качества ? время звучания. На расстоянии 1 м оно должно быть не менее 5 секунд для малых (зазвонных) колоколов, не менее 10 секунд – для средних (подзвонных) колоколов и не менее 20 секунд – для больших (благовестных) колоколов. В противном случае это брак в литье или наличие в колоколе трещины.
Д) Обычно после литья и длительного хранения в колоколе накапливаются остаточные напряжения, которые могут несколько ухудшить качество звучания и уменьшить стойкость к удару. Ввиду отсутствия в колокололитейном деле традиции использования термообработки, процесс отпуска обычно происходит естественным путем после подвески колокола, в результате чего он постепенно раззванивается. В этот период (обычно 1-3 месяца) рекомендуется ограничивать силу удара.


10. Предоставляет ли предприятие официальную гарантию качества и какую ?
Это очень важный момент, так как колокола раскалывались как раньше, так и теперь. Если Вы нигде официально не оговариваете срок гарантии, то в соответствии с законом Вы имеете только две недели со дня продажи для предъявления претензий. Некоторые производители дают официальную гарантию 1 ? 5 лет (это считается обычной практикой как у нас в России, так и за рубежом). Но в последнее время появились производители, которые в своих рекламах дают гарантию колоколам 50 и 100 лет. Серьезность таких заявлений легко проверить, попросив их официально записать эти гарантии в договор или другой документ (конечно за подписью руководителя предприятия и печатью).
Несомненным лидером по прочности колоколов (как и по благозвучию) является на сегодняшний день ЗАО - Товарищество «Пятков и Ко» г. Каменск-Уральский, которое за 15 лет своей работы не имеет ни одного раскола.

11. Что входит в цену колокола, какие льготы и дополнительные услуги может предоставить предприятие ?
Ясно, что цены на колокола существуют самые разные. При определении предприятия, на котором Вы хотите заказать колокола, важно знать не только цену, но и что в нее входит.
Так что же может входить в цену колоколов:
- стоимость самого колокола с НДС или без НДС;
- стоимость языка и его подвески;
- помещение на колоколе изображений и надписей;
- проверка качества литья с помощью ультразвуковой диагностики;
- упрочнение и «лечение» с помощью термообработки;
- подточка под определенный тон;
- паспортизация колоколов, включая их акустику;
- подбор звонницы по благозвучию;
- официальная гарантия;
- разработка технического (эскизного) проекта оборудования звонницы;
- доставка до места назначения, включая страховку груза;
- подъем и подвеска колоколов;
- оборудование системы управления звоном;
- вставка и обшивка деревом балок для подвески колоколов;
- изготовление помоста звонаря;
- обучение звонаря на месте или на специальных курсах;
- праздничные и другие скидки;
- скидки от формы оплаты;
- продажа в рассрочку;
- получение сертификата на вывоз за границу от Министерства культуры.

12. Советуем при приемке колоколов пригласить знающего специалиста, не спешить и проверять не только отдельные колокола, но всю звонницу в целом.

 

   Контакты:
   директор: bells-centre@yandex.ru
   музей: mpzvon@mail.ru
 
  Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10,
   моб.: (903) 768-45-65
   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 10 до 19 часов.

Rambler's Top100