l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Особенности звона в била

Звон в била - наша старая традиция. В последнее время храмы стали использовать металлические била в виде плоских пластин.

Одно из достоинств таких бил является их качество звучания. Била делаются из катанного металла, который более однороден и плотен по сравнению с литым материалом колокола. Он не имеет раковин, микротрещин, более постоянен по толщине, поэтому звук бил обычно чистый (без аберраций и ''квакания'') и длится обычно 1-2 минуты (у хороших колоколов - 10-30 и более секунд в зависимости от веса и качества). Не все звонари могут привыкнуть к такому длительному звучанию ("певучести") бил.

Другой особенностью бил является их более низкий звук по сравнению с колоколами. На практике было замечено, что низкие тона колоколов влияют на человека более успокаивающе, чем высокие. Поэтому на Руси любили отливать массивные колокола весом сотни, а иногда и тысячи пудов (хотя здесь присутствовал и элемент престижности).

Примечательностью бил также является то, что, хотя основной тон бил расчитывается при ударе в центр, звонарь может сам выбрать наиболее благозвучное для него место удара, тем самым выдвигая на первое место не основной тон, а тот или другой обертон.

Несмотря на существующие каноны и правила православного звона в арсенале звонаря есть много средств для превращения звона в била в настоящее искусство. Выбирая не только звонницу с соответствующим рядом бил, но и варьируя ритмом, темпом и тембром при соответсвующем месте удара, а также частотным спектром и силой удара, меняя молотки с различным весом и материалом в зависимости от характера звона (праздничный, погребальный и т.д.), можно добиться различного музыкального выражения в православном звоне.

Несомненно, что с распространением бил в России будут совершенствоваться не только технология их производства, но и школа звона на них. Уже сейчас имеются звонари, которые по своему мастерствуи красоте звона на билах не уступают звонарям при их игре на колоколах.

Все объективные предпосылки говорят о том, что традиция использования бил (деревяных и металлических) в православном звоне будет существовать еще долго. При этом хотелось бы обратить внимание, что в едином Уставе церковного звона, одобренного Синодальной Богослужебной комиссией и утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 26 августа 2002 года, отмечается право использования в православном звоне как колоколов, так и бил и говорится о недопустимости их противопоставления друг другу (см. Устав церковного звона Русской Православной Церкви).

В. Г. Шариков


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.