Rambler's Top100
 

l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.

О качестве колоколов

О КАЧЕСТВЕ ЛИТЬЯ КОЛОКОЛОВ


Звучание колокола является одним из важнейших критериев его качества изготовления. Что здесь надо иметь в виду при заказе колоколов и их приемке?
1) Звучание колокола должно быть ровным без «кваканья» и больших биений, которые говорят о дефектах литья, неправильной форме колокола или несимметричном распределении его массы.
2) Если после удара (особенно в больших колоколах) высокие тона быстро пропадают (т.н. «кластерное» звучание) и остается один гул (т.е. звучание одного унтертона), то это значит плохой сплав или литье пористое, рыхлое и с внутренними дефектами.
3) Очень важный критерий качества ? время звучания. На расстоянии 1 м оно должно быть не менее 5 секунд для малых (зазвонных) колоколов, не менее 10 секунд – для средних (подзвонных) колоколов и не менее 20 секунд – для больших (благовестных) колоколов. В противном случае это брак в литье или наличие в колоколе трещины.

4) Если сравнить главный тон ? унтертон (т.е. самый низкий и долгозвучащий обертон) колоколов одинакового веса, но разных производителей, то можно увидеть, что он разнится до нескольких полутонов. К сожалению, в последнее время некоторые колокололитейщики и их дилеры делают рекламу на том, что их колокола звучат ниже, чем другие (например, по сравнению с колоколами Товарищества «Пятков и К0» г. Каменск-Уральский), поэтому они риторически заявляют ? зачем покупать колокола с таким же тоном, но более тяжелые ? По сути, это антиреклама для таких горе-производителей, так как практика показала, что колокола более низкой высоты менее благозвучные и быстрее трескаются.
В чем же здесь дело? На этот вопрос может ответить формула подобия колоколов Хладни.

F~T/D²√E/p


где: F – частота звучания, Т – толщина, D – диаметр, Е – модуль упругости (модуль Юнга), р – плотность (удельный вес) материала.
Проводимая Колокольным центром паспортизация колоколов показывает, что практически все наши колокололитейщики используют одни и те же исходные данные для русского профиля, в том числе соотношение максимальной толщины к диаметру на срезе ( 1 / 14), и метод построения профиля по Оловянишникову. Поэтому при сравнении звучания колоколов одинакового размера или веса отношение толщины к диаметру можно опустить.

Что касается удельного веса, то в колоколах он колеблется незначительно и говорит прежде всего о соотношении в сплаве меди и олова и наличии побочных примесей.
Остается модуль упругости Е, который говорит, в первую очередь, о качестве литья (плотное оно или рыхлое, наличие пористости и других дефектов в виде несплошностей). Он также может указывать на правильность приготовлении сплава, который должен содержать 80 % меди и 20 % олова (с колебанием этого соотношения ± 2-3 %) и количество вредных примесей не более 2-3 %.
Некоторые колокололитейщики, чтобы уменьшить вероятность раскола свих изделий, идут не через улучшение качества литья (т.е. повышение упругости), а специально уменьшают процентное содержание олова, увеличивая таким образом вязкость материала, но при этом звук теряет свою силу, становится менее благозвучным, высота звучания уменьшается.

В конечном счете, напрашивается только один вывод - чем выше упругость материала, тем лучше его качество литья, больше стойкость к удару и выше его тональность.
Учитывая, что выражение √ Е / р является скоростью звука в металле, мы решили проверить формулу Хладни и сделанный нами вывод, измерив скорость звука в колокольной бронзе на колоколах одинакового размера (весом примерно 40 пудов) разных производителей. При этом надо иметь в виду, что максимальная теоретическая скорость звука в высокооловянистой бронзе равна ~ 4750 м / с). Значения унтертонов брались реальные, измеренные во время паспортизации.


Название предприятия Значение унтертона Скорость звука (м/сек)
Товарищество «Пятков и Ко»
г. Каменск-Уральский
ЛЯ малой октавы 4550 - 4650
ЛИТЭКС г. Москва СОЛЬ-диез малой октавы 4450 – 4550
«Вера» г. Воронеж СОЛЬ малой октавы 4350 – 4450
ИТАЛМАС
г. Тутаев Ярославской обл.
ФА - диез малой октавы 4250 – 4350


Как видите, наши выводы оказались правильными. Так что, если Вам предлагают купить колокола одинакового размера и веса, но с разными значениями главного тона – унтертона, какой Вы выберите с точки зрения качества литья? Правильно, тот, у которого унтертон самый высокий !

 

   Контакты:
   директор: bells-centre@yandex.ru
   музей: mpzvon@mail.ru
 
  Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10,
   моб.: (903) 768-45-65
   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 10 до 19 часов.

Rambler's Top100