Rambler's Top100
 

l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.

Научные исследования

Использование колокольного звона в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Государственное образовательное учреждение ДОУ №815 компенсирующего вида с приоритетом логопедической работы более 20 лет оказывает помощь детям с нарушениями речи. Как один из приёмов коррекции нарушенного развития дошкольников в этом учебном году нами используется колокольный звон. В настоящее время отсутствуют системные методические разработки по данной проблеме в дошкольной коррекционной педагогике, однако в разных отраслях науки имеются исследования, подтверждающие актуальность и перспективы для разработки способов коррекции с использованием колокольного звона.

Колокол – уникальный музыкальный инструмент, в зависимости от размеров и характеристик материала диапазон воспроизводимых им частот составляет от 40Гц до 50 кГц.

Использование колокола не требует специальной музыкальной подготовки. Преимущество данного инструмента – простое, наглядное звукоизвлечение. Колокола в переносной звоннице могут быть заменены более приемлемыми по стоимости билами – металлическими пластинами.

О положительном влиянии колокольного звона на здоровье человека говорят многие современные врачи, среди них доктор медицинских наук, психиатр А.В. Гнездилов, президент Национальной ассоциации музыкальных терапевтов С.В. Шушарджан, доктор медицинских наук Е.О. Калашникова. Колокольные звоны применяли в лечении психосоматических заболеваний, таких как гипертоническая, язвенная болезни, бронхиальная астма и другие. Применение колокольных звонов благотворно при невротических реакциях, при нарушениях контактов с окружающими, но самым впечатляющим являлось облегчение болевого синдрома у онкологических больных. В связи с этим в разных отраслях активно используется лечение колокольным звоном – колоколотерапия. В условиях дошкольного учреждения с помощью небольшого набора колокольчиков можно решать ряд психолого-педагогических и коррекционно-развивающих задач:

1. Создание эмоционально-положительного фона на занятии, преодоление эмоциональной напряженности, негативизма, коммуникативных барьеров. Большинство воспитанников дошкольного учреждения вместе с основным речевым диагнозом имеют ряд вторичных нарушений, таких как нарушения поведения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Звук колокольчика успокаивает ребенка. Постепенное затухание звука помогает концентрировать и длительно удерживать внимание ребенка;

2. Развитие слухового и зрительного восприятия осуществляется с помощью набора из 4 – 6 парных колокольчиков. Для детей младшего дошкольного возраста в колокольчики звонят сказочные герои. Так, в группе ранней диагностики эффективно применяется игра «Кто звонил, лиса или мышка?». Звук колокольчика – мощный сенсорный раздражитель, который помогает привлечь внимание ребенка к учебному материалу. Для детей старшего дошкольного возраста задание «Найди звучащий колокольчик».

3. Развитие мелкой моторики. Когда ребенок звонит в маленькие колокольчики или на звоннице, активно задействована кисть руки, что способствует развитию мелкой моторики. Формирование тонких кистевых движений является эффективной пропедевтической работой по предупреждению дисграфии, способствует успешному овладению графо-моторных навыков у дошкольников. На экране представлены приемы работы по постановке руки. Педагог предлагает зафиксировать руку в локте, чтобы максимально освободить кисть и предплечье руки и предотвратить зажим плеча. Обучение сопровождается значительными моторными трудностями, особенно сложно дошкольникам с недоразвитием речи захватить тремя пальцами тяжелый колокольчик.

4. Обогащение словарного запаса дошкольников по историко-культурной тематике за счет расширения активного и пассивного словаря.

5. Коррекция просодической стороной речи. Длительное затухание звука, богатство обертонов, простое звукоизвлечение – эти свойства колокола дают возможность эффективно работать над просодической стороной речи. На примере звучания колокола мы стимулируем высокое или низкое, тихое или громкое звучание голоса. Так же ребенку можно наглядно показать правильную подачу звука «в маску», когда, подражая низкому звучанию колоколов, ребенок произносит звук м с закрытым ртом. Благотворно влияние оказывается и на развитие речевого выдоха.

Работа с колокольчиками и на звоннице способствует развитию чувства ритма, которое, как правило, недостаточно сформировано у детей с ОНР. В ходе обучения элементам колокольного звона организуется работа в паре, благодаря чему дошкольнику учатся взаимодействовать друг с другом.

Коррекционная работа с использованием колокольчиков проводится как в индивидуальной, так и в групповой работе в разных видах деятельности, возможна работа с разновозрастными группами дошкольников, объединенных по сходству нарушений развития. Колокольные звоны являются неотъемлемой частью детских фольклорных праздников, организованных в рамках программы «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения», направленной на приобщение к историко-культурному наследию родной страны.

Возвращение к своим истокам способствует возникновению новых творческих идей. Так в коррекционной педагогике Карелии и Финляндии появилась новое направление: кантеле-терапия для детей с ограниченными возможностями. Кантеле-карело-финский народный инструмент, напоминающий гусли.

Традиция колокольного звона тесно связана с культурой нашей страны. Использование колокольного звона в коррекционной работе имеет огромный потенциал для комплексного преодоления нарушенного развития у дошкольников.

Литература:
Ковалив В.В. Раздайся благовестный звон (колокола в истории культуры).-Мн. 2003г
Мирошина М. Звонарята. //Духовно-нравственное воспитание. №4 2010г
Шариков В.Г. Об использовании колоколов и бил в музыкальной терапии // Сб. I Международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина XXI веке». Москва. 2000 г.


   Контакты:
   директор: bells-centre@yandex.ru
   музей: mpzvon@mail.ru

 

   Поддержка и обновление сайта: diakon4@mail.ru

 
  Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10,
   тел./факс: (495) 438-29-53,
   моб.: (903) 768-45-65
   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 10 до 19 часов.

Rambler's Top100