l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Музыкальные особенности традиционной звонницы: историческое формирование и современное состояние

В работах, посвященных изучению отечественного искусства колокольного звона, непременно уделяется внимание и самим сооружениям, на которых размещены колокола – т. н. «подколоколенным» (7, с.65). Прослеживается стремление осмыслить колокола и подколоколенное сооружение как единое неделимое целое. В связи с этим выявляется некоторая неоднозначность при подходах к рассмотрению этого вопроса. К примеру, А.М.Покровский уже в самом начале своей статьи определяет следующее: «Звонница, или колокольня, с музыкальной точки зрения представляет собою своеобразный музыкальный инструмент или, вернее, своеобразный оркестр из оригинальных музыкальных инструментов–колоколов» (15, с.212). В работе Л.Д.Благовещенской находим: «Поскольку акустические свойства, местоположение (на равнине, у воды, в городе), высота колокольни, а также сама подвеска колоколов влияли на звучание подбора, следует заключить, что собственно инструментом следует считать колокольню, оснащенную подбором колоколов» (3, с.60). Н.Ф.Гуляницкий заключает: «Важная особенность колокола как инструмента звона заключается в его неотделимости от сооружения, которое его поддерживает и без которого он осужден быть безгласным» (7, с.65); но, к сожалению, «работы, рассматривающие комплексно и колокол, и подколоколенные сооружения как синтетическое явление искусства музыки и архитектуры, вовсе отсутствуют. Это особенно осложняет исследование подколоколенных сооружений, функциональная суть которых определяется одновременно и требованием быть музыкальным инструментом, и являться архитектурным произведением» (7, с.66). Сегодня можно указать на некоторые современные работы, в которых более или менее подробно начинает рассматриваться эта тема (1;2;4;10;11,13). Отметим, что ее изучение крайне необходимо для комплексного анализа музыкальных особенностей искусства русского звона и разработки практических рекомендаций для православных храмов и монастырей.

Традиционно на колокольне или звоннице размещается несколько колоколов. Они имеют функциональные различия и, как правило, отличаются своими размерами. Необходимо также отметить, что в конце XIX – начале XX века существовала традиция объединять общее количество колоколов, имеющихся на звоннице, понятием «звон»: «Собрание всех колоколов называется звоном» (16, с.171).

Процесс формирования колокольных наборов на звонницах исторически происходил постепенно: к уже имеющимся колоколам добавлялись новые; обычно стремились приобрести колокол большего веса, чем уже имеющийся. В большинстве случаев новый колокол по своему весу превосходил прежний примерно вдвое. При этом в одновременном звучании двух колоколов могло возникать терцовое соотношение (6, с.81). При повреждениях и расколах колокола также заменяли новыми. Сведений о стремлении придерживаться при пополнении звонниц новыми колоколами каких-либо специальных музыкальных принципов (гармонических или ладовых), история не сохранила.

Все колокола звонницы традиционно подразделяют на несколько групп: благовестники (один или несколько больших по весу колоколов), подзвонные (средние по весу) и зазвонные (малые по весу) – см.17, с.185. Отметим очень важную тенденцию, присутствовавшую и развивавшуюся в России на протяжении многих столетий и качественно влиявшую на отечественный колокольный звон – с точки зрения особенного богатства его музыкальных темброво–акустических характеристик: с появлением на Руси собственного колокололитейного дела происходит постепенное увеличение максимального веса отливаемых колоколов. Особенно показательны здесь московские колокола. Если во Пскове в XVI веке отливали колокола до 400 пудов (и их вес считался гигантским), то в Москве при Василии III (в 1533 году) отливают колокол весом 1000 пудов, а при Иоанне Грозном – 2200 пудов. К началу XVI века относится постройка знаменитой московской кремлевской колокольни Ивана Великого, расширенной в тот же период дополнительными пристройками для подвески самых больших колоколов. К концу XVI века на Иване Великом находилось несколько наибольших колоколов, предназначенных для Благовеста, и для упорядочивания их звона в соответствии с Типиконом в 1689 году последовал указ Патриарха Иоакима «О колокольной фамилии» (18). В этом «Указе» закрепляются традиционные функции колоколов-благовестников на звонницах.

Минимальная и максимальная величина зазвонных и подзвонных колоколов традиционно была связана с размерами самого большого из благовестников (на каждой конкретной звоннице) и с общим количеством больших колоколов, а также – с архитектурными особенностями колокольни, которые могли влиять на величину и общее количество размещаемых колоколов.

Зачастую колокольни и звонницы больших соборов и монастырей в своих колоколах хранили запечатленную в бронзе историю: появление каждого колокола (в первую очередь – больших благовестников) было связано с каким-либо значительным фактом, событием или личностью. История сохранила для нас многочисленные сведения о наиболее красивых и величественных колокольных голосах. Но, к сожалению, в большинстве случаев характеристику звука этих, по-видимому, эталонных (относительно благозвучия) колоколов мы можем восстановить сегодня лишь в восторженных словесных описаниях. А также (отчасти и весьма условно) – в сохранившихся нотных записях – расшифровках спектров наиболее известных московских и подмосковных колоколов–благовестников, сделанных К.К.Сараджевым. Звучание дошедших до нашего времени колоколов может быть изучено; о характеристике звука утраченных колоколов (относительно высоты и особенностей тембра) можно лишь догадываться, исходя из имеющихся данных о размерах того или иного колокола. Еще сложнее обстоит дело с изучением исторически сформированных колокольных наборов, находившихся на одной звоннице. Имеющиеся как современные, так и более ранние (начала XX века) исследования чаще посвящены каким-либо отдельным колоколам и – значительно реже – наборам колоколов. Они касаются преимущественно истории их отливки, появления на звоннице, особенностей художественного оформления, лишь иногда затрагивая качество звучания колоколов. Исключения составляют работы прот.Аристарха Израилева (о Ростовской звоннице – см. 8) и А.Б.Никанорова (о звоннице Псково-Печерского монастыря – см. 12). Фактически только звонница Псково-Печерского монастыря сохранила полностью и набор колоколов, и традиционные звоны, веками звучавшие в монастыре и не прерывавшиеся на длительный период времени. Остальные полностью или частично дошедшие до нас исторические звонницы с набором колоколов в той или иной степени утратили живую, непрерывную традицию своих звонов и их восстановление происходит теперь по уцелевшим записям и воспоминаниям.

Наиболее доступной и достоверной представляется сегодня общая словесно-описательная реконструкция наборов колоколов большинства известных звонниц (на основе архивных, печатных и фотоматериалов). В результате таких поисковых работ, проведенных А.Б.Никаноровым, С.А.Старостенковым, А.Е.Виденеевой (14;5) возрождаются ныне (хотя бы и только на бумаге) некоторые российские звонницы. Благодаря этим исследованиям мы имеем возможность сравнить между собой по составу самые известные в России звонницы (6, с.70).

С конца XIX века, при широком развитии промышленного колокольного производства, колокола на звонницу стали отливать сразу в наборе – от большого до малых. Объединение ряда колоколов в один звон (такое название колокольного набора уже приводилось выше) могло происходить на разной основе – это могли быть чисто внешние элементы декоративного убранства (заводы Финляндского, Самгина) или попытка достижения некоторого музыкально-гармонического соответствия (заводы Оловянишникова, Лаврова). В то же время каждый из таких колокольных наборов мог быть дополнен новыми колоколами и не обязательно – колоколами того же завода. Такая возможность пополнения и расширения звонниц также подтверждает отсутствие сформированной традиции по подбору колоколов на основе каких-либо музыкальных закономерностей.

Русские звонари никогда не настраивали колокола по классическому звукоряду, но к их подбору в звонницу относились весьма ответственно, исходя из собственных эстетических критериев. Между колоколами, присутствующими на одной колокольне, стремились достичь согласия и в результате подобных поисков, продолжающихся на всем протяжении формирования каждого колокольного набора, выстраивался неповторимый звукоряд, обеспечивающий индивидуальность целостного звучания. В то же время на звуковую характеристику звучания как каждого из колоколов, так и набора в целом, непременно оказывали влияние и архитектурные особенности колокольни – с позиций более или менее благоприятных условий для распространения звуковых волн. В связи с этим можно предположить, что один и тот же набор колоколов, вначале озвученный, к примеру, на шатровой колокольне, а затем перемещенный на звонницу палатного типа, создавал бы различное музыкальное впечатление у слушателей.

Музыкально–акустическая индивидуальность каждого из колоколов сохраняется во всех видах традиционных звонов. При совместном участии колоколов в звоне начинает звучать «соборный колокол» (6, с.86). В качестве одного из немаловажных составляющих этого звукового эффекта необходимо учитывать и акустические особенности подколоколенного сооружения. Выявление всей совокупности архитектурно–акустических факторов при современных процессах восстановления и реставрации подколоколенных сооружений – важное условие качественного возрождения традиции русского звона.

Горкина А.Н.

Литература:

  1. Благовещенская Л.Д. Звонница – музыкальный инструмент // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 28-38.
  2. Благовещенская Л.Д. Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России. Дисс… канд. иск. Л., 1989.
  3. Благовещенская Л.Д. Колокольня с подбором как музыкальный инструмент / Искусство колокольного звона // Учебное пособие для средних специальных учебных заведений Министерства культуры РФ. М., 1990. С. 42–76.
  4. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. М., 2002. Виденеева А.Е. О колоколах Ростовского Рождественского монастыря // Русское возрождение. 1998, №2. С. 43-52.
  5. Горкина А.Н. Русские колокольные звоны: особенности музыкальной организации. М., 2003. Гуляницкий Н.Ф. Колокол в древнерусской архитектуре // Архитектурное наследство. Вып. 36. М., 1988. С. 64-93.
  6. Израилев А.А., прот. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 39-78.
  7. Коновалов И.В. Практика обустройства колоколен и искусства звонаря // Колокольные звоны. Практическое руководство для православных звонарей. М., 1997. С.55–75.
  8. Никаноров А.Б. Некоторые особенности Псковских звонниц как древних архитектурно–музыкальных инструментов // Выбор и сочетание: открытая форма: Сборник статей к 75–летию Ю.Г.Кона / Отв. ред. К.И.Южак. Петрозаводск; Спб., 1995. С.141–145.
  9. Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб, 2000.
  10. Никаноров А.Б. Специфика звонниц и колоколен как архитектурно–музыкальных инструментов // Вопросы инструментоведения: Сб. рефератов 2–й Международной инструментоведческой конференции сериала «Благодатовские чтения». Сост. и отв. ред. Свободов В.А. СПб., 1995. С.71–73.
  11. Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Из опыта работы над проектом реконструкции колоколов и звонов Новгородского Юрьева монастыря // Прошлое Новгорода и новгородской земли. Новгород, 1993. С. 108 – 109.
  12. Покровский А.М. О музыкальном значении звонниц // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С. 212-222.
  13. Пряхин Н. Колокольный звон. Достопримечательные колокола в России // Русский Паломник. 1886, №19. С. 170-172,181-184,195-198.
  14. Рыбаков С.Г. Церковный звон в России (фрагменты) // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С. 176-197.
  15. Устав благовеста к церковному пению и о колокольной фамилии // Древняя Российская вивлиофика. Ч. 11. СПб., 1789. С.197, 254.
  16. Устав церковного звона. М., 2002.


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.