l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Отечественная колокольная летопись

Год Событие
988Крещение Руси
1066 Первое документальное упоминание о колоколах на Руси (Третья Новгородская летопись): "Приде Всеславъ и взя Новъгородъ и колоколы съима у святыя Софiи и паникодилъ съима".
1259 Первое документальное упоминание (Ипатиевская летопись) об отливке колоколов на Руси, в котором говорится, что князь Даниил Галицкий "въ Холмъ колоколы принесе из Кiева, другiя ту солье".
1290 Первое на Руси упоминание о колоколе, носящем имя собственное - Тюрик. Князья ростовские Димитрий и Константин Борисовичи послали данный колокол в Устюг Великий (Устюжская летопись).
1329 Первое упоминание о церкви "под колоколы" - в связи с завершением строительства церкви прп. Иоанна Лествичника "иже под колоколы", прародительницы знаменитой колокольни Ивана Великого (Никоновская летопись).
1341 Самое раннее упоминание имени православного монаха-колокололитейщика (игумен Евфимий; в надписи на колоколе Юрьевской церкви во Львове).
1342 Первое упоминание на Руси имени литца-ремесленника: "Повеле владыка Василiй слiяти колоколъвеликъ къ Святей Софiи и приведе мастера съ Москвы, человека добра, именемъ Бориска" (Третья Новгородская летопись).
1346 Первое летописное упоминание о литье колоколов в Москве: "На Москве слиты быша три колоколы большихъ, да два меньшихъ, а лилъ мастеръ Бориска". Никоновская летопись называет сего Бориску Римляниномъ.
1404 Устроены первые башенные часы с боем (куранты) в Московском Кремле на башне великокняжеского дворца Василия I Дмитриевича возле Благовещенского собора. Согласно Троицкой летописи часы эти установил сербский монах Лазарь со Святой Горы Афон.
1420 При игумене Никоне отлиты первые два колокола в Свято-Троицкий монастырь по случаю обретения мощей прп. Сергия Радонежского. Один из них весом 20 пудов до сих пор звонит на лаврской колокольне и называется Никоновский или Чудотворцов.
1476 Построена Духовская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Сергиев Посад), наиболее ранний из сохранивщихся образцов церкви "под колоколы".
1478 (5 марта) По указанию Ивана III снят и вывезен из Новгорода в Москву вечевой колокол - символ независимости новгородской земли.
1492 Первое письменное упоминание имени звонаря в летописи: "-на колоколницы звонец звонил в колокол в проскурницькой, Семеном зовут" (Вторая Новгородская летопись).
1503 Первое летописное свидетельство, указывающее на вес колокола ("350 пудов одной только меди, не считая олова"); вкладной колокол Ивана III "Лебедь", литый Петром Фрязиным, весом около 440 пудов.
1508 В Московском Кремле взамен старого деревянного храма прп. Иоанна Лествичника построена колокольня Ивана Великого - первый образец каменной столпообразной церкви "под колоколы".
1510 Повелением великого князя московского Василия III из поверженного им Пскова дьяк Долматов вывез в Москву вечевой колокол, символ независимости города.
1532 Перелит крупнейший колокол для кремлевской звонницы "Лебедь" (500 пудов по летописи, мастер Николай Немчин или Николаус Обракер).
1533 Василий III отливает первый "тысячник" (1000 пудов, мастер Николай Немчин или Николаус Обракер).
1550 Иваном IV Грозным отлит самый большой в Европе "Успенский" колокол (2200 пудов, мастер Кашпир Ганусов?), который пять раз переливался (последний раз в 1819 году мастерами Завьяловым и Русиновым) достигнув веса 4000 пудов. В настоящее время действует на Успенской звоннице Московского Кремля.
1551 Первая регламентация колокольного звона в официальных документах Русской Православной Церкви (Решение Стоглавого собора).
1570 Иван Грозный вывез из Новгорода после его разгрома Пименовский (Новгородский) колокол.
1591 Набат в Угличе, возвестивший о гибели царевича Димитрия; колокол, разбудивший народ и разнесший страшную весть, был публично предан гражданской казни, лишен уха (отчего получил прозвище Корноухий) и сослан в Сибирь (г.Тобольск). Возвращен в г. Углич в 1891 году.
1600 Борисом Годуновым впервые перелит Успенский колокол Ивана Грозного (2450 пудов, мастер Андрей Чохов), который в некоторых летописях назывался Царь-колокол.
1603 Борисом Годуновым слит Полиелейный колокол (прозванный "Годуновским") весом примерно 1850 пудов для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (погиб в 1930 году).
1622 Отлит колокол "Реут" весом в 1200 пудов (мастер Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки), который дважды падал с Успенской звонницы Московского Кремля, однако по-прежнему используется в звонах.
1625 Над Спасскими воротами Московского Кремля надстроена высокая стрельчатая башня, на которой установлены часы-куранты с колокольным боем.
1652 Царь Алексей Михайлович отливает самый большой в мире благовестный колокол весом 8000 пудов (мастер Емельян Данилов), который по праву стал называться Царь-колоколом. К сожалению, через год был разбит при Рождественских звонах (хотя находился еще в стадии очистки).
1655 Отлит второй Царь-колокол "Большой Успенский" весом 10000 пудов (мастер Александр Григорьев); колокол был повешен только в 1668 году на специально построенной деревянной звоннице на Соборной площади рядом с Иваном Великим и разбился при пожаре в 1701 году.
1668 Отлит Большой благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанный самым благозвучным колоколом в России (2125 пудов, мастер Александр Григорьев); погиб при эвакуации в 1941 году.
1677 Отлит московский "Симоновский" колокол, весом в 1000 пудов, мастерами Харитоном Поповым и Петром Дурасовым.
1681 Набатный колокол Московского Кремля заключен в Никольско-Карельский монастырь - за то, что звоном своим нарушил сон царя Федора Алексеевича.
1682-1689 Период постройки знаменитой Ростовской звонницы при Успенском соборе Кремля Ростова Великого (Ярославской обл.) митрополитом Ионой III Сысоевичем.
1682 Отлит "Лебедь" весом 500 пудов (мастер Филипп Андреев) для звонницы Успенского собора Ростовского Кремля.
1683 Отлит "Полиелейный" колокол весом 1000 пудов (мастера Филипп и Киприан Андреевы) для звонницы Успенского собора Ростовского Кремля.
1683 Отлит Воскресный колокол (прозванный "Корноухий", мастер Федор Дмитриевич Моторин) для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры весом 1275 пудов (погиб в 1930 году).
1688 Отлит "Сысой", второй из крупнейших, ныне звучащих колоколов, Праздничный колокол Ростовской звонницы (2000 пудов, мастер Флор Терентьев)
1689 Указ Патриарха Иоакима "О колокольной фамилии" (о названии главных кремлевских колоколов согласно с их употреблением применительно к праздничным и будним дням).
1690 В русское Богослужение введен благовест к "Достойно" (при московском патриархе Иоакиме). Кон.17в. Составление Устава Богослужения Русской Православной Церкви "Типикона", в котором приведен порядок использования бил и колоколов в церковном звоне.
1701 Указ Петра I об изъятии по всей России 1/4 части от общего веса колоколов - на военные нужды.
1735 Повелением императрицы российской Анны Иоанновны отлит величайший колокол мира, знаменитый Царь-колокол (12000 пудов, мастера Иван и Михаил Моторины). В 1737 году при большом московском пожаре, находясь еще в процессе очистки на деревянных стропилах, упал в литьевую яму и треснул с отколом большого куска у юбки весом 11,5 тонн. Впоследствии был зарыт землей, где и пролежал почти сто лет.
1748 По указу императрицы Елизаветы Петровны отлит Праздничный благовестник, прозванный Царь-колоколом, весом 4000 пудов для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (погиб в 1930 году).
1802 Самые ранние из сохранившихся датированных поддужных колокольчиков.
1804 Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков касимовского центра литья.
1806 Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков слободского центра.
1807 Самые ранние из сохранившихся датированных тюменских колокольчиков.
1811 Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков кунгурского центра.
1836 По указанию императора Николая I Царь-колокол 12000 пудов поднят из литейной ямы и установлен на гранитном пьедестале рядом с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле. Автор проекта и руководитель работ О. Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
1860 Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков пурехского центра литья.
1862 Выход 1-го издания "Пособия к изучению Устава Богослужения Православной Церкви" протоиерея Константина Никольского, где подробно поясняется место и значение звонов.
1871 Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков павловского центра.
1871 Публикация доклада Казанского П.С. о призыве к Богослужению В Восточной Церкви на 1-ом археологическом съезде в Москве.
1884 Первая книга, посвященная описанию отечественной звонницы: "Ростовские колокола и звоны" протоиерея Аристарха Израилева и первые его публикации по музыкально-акустическим работам.
1890 Выходит работа М. Пыляева "Исторические колокола".
1896 Выходит в свет одна из первых классических работ о русских колоколах и звонах - "Церковный звон в России" С.Рыбакова.
1907 Напечатана работа С.В. Смоленского "О колокольном звоне в России".
1910 Начало печатания "Толкового Типикона" М. Скабаллановича, в котором подробно рассматриваются вопросы возникновения церковного звона, в первую очередь благовеста.
1912 Выход капитального труда Н. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейного искусства", вобравший в себя все известные до него работы на эту тему, включая его же "Историю колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества П.И.Оловянишникова сыновья"(1906 г.).
1920 Закрытие Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Сергиев Посад) и запрещение в ней звона.
1928 Запрещение уникальных Ростовских звонов.
1946 Открытие Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возобновление колокольного звона.
1947 Выход первого издания "Истории литейного производства в СССР",в котором довольно подробно описывается колокололитейное дело в России. Второе дополненное издание книги выходит в 1962 году.
1954 Выход второго издания "Музыкальной акустики" Н.А. Гарбузова, в которой он впервые рассматривает об особенностях звучания колоколов.
1955 Выход перевода двухтомного издания "Теория звука" лорда Рэлея (Дж. У. Стретт), в которой он подытожил достижения акустики к началу XX века и раскрыл теорию звучания колокола.
1966 Выход первого издания "Закона Божиего" протоиерея Серафима Слободского, в котором он обобщил опыт церковного звона в Русской Православной Церкви.
1974 Выходит в свет работа о колоколах и звонах "Загадки звучащего металла" Ю. Пухначева.
1975 Поставлены колокольные звоны в Архангельском музее деревянного зодчества "Малые Карелы" (руководитель В.Лоханский).
1982 1-я Всесоюзная конференция кампанологов "Колокола. История и современность" (г. Москва, организатор Ю.Пухначев), положившая начало регулярному проведению конференций на эту тему в разных городах: Архангельске, Ленинграде, Саратове, Ярославле и др.
1983 2-я научно-практическая конференция "Колокола. История и современность" в Архангельске. Организатор - А.Н. Давыдов.
1986 3-я научно-практическая конференция "Колокола. История и современность" в Москве. Организатор - Ю.В.Пухначев.
1986 Всесоюзная научная конференция "Ямщицкий колокольчик" (Валдай, организатор Н.Яковлева).
1986 Выходит в свет первая монография, посвященная жизни и творчеству русского звонаря К.К.Сараджева (Цветаева А., Сараджев Н. Мастер волшебного звона).
1987 Восстановлены звоны в Спасо-Евфимиевском монастыре (г.Суздаль, звонари В.Гаранин и Ю.Юрьев).
1987 (23 августа) Возрождение знаменитых Ростовских звонов (звонари: С.Банников, А.Герасимов, В.Кривоносов, С.Мальцев, В.Недодаев, В.Пинаев, Д.Смирнов, В.Тарарушкин, Л.Шурыгин). С этого дня они начинают звучать регулярно.
1987 Зазвучали колокола в Петропавловской крепости города Ленинграда (ансамбль звонарей под руководством В.Лоханского).
1987 Начало производства колоколов на ВИЛСе г. Москва.
1988 Начало производства колоколов МП "Русь" г. Воронеж.
1988 (май) Первый фестиваль колокольной музыки (Архангельск, инициатор И. Данилов).
1988 Поставлены звоны в Вологодском Софийском соборе, при участии В. Лоханского (ансамбль звонарей под руководством Р. Сенникова).
1988 4-я научно-практическая конференция "Колокола. История и современность" в Ленинграде. Организатор - С.А. Старостенков.
1989 (19 мая) Создание Ассоциации колокольного искусства при Советском фонде культуры (учредительное собрание в Ростове Ярославской обл.).
1989 Защита 1-й кандидатской диссертации по кампаналогии Л.Д. Благовещенской (г. Новосибирск).
1990 (1 января) Зазвонила колокольня московского Покровского собора (звонари И. Данилов, А. Бондаренко, организатор А. Давыдов).
1990 Начало производства колоколов Товариществом "Пятков и К0" г. Каменск-Уральский.
1990 Научно-практическая конференция "Колокола. История и современность" и возрождение колокольных звонов в Саратове. Организатор конференции и руководитель ансамбля звонарей - А.С.Ярешко.
1990 Выходит первое в России пособие для музыкальных учебных заведений "Искусство колокольного звона" (по заказу Министерства культуры РСФСР); группа авторов: Л.Благовещенская, С.Мальцев с Д.Смирновым, А.Никаноров, С.Тосин, Ю.Пухначев, А.Ярешко).
1991 1-я Всесоюзная колокольная ярмарка (г.Москва, организатор - Ассоциация колокольного искусства).
1991 Начало производства латунных бил МП "Колокол" г. Москва.
1992 В праздник Пасхи (27 апреля) зазвучали колокола Ивана Великого в Московском Кремле.
1992 1-й Всероссийский конкурс звонарей, проводился по инициативе Ассоциации колокольного искусства (город Ярославль, организаторы Е.Анкудинова, Н.Каровская).
1992 10-11 декабря в МГУ прошла конференция "Колокола и колокольни", на которой рассматривалось возрождение русского колокольного звона, как части церковной культуры.
1995 Открытие Московского Колокольного Центра и его курсов подготовки церковных звонарей.
1995 Начало производства титановых бил Московским Колокольным Центром.
1996 Конкурс на отливку колоколов для храма Христа Спасителя в Москве, который выиграл ЗИЛ г. Москва.
1997 Издание первого учебника для церковных звонарей Московским Колокольным Центром.
2000 Июнь Проведение 1-го Всероссийского семинара преподавателей курсов и школ церковных звонарей (Москва, Колокольный центр).
2001 (22 июля) День памяти протоиерея Аристарха Израилева - столетие со дня кончины (Ростов Великий). Установка на территории бывшего Авраамиева монастыря памятного камня, выпуск полного собрания сочинений, проведение научно-практической конференции.
2001 Введение в строй бельгийского карильона на колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
2002 Отливка новых благовестников для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (взамен уничтоженных в 30-е годы) весом 27 и 35 тонн.
2002 28 августа Утверждение Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II единого "Устава церковного звона Русской Православной Церкви".
2002 Октябрь 1-я Международная конференция "Колокола Православия" в г. Минске.



   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.