Год | Событие
|
988 | Крещение Руси
|
1066 | Первое документальное упоминание о колоколах на Руси (Третья Новгородская летопись): "Приде Всеславъ и взя Новъгородъ и колоколы съима у святыя Софiи и паникодилъ съима".
|
1259 | Первое документальное упоминание (Ипатиевская летопись) об отливке колоколов на Руси, в котором говорится, что князь Даниил Галицкий "въ Холмъ колоколы принесе из Кiева, другiя ту солье".
|
1290 | Первое на Руси упоминание о колоколе, носящем имя собственное - Тюрик. Князья ростовские Димитрий и Константин Борисовичи послали данный колокол в Устюг Великий (Устюжская летопись).
|
1329 | Первое упоминание о церкви "под колоколы" - в связи с завершением строительства церкви прп. Иоанна Лествичника "иже под колоколы", прародительницы знаменитой колокольни Ивана Великого (Никоновская летопись).
|
1341 | Самое раннее упоминание имени православного монаха-колокололитейщика (игумен Евфимий; в надписи на колоколе Юрьевской церкви во Львове).
|
1342 | Первое упоминание на Руси имени литца-ремесленника: "Повеле владыка Василiй слiяти колоколъвеликъ къ Святей Софiи и приведе мастера съ Москвы, человека добра, именемъ Бориска" (Третья Новгородская летопись).
|
1346 | Первое летописное упоминание о литье колоколов в Москве: "На Москве слиты быша три колоколы большихъ, да два меньшихъ, а лилъ мастеръ Бориска". Никоновская летопись называет сего Бориску Римляниномъ.
|
1404 | Устроены первые башенные часы с боем (куранты) в Московском Кремле на башне великокняжеского дворца Василия I Дмитриевича возле Благовещенского собора. Согласно Троицкой летописи часы эти установил сербский монах Лазарь со Святой Горы Афон.
|
1420 | При игумене Никоне отлиты первые два колокола в Свято-Троицкий монастырь по случаю обретения мощей прп. Сергия Радонежского. Один из них весом 20 пудов до сих пор звонит на лаврской колокольне и называется Никоновский или Чудотворцов.
|
1476 | Построена Духовская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Сергиев Посад), наиболее ранний из сохранивщихся образцов церкви "под колоколы".
|
1478 (5 марта) | По указанию Ивана III снят и вывезен из Новгорода в Москву вечевой колокол - символ независимости новгородской земли.
|
1492 | Первое письменное упоминание имени звонаря в летописи: "-на колоколницы звонец звонил в колокол в проскурницькой, Семеном зовут" (Вторая Новгородская летопись).
|
1503 | Первое летописное свидетельство, указывающее на вес колокола ("350 пудов одной только меди, не считая олова"); вкладной колокол Ивана III "Лебедь", литый Петром Фрязиным, весом около 440 пудов.
|
1508 | В Московском Кремле взамен старого деревянного храма прп. Иоанна Лествичника построена колокольня Ивана Великого - первый образец каменной столпообразной церкви "под колоколы".
|
1510 | Повелением великого князя московского Василия III из поверженного им Пскова дьяк Долматов вывез в Москву вечевой колокол, символ независимости города.
|
1532 | Перелит крупнейший колокол для кремлевской звонницы "Лебедь" (500 пудов по летописи, мастер Николай Немчин или Николаус Обракер).
|
1533 | Василий III отливает первый "тысячник" (1000 пудов, мастер Николай Немчин или Николаус Обракер).
|
1550 | Иваном IV Грозным отлит самый большой в Европе "Успенский" колокол (2200 пудов, мастер Кашпир Ганусов?), который пять раз переливался (последний раз в 1819 году мастерами Завьяловым и Русиновым) достигнув веса 4000 пудов. В настоящее время действует на Успенской звоннице Московского Кремля.
|
1551 | Первая регламентация колокольного звона в официальных документах Русской Православной Церкви (Решение Стоглавого собора).
|
1570 | Иван Грозный вывез из Новгорода после его разгрома Пименовский (Новгородский) колокол.
|
1591 | Набат в Угличе, возвестивший о гибели царевича Димитрия; колокол, разбудивший народ и разнесший страшную весть, был публично предан гражданской казни, лишен уха (отчего получил прозвище Корноухий) и сослан в Сибирь (г.Тобольск). Возвращен в г. Углич в 1891 году.
|
1600 | Борисом Годуновым впервые перелит Успенский колокол Ивана Грозного (2450 пудов, мастер Андрей Чохов), который в некоторых летописях назывался Царь-колокол.
|
1603 | Борисом Годуновым слит Полиелейный колокол (прозванный "Годуновским") весом примерно 1850 пудов для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (погиб в 1930 году).
|
1622 | Отлит колокол "Реут" весом в 1200 пудов (мастер Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки), который дважды падал с Успенской звонницы Московского Кремля, однако по-прежнему используется в звонах.
|
1625 | Над Спасскими воротами Московского Кремля надстроена высокая стрельчатая башня, на которой установлены часы-куранты с колокольным боем.
|
1652 | Царь Алексей Михайлович отливает самый большой в мире благовестный колокол весом 8000 пудов (мастер Емельян Данилов), который по праву стал называться Царь-колоколом. К сожалению, через год был разбит при Рождественских звонах (хотя находился еще в стадии очистки).
|
1655 | Отлит второй Царь-колокол "Большой Успенский" весом 10000 пудов (мастер Александр Григорьев); колокол был повешен только в 1668 году на специально построенной деревянной звоннице на Соборной площади рядом с Иваном Великим и разбился при пожаре в 1701 году.
|
1668 | Отлит Большой благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанный самым благозвучным колоколом в России (2125 пудов, мастер Александр Григорьев); погиб при эвакуации в 1941 году.
|
1677 | Отлит московский "Симоновский" колокол, весом в 1000 пудов, мастерами Харитоном Поповым и Петром Дурасовым.
|
1681 | Набатный колокол Московского Кремля заключен в Никольско-Карельский монастырь - за то, что звоном своим нарушил сон царя Федора Алексеевича.
|
1682-1689 | Период постройки знаменитой Ростовской звонницы при Успенском соборе Кремля Ростова Великого (Ярославской обл.) митрополитом Ионой III Сысоевичем.
|
1682 | Отлит "Лебедь" весом 500 пудов (мастер Филипп Андреев) для звонницы Успенского собора Ростовского Кремля.
|
1683 | Отлит "Полиелейный" колокол весом 1000 пудов (мастера Филипп и Киприан Андреевы) для звонницы Успенского собора Ростовского Кремля.
|
1683 | Отлит Воскресный колокол (прозванный "Корноухий", мастер Федор Дмитриевич Моторин) для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры весом 1275 пудов (погиб в 1930 году).
|
1688 | Отлит "Сысой", второй из крупнейших, ныне звучащих колоколов, Праздничный колокол Ростовской звонницы (2000 пудов, мастер Флор Терентьев)
|
1689 | Указ Патриарха Иоакима "О колокольной фамилии" (о названии главных кремлевских колоколов согласно с их употреблением применительно к праздничным и будним дням).
|
1690 | В русское Богослужение введен благовест к "Достойно" (при московском патриархе Иоакиме).
Кон.17в. Составление Устава Богослужения Русской Православной Церкви "Типикона", в котором приведен порядок использования бил и колоколов в церковном звоне.
|
1701 | Указ Петра I об изъятии по всей России 1/4 части от общего веса колоколов - на военные нужды.
|
1735 | Повелением императрицы российской Анны Иоанновны отлит величайший колокол мира, знаменитый Царь-колокол (12000 пудов, мастера Иван и Михаил Моторины). В 1737 году при большом московском пожаре, находясь еще в процессе очистки на деревянных стропилах, упал в литьевую яму и треснул с отколом большого куска у юбки весом 11,5 тонн. Впоследствии был зарыт землей, где и пролежал почти сто лет.
|
1748 | По указу императрицы Елизаветы Петровны отлит Праздничный благовестник, прозванный Царь-колоколом, весом 4000 пудов для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (погиб в 1930 году).
|
1802 | Самые ранние из сохранившихся датированных поддужных колокольчиков.
|
1804 | Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков касимовского центра литья.
|
1806 | Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков слободского центра.
|
1807 | Самые ранние из сохранившихся датированных тюменских колокольчиков.
|
1811 | Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков кунгурского центра.
|
1836 | По указанию императора Николая I Царь-колокол 12000 пудов поднят из литейной ямы и установлен на гранитном пьедестале рядом с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле. Автор проекта и руководитель работ О. Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
|
1860 | Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков пурехского центра литья.
|
1862 | Выход 1-го издания "Пособия к изучению Устава Богослужения Православной Церкви" протоиерея Константина Никольского, где подробно поясняется место и значение звонов.
|
1871 | Самые ранние из сохранившихся датированных колокольчиков павловского центра.
|
1871 | Публикация доклада Казанского П.С. о призыве к Богослужению В Восточной Церкви на 1-ом археологическом съезде в Москве.
|
1884 | Первая книга, посвященная описанию отечественной звонницы: "Ростовские колокола и звоны" протоиерея Аристарха Израилева и первые его публикации по музыкально-акустическим работам.
|
1890 | Выходит работа М. Пыляева "Исторические колокола".
|
1896 | Выходит в свет одна из первых классических работ о русских колоколах и звонах - "Церковный звон в России" С.Рыбакова.
|
1907 | Напечатана работа С.В. Смоленского "О колокольном звоне в России".
|
1910 | Начало печатания "Толкового Типикона" М. Скабаллановича, в котором подробно рассматриваются вопросы возникновения церковного звона, в первую очередь благовеста.
|
1912 | Выход капитального труда Н. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейного искусства", вобравший в себя все известные до него работы на эту тему, включая его же "Историю колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества П.И.Оловянишникова сыновья"(1906 г.).
|
1920 | Закрытие Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Сергиев Посад) и запрещение в ней звона.
|
1928 | Запрещение уникальных Ростовских звонов.
|
1946 | Открытие Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возобновление колокольного звона.
|
1947 | Выход первого издания "Истории литейного производства в СССР",в котором довольно подробно описывается колокололитейное дело в России. Второе дополненное издание книги выходит в 1962 году.
|
1954 | Выход второго издания "Музыкальной акустики" Н.А. Гарбузова, в которой он впервые рассматривает об особенностях звучания колоколов.
|
1955 | Выход перевода двухтомного издания "Теория звука" лорда Рэлея (Дж. У. Стретт), в которой он подытожил достижения акустики к началу XX века и раскрыл теорию звучания колокола.
|
1966 | Выход первого издания "Закона Божиего" протоиерея Серафима Слободского, в котором он обобщил опыт церковного звона в Русской Православной Церкви.
|
1974 | Выходит в свет работа о колоколах и звонах "Загадки звучащего металла" Ю. Пухначева.
|
1975 | Поставлены колокольные звоны в Архангельском музее деревянного зодчества "Малые Карелы" (руководитель В.Лоханский).
|
1982 | 1-я Всесоюзная конференция кампанологов "Колокола. История и современность" (г. Москва, организатор Ю.Пухначев), положившая начало регулярному проведению конференций на эту тему в разных городах: Архангельске, Ленинграде, Саратове, Ярославле и др.
|
1983 | 2-я научно-практическая конференция "Колокола. История и современность" в Архангельске. Организатор - А.Н. Давыдов.
|
1986 | 3-я научно-практическая конференция "Колокола. История и современность" в Москве. Организатор - Ю.В.Пухначев.
|
1986 | Всесоюзная научная конференция "Ямщицкий колокольчик" (Валдай, организатор Н.Яковлева).
|
1986 | Выходит в свет первая монография, посвященная жизни и творчеству русского звонаря К.К.Сараджева (Цветаева А., Сараджев Н. Мастер волшебного звона).
|
1987 | Восстановлены звоны в Спасо-Евфимиевском монастыре (г.Суздаль, звонари В.Гаранин и Ю.Юрьев).
|
1987 (23 августа) |
Возрождение знаменитых Ростовских звонов (звонари: С.Банников, А.Герасимов, В.Кривоносов, С.Мальцев, В.Недодаев, В.Пинаев, Д.Смирнов, В.Тарарушкин, Л.Шурыгин). С этого дня они начинают звучать регулярно.
|
1987 | Зазвучали колокола в Петропавловской крепости города Ленинграда (ансамбль звонарей под руководством В.Лоханского).
|
1987 | Начало производства колоколов на ВИЛСе г. Москва.
|
1988 | Начало производства колоколов МП "Русь" г. Воронеж.
|
1988 (май) | Первый фестиваль колокольной музыки (Архангельск, инициатор И. Данилов).
|
1988 | Поставлены звоны в Вологодском Софийском соборе, при участии В. Лоханского (ансамбль звонарей под руководством Р. Сенникова).
|
1988 | 4-я научно-практическая конференция "Колокола. История и современность" в Ленинграде. Организатор - С.А. Старостенков.
|
1989 (19 мая) | Создание Ассоциации колокольного искусства при Советском фонде культуры (учредительное собрание в Ростове Ярославской обл.).
|
1989 | Защита 1-й кандидатской диссертации по кампаналогии Л.Д. Благовещенской (г. Новосибирск).
|
1990 (1 января) |
Зазвонила колокольня московского Покровского собора (звонари И. Данилов, А. Бондаренко, организатор А. Давыдов).
|
1990 | Начало производства колоколов Товариществом "Пятков и К0" г. Каменск-Уральский.
|
1990 | Научно-практическая конференция "Колокола. История и современность" и возрождение колокольных звонов в Саратове. Организатор конференции и руководитель ансамбля звонарей - А.С.Ярешко.
|
1990 | Выходит первое в России пособие для музыкальных учебных заведений "Искусство колокольного звона" (по заказу Министерства культуры РСФСР); группа авторов: Л.Благовещенская, С.Мальцев с Д.Смирновым, А.Никаноров, С.Тосин, Ю.Пухначев, А.Ярешко).
|
1991 | 1-я Всесоюзная колокольная ярмарка (г.Москва, организатор - Ассоциация колокольного искусства).
|
1991 | Начало производства латунных бил МП "Колокол" г. Москва.
|
1992 | В праздник Пасхи (27 апреля) зазвучали колокола Ивана Великого в Московском Кремле.
|
1992 | 1-й Всероссийский конкурс звонарей, проводился по инициативе Ассоциации колокольного искусства (город Ярославль, организаторы Е.Анкудинова, Н.Каровская).
|
1992 10-11 декабря | в МГУ прошла конференция "Колокола и колокольни", на которой рассматривалось возрождение русского колокольного звона, как части церковной культуры.
|
1995 | Открытие Московского Колокольного Центра и его курсов подготовки церковных звонарей.
|
1995 | Начало производства титановых бил Московским Колокольным Центром.
|
1996 | Конкурс на отливку колоколов для храма Христа Спасителя в Москве, который выиграл ЗИЛ г. Москва.
|
1997 | Издание первого учебника для церковных звонарей Московским Колокольным Центром.
|
2000 | Июнь Проведение 1-го Всероссийского семинара преподавателей курсов и школ церковных звонарей (Москва, Колокольный центр).
|
2001 (22 июля) | День памяти протоиерея Аристарха Израилева - столетие со дня кончины (Ростов Великий). Установка на территории бывшего Авраамиева монастыря памятного камня, выпуск полного собрания сочинений, проведение научно-практической конференции.
|
2001 | Введение в строй бельгийского карильона на колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
|
2002 | Отливка новых благовестников для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (взамен уничтоженных в 30-е годы) весом 27 и 35 тонн. |
2002 28 августа |
Утверждение Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II единого "Устава церковного звона Русской Православной Церкви". |
2002 Октябрь | 1-я Международная конференция "Колокола Православия" в г. Минске. |