l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Об Уставе Церковного звона

ПОЗДРАВЛЯЕМ всех звонарей с утверждением 26 августа 2002 г. Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II "Устава церковного звона Русской Православной Церкви".

Проект Устава был подготовлен специалистами Московского Колокольного Центра по указанию Его Святейшества. Задание было ответственным и необычным, так как на Руси никогда не было единого Устава церковного звона - каждый храм и каждая обитель имели свои традиции или звонарские уставы.

Надо сказать, что правила православного звона вырабатывались столетиями и они не были одинаковы во времени. Церковный звон пришел на Русь из Византии (Греции) вместе с принятием ею Христианства в 988 году. Однако к этому моменту уже наметился раскол Христианской Церкви на римско-католическую и греко-православную, который коснулся и церковного звона, так как первая была привержена к колоколам, а вторая - билам и клепалам. Поэтому в первых уставах обителей Русской Православной Церкви для звонов указаны только била и клепала. Это не значит, что на Руси не знали колоколов. Во-первых, их чуждались, так как в них "звонили латиняне", а во-вторых, они были дорогие и являлись признаком власти и помпезности. Позже с укреплением Московского княжества и объединения вокруг него всей Руси (XIV-XV века) в Богослужение потихоньку начали внедряться и колокола. В 1551 году на Стоглавом соборе Иваном Грозным была сделана попытка узаконить некоторые правила церковного звона (уже с учетом использования колоколов). С упорядочиванием церковной службы Никоном и другими Патриархами звон стал канонизироваться, что и было отражено в Уставе Богослужения (Типиконе) и других уставных документах. При этом эти уставы давали некоторую свободу священникам, так как часто после указаний о звоне говорилось: "или как укажет настоятель". В результате к XX столетию в России сложились писанные и не писанные традиции церковного звона как на уровне отдельных регионов, так и обителей, причем часто несовпадающие с требованиями Типикона.

Мы поняли, что при написании проекта Устава нам придется руководствоваться, наравне с уставными документами, сложившейся практикой церковного звона в России в начале XX века и реалиями сегодняшнего дня. Были опрошены десятки звонарей и священнослужителей, проштудировано более 300 работ, в результате чего выявлены общие традиции и черты русского православного звона. Честно сказать, было трудно. Мы не могли взять за основу Звонарский устав какой-либо известной обители: например: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монастыря или Оптиной Пустыни - настолько они были разные. Поэтому пришлось искать компромиссы и некоторые положения о звоне нами указаны в нескольких вариантах с оговоркой "или как укажет настоятель". При этом мы исходили, прежде всего, из постулата - нужен ли вообще звон в данный момент Богослужения, а потом уж решали, какой должен быть звон. Мы отвергли идею приведения церковного звона только к колокольному звону, так как считаем била и клепала частицей нашей древней традиции, которая еще живет в некоторых наших обителях. Мы отказались от сведения Устава только к перечню указаний о порядке звона к конкретным службам, который напоминал бы воинский устав. В результате только в третьей редакции нам удалось общими усилиями сформулировать цели Устава и церковного звона, требования к звонарю и средствам звона, уточнены виды канонических звонов, значение их символики и порядок их использования в Богослужениях, приведены особенности звона при отдельных Богослужениях годичного круга.

Двухлетний труд специалистов Колокольного Центра высоко оценен Синодальной богословской комиссией (председатель - епископ Орехово-Зуевский Алексий), которая в своем заключении написала: "Проект представляет стройное изложение основ церковного звона Русской Православной Церкви. Проект укоренен в церковной традиции и выполнен на высоком научном уровне. Достоинством проекта является сбалансированность различных традиций церковного звона, стремление не поддаться искушению архаизации или модернизации".

Уточнив некоторые пункты проекта и одобрив проект Устава в целом, Комиссия предложила ввести новые положения: о Чине посвящения в звонари, специальном звоне при Патриаршем служении, звоне на Крещение, что было положительно воспринято священнослужителями и звонарями.

В настоящее время утвержденный "Устав церковного звона" готовится Издательским отделом Московской Патриархии к печати. Помимо самого Устава в 1-е издание войдут в качестве приложения: Чин благословения кампана, 50, 118 и 150 псалмы, Символ Веры, некоторые молитвы, практические рекомендации по сохранению колоколов и бил, составленные Колокольным Центром, и список наиболее важной литературы по церковному звону (более 100 работ). Первое издание Устава тиражом 10 тысяч экземпляров планируется выпустить до конца 2002 г. Насколько нам известно, его с нетерпением ждут звонари не только России и стран СНГ, но и других православных стран.

Мы не сомневаемся, что единый "Устав церковного звона" поможет сохранить традиции православного звона как неотъемлемой части всей жизни Русской Православной Церкви и национального наследия нашей духовности и культуры, будет способствовать правильному использованию церковного звона и содействовать освоению мастерства звонарей.

Виктор Шариков
Руководитель Московского Колокольного Центра


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.