l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
о. Аристарх Израилев и настройка колоколов

Анализируя труды протоиерея Аристарха Израилева, можно заметить, что большая часть его работ посвящена настройке колоколов.

Будучи священником Ростовского Рождественского женского монастыря, Израилев уже в зрелые годы увлекся акустикой колоколов и изготовлением камертонов, что привело его в дальнейшем к идее настройки колоколов для наших храмов путем их подбора или подточки (обычно изнутри) точно по нотам в соответствии с принятой на Западе терцово-квинтовой ладовой организацией звуков. Настроив таким образом с десяток звонниц (в том числе в храмах Царствующих Особ), способных звонить не только церковные звоны, но и мелодии типа "Боже, Царя храни", "Коль славен наш Господь в Сионе" и т.д., он получил большую известность, как поборник нового направления в колокольном искусстве. Однако это был отход от русских традиций церковного звона (и, если смотреть шире, вообще от канонов Русской Православной Церкви) и такие опыты по мелодизации звонов наподобие курантов большинство церковных звонарей и музыкантов не поддержало.

В чем тут дело ? Было ли это случайным явлением или нет ? Дело в том, что весь XIX век (и в особенности его вторая половина) характеризуется бурным развитием музыкального искусства в России и, в первую очередь, инструментальной музыки. Появляется целая плеяда отечественных композиторов, создающих шедевры классической музыки на основе отечественных традиций (причем нередко с включением колокольных звонов). Фольклорная (народная) музыка как бы возрождается из небытия (ведь в России не было принято её записывать) и бурлит во всех направлениях: песни, романсы, частушки, танцы и т.д.

В это время также получают широкое распространение по всей России куранты. Не было города, крупного монастыря, собора или большого храма (даже во многих селах), где бы ни ставились часы с музыкой (боем). Причем колокола на них, в отличие от прежних столетий, ставились отечественного производства и какие только мелодии они не играли! При этом доходило до смешного, когда ради престижа на некоторых башнях или колокольнях вместо действующих часов просто рисовали циферблаты.

Этот музыкальный всплеск потребовал не только теоретических изысканий и нового осмысления музыкальных традиций России, но и приведения в порядок системы звукообразования, настройки инструментов и ориентации на конкретную эталонную частоту. В этот период в России утверждаются на практике уже принятые во всей Европе двенадцатиступенная равномерная темперация и эталон частоты 435 Гц, одновременно с этим распространяются западноевропейские представления о музыкальной гармонии.

Получив музыкальное образование европейского типа и будучи приверженцем классической теории музыки (об этом говорят его манера записи нот, рассуждения о мажорном и минорном благозвучии, другие высказывания), отец Аристарх Израилев стал воспринимать самобытные ритмические русские церковные звоны как нечто, выходящее за рамки "идеальной" гармонии, разработанной передовой Европой, и направил свой талант и энтузиазм на облагораживание этих звонов. В этом он не был одинок. Более того, такие энтузиасты находились в то время и в церковном пении, и в классической музыке, и других областях искусства, где западная культура оказала свое влияние. Так что можно сказать, что идея гармонизации звонов была вполне созвучна определенному направлению в развитии отечественной культуры.

В то же время думается, что этот процесс имел и объективные предпосылки. Ведь многие звонари и музыканты конца XIX века отмечали, что большая часть звонниц в России плохо подобрана, а на некоторых было даже невозможно звонить. Так, известный звонарь Александро-Невской лавры в Петербурге Александр Смагин тоже выступал за улучшение подбора звонниц, но не для мелодизации самих звонов.

А как же отнеслись к идее облагозвучивания звонов колокололитейщики ? Во второй половине XIX века ситуация в колокололитейной промышленности России стала меняться. Наступает насыщение отечественного рынка, усиливается конкуренция, число больших колокололитейных предприятий к концу XX века сокращается с 40 до 20. В этих условиях одни производители ищут пути удешевления производства и повышения прибыли, часто в ущерб качеству (например, Финляндский, который стал использовать в большом количестве старые колокола и вторсырье). Другие пытаются улучшить качество колоколов и их звучание (например, Оловянишников, Самгин, Лавров и др.) и предлагают при покупке возможности подбора колоколов в звонницы по благозвучию или нотам на любой лад. Для этого на складах держали сотни уже отлитых колоколов весом от 0,5 до 300 пудов и привлекали специалистов-музыкантов или приборы (так, на заводе Оловянишникова использовались 55 стальных камертонов, изготовленных о. Аристархом Израилевым). Это позволяло покупателю не только удовлетворять свои музыкальные наклонности, но и наяву проверять качество и звучание колоколов.

При этом, как отмечает Н. Оловянишников в своей книге "История колоколов и колокололитейное искусство" (Москва, 1912, 2-е издание), идея подточки колоколов не нашла сперва поддержки ввиду нарушения многовековых традиций и недостатка для этого технических средств. И только к концу XIX столетия некоторые производители, пытаясь выйти на международный рынок, стали подтачивать колокола и выставлять на выставках за рубежом звонницы, настроенные точно на нотный ряд в 3-4 октавы, с целью исполнения на них различных мелодий (как на карильонах). И хотя наши колокола занимали всегда призовые места, из этой затеи ничего не получилось ( как в силу сопротивления иностранных производителей, так и начавшихся в России с 1905 года катаклизмов.

В заключении хотелось бы отметить, что проблема настройки звонниц наших православных храмов актуальна и сегодня. С одной стороны, появились новые исследования в области традиционной русской гармонии, благозвучия, консонанса и диссонанса, ладовой организации звуков. И здесь, оказалось, не всё однозначно. С другой стороны, ситуация в колокололитейном деле сейчас такова, что все производители выпускают серии лишь из 10-15 колоколов, спроектированных под определенный лад (сравните с заводом Оловянишникова, на котором отливались более 70 типов колоколов), литье идет только под заказ, поэтому возможности подбора колоколов практически отсутствуют.

Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что подбирать колокола в звоннице по благозвучию можно и необходимо вне зависимости от того, что на них собираются звонить. И мы надеемся, когда-нибудь эта проблема для наших православных храмов будет решена и теоретически, и практически !

2000 год В.Г. Шариков
(Московский Колокольный Центр)

А. Н. Горкина
(РАМ им. Гнесиных)


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.