l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №19

апрель 2003 года

Поздравляем Николая Пяткова и его товарищей с пуском нового завода!
Об уставе церковного звона
"Звуки особого свечения"
Поздравляем Анну Горкину с успешной защитой кандидатской диссертации!
О 2-ом всероссийском семинаре преподавателей школ подготовки церковных звонарей



ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется:

да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное !

Поздравляем звонарей и всех православных христиан с Пасхой Христовой !

В январе с.г. Издательством Московской Патриархии выпущен массовым тиражом (10 тысяч экз.) Устав церковного звона, проект которого был подготовлен Московским Колокольным Центром.

18 марта успешно прошла защита кандидатской диссертации преподавателя Колокольного Центра Анны Горкиной.

К празднику Благовещения специалисты Колокольного Центра смонтировали "под ключ" звонницу из 12-ти колоколов (от 6 до 640 кг) на колокольне храма Свт. Николая в Заяицком (где расположен сам Центр). Колокола были подарены Благотворительным фондом Свт. Николая Чудотворца. Конечно, Центр планирует использовать звонницу, оборудованную по классической схеме и по последнему слову техники, в своем учебном процессе.

7 апреля звонари Колокольного Центра своими звонами открыли конференцию "Рахманинов. Россия", посвя-щенную 110-й годовщине со дня рождения великого композитора. Этим организаторы хотели ещё раз подчеркнуть тот вклад, который сделал Рахманинов в русское искусство, используя колокольные звоны и колокольные мотивы в своих классических произведениях.

В первые месяцы года специалисты Центра помогли нескольким храмам оборудовать свои звонницы. Наиболее сложные работы и в кратчайшие сроки были проведены в Ярославле в Храме иконы "Нечаянная радость", сделанного из пенопласта.В этот же период удалось провести паспортизацию звонниц нескольких храмов.

22 апреля прошел выпуск 23-го курса подготовки церковных звонарей - всего 24 человека. Из них: 5 женщин, возраст слушателей был от 14 до 63 лет, имели музыкальное образование 7 чел., практику звонаря - 6 чел. Та-ким образом общее количество выпускников достигло 430 человек. Кроме этого закончил курсы повышения мастерства звонаря - 1 человек (всего 11 человек). Следующий 24-й курс начинает работать с 16 сентября с.г. Оргсобрание и запись состоятся 15 сентября в 18.00 в помещении Колокольного Центра.

В настоящее время, по благословению Его Святейшества, Московский Колокольный Центр совместно с Рос-товской школой звонарей готовятся к проведению 2-го Всероссийского семинара руководителей и преподавателей школ подготовки церковных звонарей, который должен состояться в Ростове Великом 31 мая - 1 июня с.г.

*История и современность*
ПОЗДРАВЛЯЕМ НИКОЛАЯ ПЯТКОВА И ЕГО ТОВАРИЩЕЙ С ПУСКОМ НОВОГО ЗАВОДА !

Для ЗАО - Товарищества "Пятков и Ко" (г. Каменск-Уральский) наступил достоприме-чательный момент. В феврале 2003 года введена в строй первая очередь собственного колокололитейного завода, спроектированного по последнему слову техники. Есть здесь две газовые плавильные печи на 2 и 10 тонн, большая сушильная печь, кузнечный молот, пескоструйная камера и многое другое. Есть место, где можно отдохнуть, питаться, привести себя в порядок после работы. Но самое главное - остался слаженный дружный коллектив, который прошел испытание временем (предприятие действует с 1991 года и выпустило за это время более 5000 колоколов).

Пока пущены только производственные мощности. В дальнейшем планируется построить административное здание с конструкторским бюро, библиотекой, художественной мастерской, актовым залом и другими помещениями. Прошли 3 трудных года проектирования, согласований и строительства. И вот первые плавки, в том числе больших колоколов 150, 300 и 500 пудов (3, 5 и 8 тонн соответственно) для Храма Спаса на крови в г. Екатеринбурге. По оценке большинства, качество колоколов хорошее. И это радует, так как девизом предприятия с самого начала своей деятельности было: "Качество прежде всего!". А оно дается не просто - это и чистые материалы, и высокая квалификация, и взаимоконтроль, и духовный настрой, и многое другое.

Можно ли говорить, что предприятие достигло своего предела. Конечно, нет! С переездом на новое место у Товарищества появились дополнительные стимулы, теперь они ни от кого не зависят. Но наипервейшая задача - улучшить постоянство и качество звучания колоколов - остается. Как показывает многолетняя статистика, разброс звучания у большинства уральских колоколов равен 30-40 центов от номинального значения унтертона. По оценке отечественных и зарубежных специалистов, которые побывали на предприятии у Пяткова, это очень хороший показатель. Он имеет комплексное значение и учитывает возможности технологии, уровень организации труда, человеческий фактор и т.д. Чтобы его улучшить, надо продумать новые организационные меры и технологические приемы. И ещё, надо учиться и хотеть идти к лучшему. Насколько я знаю уральцев, все это у них есть.

Но и этого мало. Надо будет продумать всю систе му реализации колоколов. Если сейчас предприятие завалено заказами, то с увеличением объемов производства в 2-3 раза потребуются активные усилия по продвижению продукции на российский и зарубежный рынки (и это при сильной конкуренции со стороны других российских колокололитейщиков и ограниченных пока финансовых возможностях храмов и монастырей). Это предполагает, прежде всего, продуманную рекламу, увеличение количества типоразмеров колоколов, расширение гарантий и дополнительных услуг, изготовление колоколов для курантов и карильонов, сувенирных колокольчиков и т.д. Уже сейчас встают проблемы по оборудованию звонниц в отдаленных храмах и монастырях, монтажу многотонных колоколов, обучению звонарей на местах. Во всех этих проблемах и других может и готов оказать помощь Московский Колокольный Центр, который является официальным представителем ЗАО "Пятков и Ко" в Москве. Пожелаем Николаю Пяткову и его товарищам удачи и успехов в их замечательном деле!

Виктор Шариков

ОБ УСТАВЕ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА

В январе 2003 года Издательством Московской Патриархии выпущен массовым тиражом (20 тысяч экз.) "Устав церковного звона", одобренный Синодальной богослужебной комиссией и утвержденный 26 августа 2002 года Его Святейше-ством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Проект данного Устава был подготовлен Московским Колокольным Центром в соответствии с указанием Его Святейшества. Два года упорной работы, сотни переработанной литературы, многочисленные беседы и консультации как со священно-служителями, так и звонарями позволили создать единый Устав церковного звона Русской Право-славной Церкви, в котором сочетались бы требования уставных богослужебных документов, традиции церковного звона в России в начале XX века и реалии сегодняшнего дня. При этом мы старались изложить только основные положения церковного звона, по возможности, не ущемляя прав на-стоятелей, местные традиции и творчество звонарей. Насколько хорошо удалось это сделать, говорит отзыв Синодальной богослужебной комиссии: "Проект представляет стройное изложение основ церковного звона Русской Православной церкви. Проект укоренен в церковной традиции и выполнен на высоком научном уровне. Достоинством проекта является сбалансированность различных традиций церковного звона, стремление не поддаться искушению архаизации или модернизации".

Хотелось бы обратить внимание, что по рекомендации Синодальной богослужебной комиссии впервые в истории церковного звона в России в Устав были введены положения о специальном Чине посвящения в звонари, особом звоне на Патри-аршее служение и звоне при Таинстве Крещения. Устав церковного звона, который вышел с приложениями (Чин благословения кампана, псалмы, молитвы, рекомендации по сохранению колоколов, список литературы), можно приобрести в магазине Издательства по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, 18 (ст. метро "Спортивная"), тел./факс: (095) 245-30-68, 246-73-75 или 246-20-85.

*Первые отзывы об уставе*
"Звуки особого свечения"

Исследователь акустической природы колокольного звона Ю. Н. Рагс несомненно прав в своем утверждении что, " Возрождение колокольного искусства в новых социальных, идеологических и художественных условиях должно быть связано с переходом на более высокий уровень, нежели быть просто его восстановлением ".

Вот и я думаю, что восстановить, конечно, не удастся, а вот перейти на более высокий уровень исполнения звона уж хотя бы на тех колоколах, которые остались с нами в XXI веке крайне необходимо и представляет собой наипервейшую задачу. Вообще Ю. Н. Рагс выдвинул потрясающее предложение изучать не просто колокол или ансамбль колоколов, а колокол - для звонаря, колокол - в восприятии религиозного человека, колокол - для композитора, исполнителя, слушателя. Так вот я как раз об этом "колокол для звонаря" и размышляю. Я считаю, что другие ниши плотно заняты, а в своей родной как-нибудь с Божией помощью разберемся, что происходит вокруг. Звонарю писать не всегда возможно. Горизонты впечатляют, мыслить можно бесконечно вперед и в глубину. О прошлом все меньше времени думать, так как осмысление прошлого о судьбах колоколов осталось на пороге XXI века. Звон - икона времени. Время же величина изменяемая. С наступлением нового периода времени изменяется и звон, по крайней мере, это так и должно быть. Вот в этой связи, и только в ней, я усматриваю оправдание колокольного авангарда, вновь разрабатывающего забытые формы звона.

А что же в этой связи нам указывает новый Устав? Необходимо отметить важную мысль о том, что отсутсвие звона в Храме перед Богослужением оправдано только неимением технических средств для звона. Далее наиважнейшее положение Устава о средствах звона дает нам четкое перечисление во что сегодня можно звонить на службу: било ручное (малое) деревянное, било большое (великое) деревянное, била (клепала) металлические, колокола. Какая замечательная возможность восстановить и возродить традицию клепания в била. У нас это было от самого святого князя Владимира после Крещения Руси в 988 году. С колоколами сегодня больше ясности. Их изучали и продолжают изучать и сейчас. Даже гигантский промышленный тяжеловес ЗИЛ взялся помудрить над колоколами. А вот о билах вроде как утаивают информацию. Все больше и больше слышишь нелепостей и непонятностей или просто дезинформацию о билах. Например, все виды бил хороши, в том числе рельсы и газовые баллоны, но только не била из бронзы, латуни, титана, в которые я имел счастье клепать, никоем образом не оскверняли моего дотошного музыкального вкуса. Устав так прямо и регламентирует "Главное не внеш ний вид и материал, а символ, духовная суть и намоленность". Так, на мой взгляд, титан благороднейший металл. Сверхпрочный, и на удивление многих людей, очень певучий. Но регистр, в котором поют титановые была, их тембральная окраска не искрометные, если можно так сказать. Это звуки особого свечения, я сказал бы, особого тления света, его замирание, его таинственный гимн. Вспомните "Свете тихий" - малый знаменный распев. Здесь сложная перекличка внутренних смыслов звона и распева. Это бесспорно красиво. И это требует очень чуткого и умелого обращения с билами. Молиться била не мешают. Это не партесные концерты или органная музыка. Это таинственный сон, предваряющий трезвон колокольный и наплывающий вновь и вновь после. Это есть колокол для звонаря.

Александр Чайка, звонарь,
Храмовый комплекс "Коломенское"

Поздравляем Анну Горкину
с успешной защитой кандидатской диссертации!

18 марта 2003 г. в Российской академии музыки (РАМ) им. Гнесиных прошла защита диссертации Анны Николаевны Горкиной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме: "Музыкальная организация традиционных колокольных звонов" (специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство). После окончания в 1997 году РАМ им. Гнесиных по специальности "дирижирование академическим хором" Анна работала преподавателем хорового пения в школе, пела в церковном хоре. В июле 1998 года окончила курсы подготовки церковных звонарей Колокольного Центра, а с 1999 года на этих же курсах преподает практику православного звона, подготовив к настоящему времени более 50 звонарей.

Звонарская тематика для нее стала настолько близкой, что, поступив в аспирантуру, она начала заниматься изучением колокольных звонов уже на уровне диссертационного исследования. В этом ей помогло как знание звонарского дела "изнутри", так и большой экспериментальный материал, накопившийся в Колокольном Центре. Многие опыты были задуманы и проведены самой Анной. Это потребовало от нее освоить основы акустики и специальные компьютерные программы по обработке звука, разработать методику проведения экспериментов и найти системный подход к анализу полученных данных.

К сожалению, по теме диссертации публикаций было очень мало, поэтому многие проблемы пришлось решать впервые и самой. Конечно, беседы, консультации, а иногда и споры со специалистами Колокольного Центра и других учреждений, помогали найти истину, но, мне кажется, главное - это "горение" Анны, её стремление докопаться до сути, услышать другие точки зрения. Как отмечалось на защите, на которой присутствовал в качестве оппонента и президент Ассоциации колокольного искусства России Ярешко А.С., в работе Анны были использованы не только новейшие средства изучения предмета диссертации (колокольные звоны), но и впервые выдвинуты гипотеза об изменении звука колокола со временем и идея "соборности" при подборе колоколов в звонницы; впервые на конкретных статистических и экспериментальных данных показаны особенности звучания русских колоколов на уровнях отдельного колокола, звонницы из нескольких колоколов и традиционных колокольных звонов; некоторые результаты исследований были приведены диссертантом также впервые и нигде раньше не публиковались. Хочется пожелать Анне новых творческих успехов на выбранном поприще !

Сотрудники и выпускники Колокольного Центра,/p>

О 2-ом ВСЕРОССИЙСКОМ СЕМИНАРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ШКОЛ ПОДГОТОВКИ ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 31 мая - 1 июня с.г. в Великом Ростове намечено проведение 2-го Всероссийского семинара преподавателей курсов и школ по подготовке церковных звонарей, получивших благословения в своих Епархиях (как известно, 1-ый Всероссийский семинар происходил в 2000 году в Москве). Организаторами данного мероприятия являются Московский Колокольный Центр, работающий с 1995 года и подготовивший 430 высококвалифицированных звонарей для многих храмов и монастырей по всей России, и Школа звонарей Успенского собора Ростова Великого, действующая с 1996 года и подготовившая десятки звонарей для храмов и монастырей своей Епархии.

Программой семинара предусмотрен обмен опытом:

- по традициям звона при Богослужениях в свете выхода единого "Устава церковного звона" Русской Православной Церкви;

- по программе и методике обучения звонарей;

- о путях совершенствования мастерства звонарей;

- в просветительской работе среди всех слоев населения.

По высказыванию большинства настоятелей храмов и монастырей, утверждение в 2002 году Его Святейшеством единого "Устава церковного звона" и выход его массовым тиражом, несомненно, поможет возрождению традиций православного звона и повышению мастерства звонарей. В то же время, нам представляется, что в условиях, когда по всей стране появляются все больше курсов и школ по подготовке церковных звонарей и когда они никак не связаны между собой, не имеют единой программы, а уровень подготовки их очень разный, проведение вышеуказанного семинара будет своевременным и существенно поможет возрождению и преумножению традиций православного звона.


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.