l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №17

октябрь 2002 года

Применение колокольного звона в музыкотерапии
История богослужебных колоколов в Западной Европе
Об утверждении Устава Церковного звона



Поздравляем с праздником
Покрова Пресвятой
Богородицы !

Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Пошел 8-ой год работы Московского Колокольного Центра.

16 сентября 2002 г. начался 22-ой курс подготовки церковных звонарей в количестве 33 человек (из них 15 человек - женщины). Возраст слушателей от 13 до 65 лет. Слушатели в основном из Москвы (23 чел.), из Московской обл. (9 чел.) и 1 чел. из Ставропольской епархии. Музыкальное образование имеют - 15 чел., играют на музыкальных инструментах - 16 чел., имеют практику звонаря - 15 человек.

В летние месяцы Центр не переставал работать по всем направлениям. Оборудовано десяток колоколен, в том числе на родине преп. Сергия Радонежского в с. Радонеж, М. О. Проведена паспортизация нескольких звонниц, что позволило более квалифицировано подойти к их наладке и оборудованию. Преподавателями Центра Артемом Чеботаревым и Анной Горкиной выпущена брошюра "О чем звонят колокола", в которой они делятся своим опытом в освоении искусства колокольного звона. Специалисты Центра участвовали в конференции по сохранению аудио и видеоинформации культурного назначения "Эхолот-2002".

Но главной вехой в нашей деятельности стало одобрение Синодальной богословской комиссией и утверждение Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II "Устава церковного звона Русской Православной Церкви", проект которого подготовлен специалистами Центра (более подробно см. стр. 4).

Продолжено оформление странички Интернета, где любой может найти более подробные сведения о нашей деятельности и послать сообщение по электронной почте.

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА В МУЗЫКОТЕРАПИИ

У любого православного человека не могут не вызвать вполне естественное недоумение такие фразы, как "оздоровительный эффект колокольного звона", "сеансы православной музыкотерапии", "экспериментальные методы использования православного звона в лечебной практике". Возможно ли совместить такие понятия как церковный звон и медицина ? Допустимо ли применение звона в нетрадиционном направлении ? Ответ может быть верным в том случае, если он сопровождается объяснением, которое опирается на Священное Писание и Предание. История свидетельствует, что использование для исцеления "вспомогательных средств" вовсе не чуждо святоотеческой традиции и православной культуре. Вот как свидетельствует об этом святитель Иоанн Златоуст: "Когда Бог увидел, что большинство людей ленивы и обращаются к религиозному чтению с неохотой, то, желая сделать такое занятие более приятным, Он соединил мелодию с пророчеством, чтобы все могли возносить Ему Священные гимны с великим рвением". Именно эта принадлежность телесного врачевания духовной молитвенной основе человеческого бытия с особой остротой ставит вопрос о новых методах благотворного медицинского воздействия, которые напрямую связаны с православной традицией.

Одним из таких методов является лечение звуком и прежде всего музыкальным. Как известно музыкальное творчество по своей сути созидательно. Стройная и чистая мелодия являет собой сочетание духовной силы и света, цельности и величия. В этом плане особенно живым, красочным и уникальным звучанием отличаются церковные колокола. По замечательному выражению К. Сараджева, "музыка звона бесконечно прекрасна и является чем-то совсем отдельным от других музыкальных инструментов. В него входит наивысшая сложность сочетания звука. Колокол дает нам весь музыкальный Абсолют, посвящает нас в наивысшую теорию музыки". Обладая богатейшими свойствами звуков церковный звон, воздействует как на духовную, так и физическую основу человеческого существа.

В связи с этим важно коснуться вопроса об использовании православного звона в музыкальной терапии. Здесь необходимо остановиться на некоторых современных методах лечебного применения церковного звона.

В частности, группа исследователей под руководством заведующего лабораторией биосферных исследований Института литосферы Ф. Я. Шипунова установила, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, который разрушает болезнетворную среду. Результаты проведенных исследований показали, что церковные колокола являются мощными генераторами сверхлегких частиц - микролептонов, массы и заряды которых на несколько порядков меньше, чем электрона. Своим звоном колокола возбуждают огромное количество микролептонов в радиусе нескольких километров вокруг храма. А опыты показали, что в возбужденном виде сверхлегкие частицы способны обезвреживать микробов. Поэтому, если систематически звонить в колокола, то микролептоны обеззараживают местность вокруг храма и уничтожают многочисленные вирусы различных инфекционных заболеваний.

Особое воздействие православного звона проявляется на душевном состоянии человека, его психики. Много лет психиатр А. В. Гнездилов из Санкт-Петербурга успешно лечит ряд психических заболеваний звучанием колоколов. Актуальность данной проблемы определяется тем, что обычные вербальные (словесные) воздействия в процессе взаимоотношений врача и больного в последнее время утрачивают свое значение. Поиск невербальных форм контакта привел, в первую очередь к колоколам, способным создавать так называемое чувство "соборности".

По мнению А. В. Гнездилова, в основе жизни лежит ритм: восход-заход солнца, прилив-отлив, вдох-выдох - все подчиняется закону ритмологии. Все органы в человеческом теле настроены на определенные тона, и весь организм, как чуткий музыкальный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем. В православной традиции колокольный звон, призывающий к молитве, настраивает человека на определенный лад, который пробуждает стремление души к внутреннему миру.

Размеренный, стройный звон, оказывая необычайно сильное воздействие на эмоциональную и духовную сферу человека, способен избавить его от стрессового состояния, помогает быстрее пройти психотерапевтическую реабилитацию и вернуться к нормальной жизни после чрезвычайных нервных потрясений. Что касается практической методики применения звона, то здесь все очень просто: больной, не владеющий музыкальными инструментами, может сам принимать участие в терапии. Он самостоятельно находит для себя нужный тон, ритм и сочетание с другими колоколами. Об эффекте данной терапии свидетельствовали сами больные: одни подчеркивают исчезновение различных болевых ощущений, другие - появление внутренней гармонии и обретение психологической опоры внутри себя. По мнению А. В. Гнездилова, медицинские учреждения, пункты обслуживающие беженцев, ветеранов-воинов, страдающих особым синдромом войны, медико-оздоровительные клубы могут брать на вооружение такое мощное лечебное средство, как звон колоколов. Как замечает ученый, Ассоциация колокольного искусства России совместно с учеными, врачами и высококлассными мастерами колоколитейного производства готовы уже сегодня к созданию центра "Лечебные звоны", что послужит реальной помощью страдающим людям.

Немалая заслуга в изучении данной проблемы принадлежит петербургскому Центру музыкальной терапии "Лад". Все научные исследования Центра базируются на индивидуальной воспринимающей способности человека и специальной стереофонической системе. В этом случае очень важен правильный подбор оздоравливающего звукового резонанса, который вызывал бы положительные реакции больного. Результаты тщательного экспериментального исследования показали, что долгосрочная коррекция здоровья возможна после системного воздействия музыкальным, звуковым резонансом с максимально широким диапазоном. А таким диапазоном обладает как раз колокол.

Специалисты Центра воспроизвели этот резонанс с помощью электроакустического стереофонического комплекса объемного воздействия. Комплекс воспроизводит звуковые волны, настроенные на резонансные структуры человеческого тела. Воспроизводимый через эту установку звук настраивается на резонансные структуры человеческого тела и поэтому оказывает воздействие на все тело человека. Внедрение в практику этих методов привело к достаточно значимым результатам: на эмоциональном уровне - снижение дисбалансов мозговой деятельности, улучшение реакций, связанных с усилением интеллектуальных и умственных способностей, на физиологическом уровне - заметное улучшение общего кровообращения, оптимизация деятельности функции сердца. Было также установлено, что на клеточном уровне звон способен влиять на активность синтеза ДНК в опухолевых клетках.

Необходимо отметить достаточно плодотворную работу в данной области, проделанную Московским Колокольным Центром на уровне спектрального анализа церковного звона. (см. "Звонарь ¦8").

В заключение хотелось бы обсудить несколько важных вопросов: быть или не быть дальнейшим исследованиям в этом направлении ? Если "да", то каким образом ? Или звон, как принадлежность храма, как живая частичка Богослужебного ритма, должен быть сугубо церковным действом ? Подход к этой проблеме обусловлен, прежде всего, возрождением традиций и ценностей православной культуры. Главная ценность в нашем мире - есть личность - созидающая либо разрушающая. Кодом каждой личности является нравственность, как единое и целостное устроение внутреннего мира. Именно поэтому в православной нравственности первой ценностью является любовь к Богу и ближнему. Смысл же человеческой жизни в христианстве непосредственно связан с жертвенным служением ближнему. В связи с этим врачевание по сути дела - одно из уникальных направлений человеческой деятельности, назначение которой совпадает с ценностями милосердия, человеколюбия. "Где любовь к людям, - писал Гиппократ, - там любовь к своему искусству". Таким образом, единство медицины и религиозной этики очевидно. Соблюдение этого единства(в(любой(научной практике есть постижение высшего духовного смысла деятельности. Поэтому основой любого ученного, а тем более исследователя колокольного звона - является литургическая церковная жизнь, покаяние, стремление к совершенной любви, богоподобию. Но на этом этапе требуется мужество, самоотречение, смирение и терпение, чего сплошь и рядом не наблюдается. Утрата того же смирения в медицинской практике приводит либо к гордыне, превозношению, либо к нездоровому оккультизму и мистике. Только исцелив себя через осознание своей немощи и греховности, собственного духовного несовершенства, специалист на любом поприще может принести великую пользу во благо Матери Церкви.

Если вернуться к тому же вопросу о необходимости музыкальной терапии, то здесь мы сталкиваемся с той же необходимостью нравственной, созидающей установки различных исследований. Только при этом условии будет заметна огромная лечебная польза от слушания церковного звона или православных песнопений. Только тогда звук станет сильнейшим импульсом преображения и освящения нравственного облика человека. Одновременно - это свидетельство верности православным традициям, что в немалой степени способствует их выживанию и сохранению. Ведь только этим жив и существует церковный звон. Поэтому использование звона в музыкальной терапии - это не только путь исцеления, но и шаг к Храму.

... А для тех кто еще сомневается в допустимости совмещения церковного звона и медицинской практики, приведем пример музыкальной терапии из Священного Писания: "... От Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух". И тогда он приказал слугам своим поискать человека, искусного в игре на гуслях. Они нашли Давида, сына Иессея Вифлеемянина. "И пришел Давид к Саулу сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда Дух от Бога бывал в Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него" (1 Цар. 16, 13 - 23).

Мария Иванова

*история и современность*
ИСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНЫХ КОЛОКОЛОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

Использование колоколов в Западном богослужении имеет древнюю историю. К примеру, до Второго Ватиканского собора католическая месса вряд ли была бы узнаваемой без колокольного звона. Все католические храмы имели, по крайней мере, два колокола. Один висел высоко в дверном проеме между ризницей и святилищем, с длинной приводной тягой. Алтарник звонил в этот колокол когда он вместе со священником входил в святилище, призывая прихожан встать перед началом мессы. Другой находился на ступеньках алтаря, обычно не один, а с несколькими ручными колокольцами. Алтарник звонил в эти колокольца в самые торжественные моменты мессы, когда священник простирает свои руки над хлебом и вином, поднимает Святые Дары после слов благодарения (анафоры) и во время причастия священника. В некоторых храмах эти колокольца называют священными (Санктус белз). В отдельных храмах колокола располагались на башнях и их звон созывал прихожан в храм на церемонию венчания или погребения.

Кельтские монахи-миссионеры пользовались кованным колоколом, называемым клока, как сигналом, талисманом и оружием. Он помогал собирать людей, отпугивал злых духов и напасти. Люди перед ним давали клятву и брали его с собой в бой как чудодейственное средство. В X веке при короле Карле Великом использование колоколов распространилось по всей Европе. Звон одного колокола времен Карла Великого в ранних готических соборах превратился в концерт колокольного искусства. Средневековье увидело расцвет "звонящих башен" подобных тем, что в Авиньоне, Труа, Лизье и Колоне. Все более совершенные звоны украшали традиционные торжества, различные праздники, обычные мессы, похороны и т. п. Звон больших колоколов означал одно, малых - другое, средних - третье; колокол клира, епископский колокол или карильон - четвертое.

Епископ Менденский Дурандос различал следующие типы колоколов:

- Секилья использовалась в трапезной монастыря;

- Нола - в церковном хоре;

- Нонула или двойной колокол - в часах;

- Кампана - в отдельно стоящих башнях;

- Сигнум - в колокольнях;

- Тинтиннабулум - маленький колокол, колокольчик.

В XVIII веке один итальянский священник по имени Ремондини насчитал семь причин колокольного звона в католической церкви:

- Сбор паствы на богослужение;

- В ознаменование праздников;

- Призыв верующих к благодарственной молитве;

- При просительной молитве о помощи Божией против непогоды или лютости духов ада;

- В ознаменование прибытия государственных или церковных вельмож;

- Придать праздничность публичным процессиям и песнопениям во славу Всевышнего.

- Способствовать повышению благочестия верующих к усопшим.

В Средние века в последние часы умирающего звучал проводной колокол. Колокол звенел со звонницы и люди верили, что злые духи, желающие овладеть отлетающей душой усопшего, в страхе разлетятся от звука колокола. Звон призывал людей прервать работу и помолиться за умершего человека. В некоторых местах люди считали, что звон помогает душе войти в потусторонний мир. Судный звон использовался припохоронных дрогах, когда процессия приближалась к храму. Колокол звучал пока процессия не войдет в здание. Под погребальный звон тело покойного несли к могиле. Колокол звучал при опускании гроба в могилу. Обычай звонить в колокола по усопшим в день Всех святых связан со звоном "Де Профундис", учрежденным в XVII веке. Звон этот поднимал верующих в час ночи, чтобы помолиться за умершего, читая псалом 130 (Де Профундис - "Из глубины взываю к Тебе, Господи").

"Ангельский звон" родился в 1096 году. Папа Урбан II призвал весь христианский мир молиться по вечерам, под колокольный звон, за успех первого Крестового похода против неверных. После 1200 года, в надежде, что еще более пылкое почитание Девы Марии обеспечит успех крестоносцев, францисканские монахи призывали верующих под вечерний звон петь Аве Мария. Со временем это почитание вылилось в обычай звонить в колокола трижды в день утром, днем и вечером. Название "ангельский" происходит от начальных слов посвящения: "Ангел Господень благовествует Марии". "Ангельский колокольный звон" является обычно перезвоном по три удара в каждый колокол. Этот звон сопровождает пение кратких стихов, ответ на них и "Аве Марию". Девять ударов колокола и заключительная молитва венчают посвящение. Такое происходит трижды в день. В настоящее время в конце службы звучит трезвон, одиночный качающийся колокол или девять ударов благовеста.

Более значимые башенные и алтарные колокола несут на себе символические знаки или надписи. Им давали имена (например, Архангел Гавриил), они подвергались священному обряду крещения, когда на них возливался елей и возносился фимиам каждения, а иногда они покрывались крестильными одеждами. Такие колокола возвышали свои голоса над миром, прославляя Господа и призывая народ к молитве, благодарению и покаянию. Лютеранские, англиканские и кальвинистские реформаторы стремились освободить колокольный звон от старых предрассудков и профанаций. Некоторые из них возражали против крещения колоколов, считая это профанацией священнодействия, осуждали их использование в качестве средства против демонов, ненастья или помощи умирающим. Архиепископ Кентерберийский Кранмер был противником звона "Санктус" (святительский). Несмотря на это реформаторы в принципе не отказывались от колокольного звона. Некоторые даже поощряли "проповедный звон", возвещавший о том, что предстоит богослужение с проповедью. Некоторые традиционные звоны колоколов были отмечены в работах Мартина Лютера. Например, использование колокольного звона 18 августа 1532 года, когда почил выборщик Джон Федерик Саксонский. Лютер заметил, что "колокольный звон воспринимается иначе обычного, когда человек знает, что усопший является его близким". И в своих "Инструкциях для посетителей приходских пасторов электоральной Саксонии" (1528), Лютер сказал об использовании колоколов следующее: "Будет уместным, если в летний сезон проповедник объяснит народу, что когда звонят колокола во избежании надвигающегося шторма, смысл этого обычая состоит не в том, что звон колоколов или их священнодействие предотвратит шторм или стужу, как учили и верили раньше, а в том, чтобы напомнить каждому о молении Богу, чтобы Он уберег их плоды и землю. И если отказаться от звона совсем, люди возможно реже будут вспоминать, что погоду определяет Господь и реже будут обращаться к Всевышнему." Лютер также отметил, что "звоном (Пацем) о Мире" во многих местах народ оповещался о наступлении утра или вечера, когда следует оканчивать работы и возвращаться домой".

В период между торжественным звоном "Слава в Вышних" в Великий Четверг и "Славься" в канун Пасхи звон обычно прекращался. Эта традиция сохранилась кое-где и в наши дни. В течение трехдневного молчания колоколов используются деревянные клепала или трещотки. Это резко контрастирует с праздничным звоном колоколов и строго соответствует настроению Великой Пятницы, на безмолвном входе священников или во время процессии, перед и после чтения Страстей. Пока значение колокольного звона сводилось лишь к сигналам, регулирующим жизнь церкви и богослужения, башенные колокола в процессе совершенствования преобразовались в настоящие музыкальные инструменты двух типов - набор качающихся колоколов, управляемых веревочными тягами, и набор стационарных закрепленных колоколов клавишного управления. Храмы в Англии известны своими качающимися или башенными колоколами, и их переменным звоном, основанным на сложной математической формуле. В Англии имеются старинные колокольные башни - такие как св. Марии в Кембридже, где искусство переменного звона культивировалось веками - в которых даты и имена наиболее знаменитых звонарей внесены в почетные списки.

Второй тип музыкальных инструментов, созданных на основе башенных колоколов является карильоном. Его конструкция и управление совершенно отличны от способа звона в качающиеся колокола. Все колокола карильона действуют от рук одного человека, сидящего за набором деревянных стержней, напоминающем клавиатуру пианино. Большие карильоны оснащены также педалями органного типа, управляемыми ногами. В отличие от качающихся колоколов, колокола карильона неподвижно закреплены на мощной раме. Звон колокола происходит от нажатия на клавишу или педаль, которые, в свою очередь, приводят в движение тягу, прикрепленную к языку колокола, висящего высоко на башне. Если на качающихся колоколах трудно вызвонить гимн, то на карильоне можно воспроизводить мелодии, и даже специально написанный для карильона концертный репертуар. Северные европейские государства славятся своими карильонами. Во Фландрии карильон является национальным музыкальным инструментом. Выдающимися примерами могут служить карильоны Бургоса, Малин, Гента и Антверпена. В Голландии есть знаменитые инструменты в Амстердаме, Дельфте и Гарлеме. Национальный Собор в Вашингтоне, епископальный кафедральный собор свв. Петра и Павла, оснащен инструментами двух типов. Башенные колокола звонят переменным звоном, а карильон исполняет музыку, относящуюся к службе внутри храма. Сегодня колокольный звон ценится больше за музыкальные возможности и его роль в ритуальных действиях, чем в качестве талисмана или сигнального объекта. Колокола созывают народ, сопровождают венчания и похороны, придают великолепие праздничному шествию в Вербное Воскресение и усугубляют скорбь похоронной процессии. Колокольный звон сопровождает вынос Библии для чтения Евангелия, пение псалмов и гимнов, а также исполнение духовных произведений.

(Из журнала "Колокольня", США, ноябрь - декабрь, 2000.)

ПОЗДРАВЛЯЕМ
всех звонарей Русской Православной Церкви
с утверждением 26 августа 2002 г.
Его Святейшеством, Святейшим Патриархом
Московским и всея Руси Алексием II
"Устава Церковного звона"

Проект Устава был подготовлен специалистами Центра по указанию Его Святейшества. Задание было ответственным и необычным, так как на Руси никогда не было единого Устава церковного звона - каждый храм и каждая обитель имели свои традиции, которые к тому же менялись со временем. Мы поняли, что при написании проекта нам придется руководствоваться наравне с уставными документами сложившейся практикой церковного звона в России в начале XX века и реалиями сегодняшнего дня. Было проштудировано более 300 работ и выявлены общие традиции и черты русского православного звона. Одновременно общими усилиями были сформулированы цели Устава, церковного звона, требования к звонарю и средствам звона, уточнены виды канонических звонов, значение их символики и порядок их использования в Богослужениях.

Двухлетний труд специалистов Колокольного Центра высоко оценен Синодальной богословской комиссией (председатель - епископ Орехово-Зуевский Алексий), которая в своем заключении написала: "Проект представляет стройное изложение основ церковного звона Русской Православной Церкви. Проект укоренен в церковной традиции и выполнен на высоком научном уровне. Достоинством проекта является сбалансированность различных традиций церковного звона, стремление не поддаться искушению архаизации или модернизации".

Уточнив некоторые пункты проекта и одобрив проект Устава в целом, Комиссия предложила ввести новые положения о Чине посвящения в звонари, специальном звоне при Патриаршем служении, звоне на Крещение, что было положительно воспринято священнослужителями и звонарями.

В настоящее время утвержденный "Устав церковного звона" готовится Издательским отделом Московской Патриархии к печати. Помимо самого Устава в 1-е издание войдут в качестве приложения: Чин благословения кампана, 50, 118 и 150 псалмы, Символ Веры, некоторые молитвы, практические рекомендации по сохранению колоколов и бил, составленные Колокольным Центром, и список наиболее важной литературы по церковному звону (более 100 работ). Первое издание Устава тиражом 10 тысяч экземпляров планируется выпустить до конца 2002 г. Его ждут звонари не только России, но и других православных стран.

Мы не сомневаемся, что единый "Устав церковного звона" поможет сохранить традиции православного звона как неотъемлемой части всей жизни Русской Православной Церкви и национального наследия нашей духовности и культуры, будет способствовать правильному использованию церковного звона и содействовать освоению мастерства звонарей.


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.