l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №16

июнь 2002 года

Колокололитейная династия Оловянишниковых
Роль православного звона в возрождении русской духовности

12 мая 2002 г. начался 21-й курс подготовки церковных звонарей в количестве 16 человек (из них 3 девушки). Курс ускоренный (1,5 месяца), но программа обучения в полном объеме. Обучение происходит очень интенсивно, но мы надеемся, что все слушатели успеют усвоить основы православного звона. Возраст слушателей от 13 до 52 лет, все из Москвы и Московской области. Музыкальное образование имеют 5 человек, играют на музыкальных инструментах - 7 человек, практику звонаря имеют - 6 человек.

В мае выпущен памятный диск с записями звонов преподавателей и выпускников 20-го курса. Может быть, это станет хорошей традицией для последующих курсов.

За последние три месяца специалистами Центра обустроено более 10 колоколен в Москве и Московской области. Была также проведена паспортизация нескольких звонов, в том числе Богоявленского собора в Елохове.

Продолжено оформление странички Интернета, где любой может найти наши новости и послать сообщение по электронной почте.

Следующий 22-й курс подготовки церковных звонарей начнется в сентябре (оргсобрание состоится 16 сентября в понедельник в 18-00).

КОЛОКОЛОЛИТЕЙНАЯ ДИНАСТИЯ ОЛОВЯНИШНИКОВЫХ.

Кто имеет дело с колокольным звоном, мог заметить, что сегодня среди оставшихся старых, дореволюционных колоколов чаще всего встречаются изделия ярославского завода "П.И. Оловянишникова сыновья". Что это случайность или тому есть объективные причины?

Думается не случайно - ведь "Оловянишниковы" один из крупнейших купеческих торговых домов в России, владевший колокольным, свинцово-прокатным, свинцово-белильным, лакокрасочным предприятиями в Ярославле и производством церковной одежды и утвари в Москве. Колокольный завод Оловянишниковых был одним из самых больших в России, а по качеству изделий в числе передовых.

Первые упоминания о фамилии Оловянишниковых относятся к середине XVII столетия. Уже в те времена Оловянишниковы относились к торгово-промышленному сословию. Однако род Оловянишниковых более четко прослеживается с петровских времен. В документах переписи 1717 года указывается Осип Оловянишников, который "сидит в овощном ряду и делает оловянишно" (то есть изделия из олова).

Его сын Григорий Осипович продолжает купеческое дело отца и одновременно занимает почетную, но хлопотную должность ларечного, который должен отчитываться перед властями об объеме продаж всего купеческого ряда и количестве выплаченных налогов. Судя по справочнику 1897 года "Перечень фабрик и заводов", Оловянишниковы в 1736 году учредили свой колокололитейный завод в Ярославле. Конечно, в то время это была небольшая мастерская с одной плавильной печью и несколькими наемными рабочими. Была ли она первой в Ярославле, сказать трудно. Известно только, что в середине XVIII века в Ярославле действовало уже несколько колокольных производств, среди которых выделялись заводы Дмитрия Максимовича Затрапезнова и Осипа Мартынова, выливавшие многосотпудовые колокола вплоть до конца XIX столетия.

Н.И. Оловянишников в своей знаменитой книге "История колоколов и колокололитейное искусство" пишет, что в 1766 году Федор Григорьевич Оловянишников отлил для Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря колокол весом 163 пуда, поэтому некоторые считают этот год датой основания колокололитейного завода Оловянишниковых. Думается, что это не совсем логично, так как отлить такой тяжелый колокол на "пустом" месте практически было не возможно. Второй сын Григория Осиповича - Климент стал также известен тем, что в начале 1780-х годов стал бургомистром Ярославля и активно участвовал в расширении семейного бизнеса. В 1777 году Оловянишниковы открыли в Ярославле небольшое сурико- белильное предприятие, которое со временем было перенесено за город и стало лучшим в России.

В конце XVIII века колокольное дело перешло к третьему сыну Григория Осиповича - Порфирию Григорьевичу (1755 - 1830), купцу 2-й гильдии. Ввиду нехватки средств, именно в этот период Оловянишниковы вместе с другими предпринимателями Ярославля (Чарышниковыми, Потаповыми, Мартыновыми и др.) организовали колокольный кооператив. Металл (медь и олово) закупали на Урале на всю компанию, затем на нескольких заводах лили колокола на заказ и для торговли на Макарьевской и Нижегородской ярмарках. Оловянишниковы отвечали за торговлю колоколами и имели своих представителей во многих городах России.

В 1820-х годах сын Порфирия Григорьевича - Иван Порфирьевич дал новый толчок расширению семейного дела. Став головой (мэром) Ярославля, он приобрел шелкоткацкую мануфактуру московских купцов Колосовых, впоследствии ставшей основой фабрики церковной одежды и утвари. Оснастив фабрику в 1822 году по последнему слову техники, на ее территорию перевели и свое собственное колокололитейное производство. Чтобы поднять прибыльность, на предприятии производились не только церковные колокола, но и рынды (всевозможные сигнальные колокола), поддужные и бытовые колокольчики, художественное бронзовое литье и т.д.

Иван Порфирьевич, имея чин купца 1-й гильдии и почетное звание мануфактур- советника, которое давалось только крупным фабрикантам, получил известность также тем, что одним из первых стал потомственным почетным гражданином. Звание это было введено в России, чтобы пресечь массовое появление "новых дворян" (к чему особенно тяготело купеческое сословие). Звание это выдавалось на основе двадцатилетней безупречной деятельности, оно было наследственным и его носители имели льготы во время выборов, освобождались от рекрутской повинности и могли селиться в столице.

В середине XIX века шелкоткацкое и красильное предприятия стали настолько опережать по объему продаж колокольное, что литье колоколов на собственном заводе стало невыгодным. Оловянишниковы стали заказывать эти изделия Чарышникову, обеспечивая его медью и оловом. Однако, со временем качество чарышниковских колоколов их не стало удовлетворять. В 1868 году Порфирий Иванович (1823 - 1881), московский купец 1-й гильдии и потомственный почетный гражданин, организует свое колокололитейное производство - Товарищество П.И. Оловянишников и сыновья, оснастив его передовыми оборудованием и технологиями. Рыночная конъюктура была в этот период благоприятной. После отмены в 1861 году крепостного права наблюдается всплеск торгово-промышленной деятельности в России, появляется большая социальная группа из крестьян, которым позволили зарабатывать деньги, да и свободный труд на предприятиях стал более прибыльным (именно поэтому в поддержку отмены крепостной зависимости выступили многие промышленники, в т. ч. и Оловянишниковы). Набожное крестьянство начало вкладывать в храмы и монастыри большие средства, отлить колокол с надписью считалось для него престижным.

При Порфирии Ивановиче колокола Оловянишниковых приобретают всероссийскую известность. Секрет успеха предприятия заключался не только в умении найти выгодный заказ, но и в качестве продукции. Применение чистых исходных материалов и современных технологий, а также разработка своего метода построения профиля и использование умеренного декора (украшений) на колоколах, сделали оловянишниковские колокола самыми благозвучными и надежными в работе.

При сыне Порфирия Ивановича - Иване (1846 - 1898), московском купце 1-й гильдии, колокольное дело Оловянишниковых достигло наивысшего расцвета. Не было в России такой губернии, куда не поставлялись бы их колокола. Много колоколов было продано в другие страны: Грецию, Болгарию, Сербию, Палестину и др. Оловянишниковские колокола активно экспонируются на международных и российских выставках и ярмарках и получаю высокие награды: Новый Орлеан (1889) - серебряная медаль, Париж (1889) - золотая медаль, Чикаго (1893) - золотая медаль.

Именно Иван Порфирьевич один из первых колокололитейщиков добился высшей награды для российских производителей - право размещать на своей продукции Российский Герб или право на поставки к Императорскому Двору (в 1886 году на Московской и в 1996 году на Нижегородской всероссийских ярмарках). Добиться этого в такой узко специализированной отрасли было непросто. Это право не передавалось по наследству и наследникам требовалось доказывать делом, что уровень качества продукции не снизился.

Успехи 1880 - 1890-х годов были заслуженные. Дело в том, что последняя четверть XIX столетия характерна насыщением российского рынка колоколами и обострением конкуренции, приведшей к сокращению количества колокололитейных предприятий почти вдвое по сравнению с серединой века. Чтобы выжить в этих условиях, одни предприниматели пытались удешевить производство путем упрощения литья и использования вместо чистых дорогостоящих материалов разбитых колоколов и вторичного сырья (например, московский завод Финляндского); другие - улучшали качество изделий, увеличивали срок гарантии, предлагали дополнительные услуги. Так, Оловянишниковы стали лить не только по заказу, но и "на склад" (весом до 300 пудов с различными иконками), что позволило ускорить выполнение заказов (по желанию заказчика на теле уже отлитых колоколов выбивались или фрезеровались памятные надписи) и наладить подбор колоколов без их подточки. Купив в 1882 году у ростовского протоиерея Аристарха Израилева 55 стальных камертонов, ярославцы стали подбирать отдельные колокола и целые звонницы по определенным тонам или на мажорный (минорный) лад. Это было в частности вызвано тем, что в этот период стали очень модны по всей России куранты, а также желанием многих храмов и монастырей звонить на своих колокольнях не только ритмические звоны, но и различные мелодии типа "Боже, Царя храни", "Коль славен наш Господь в Сионе" и др.

Была у российских колокололитейщиков еще одна мечта - выйти на международный рынок, где все больше и больше приобретали популярность карильоны. Поэтому наши заводчики стали выставлять на международных выставках целые наборы колоколов точно подобранных по нотам в 2-3 октавы, для чего их приходилось подтачивать изнутри. На Всемирной Парижской выставке в 1889 году Оловянишниковы тоже выставили набор из 22-х колоколов. Игра на инструменте производилась с помощью клавишного устройства, так что каждый, кто знаком с игрой на фортепиано, мог попробовать музицировать на русских колоколах, которые отличались не только красивым звуком, но и прекрасным оформлением (декором). Однако мечта наших колокололитейщиков вряд ли могла исполнится, так как в Европе как сейчас, так и тогда существовала жесткая конкуренция и цеховая традиция, которые не позволили бы осуществиться русской экспансии.

После смерти Ивана Порфирьевича в 1898 году во главе семьи встала его вдова Евпраксия Георгиевна, которая акционировала весь капитал между своими детьми (6 сыновей и 2 дочери), оставив у себя контрольный пакет акций в 42,5%. Старшие Порфирий (1870 - 1909) и Иван (1871 - 1918) были членами правления фабрики церковной утвари; Виктор (1974 - 1932) также занимался делами московской фабрики и изданием ежемесячного журнала "Светильник", посвященного религиозному искусству; Николай (1875 - 1918) курировал ярославские заводы, в том числе и колокольный. О Владимире и Георгии известно очень мало; Мария увлекалась поэзией и вышла замуж в 1899 году за русско-литовского поэта Юриса Балтрушайтиса; Татьяна вышла замуж в 1908 году за Бориса Николаевича Протопопова.

При Николае Ивановиче Оловянишникове колокольное дело продолжало развиваться. Родился он в Москве (родители тогда жили на ул. Покровка, 10), крестился тут же рядом в Троицкой Церкви что на Грязях, окончил элитную школу Петра и Павла (с усиленным преподаванием немецкого языка), затем получил звание инженера-технолога в Императорском высшем инженерно-техническом училище (ныне МГТУ им. Баумана). В 1900 году служил в армии на правах вольноопределяющегося, сдав экзамены перед увольнением в запас на прапорщика. Потом продолжил учебу в Германии и стал руководить ярославскими предприятиями Оловянишниковых, имея 10% общего пая и зарплату 24 тысячи рублей в год. Основной его задачей были техническое оснащение предприятий, капитальное строительство, при нем было введено электрическое освещение. Николай Иванович любил книги, искусство, архитектуру. Путешествуя по Европе, он собрал великолепную коллекцию западноевропейской гравюры. В 1906 и1912 годах им издана книга по истории колоколов и колокололитейному делу, которая стала настоящей энциклопедией для всех, кто интересуется церковным звоном. В 1911 году стал действительным членом Ярославской губернской архивной комиссии. Как и вся семья Оловянишниковых, Николай Иванович много занимался благотворительностью. В 1909 году он женился на Александре Ивановне Пономаревой, дочери коммерции советника, имел двоих детей: Николая (1910) и Ирину (1913).

В начале XX столетия во владении Оловянишниковых значилось 5 предприятий. Помимо этого Оловянишниковыми осуществлялась торговля церковной утварью, медными, москательными, скобяными товарами и колоколами. Главный их магазин был в Москве, отделения в Санкт-Петербурге, Туле и Ярославле, а также на Нижегородской и Вологодской ярмарках. Одной из отличительных особенностей производства Оловянишниковых был девиз - качество превыше всего. Их колокола, белила, церковная утварь имели наивысшее качество и право на поставки к Императорскому Двору.

Все таки славу, известность и признание династии Оловянишниковых принесли колокола. За время существования их колокололитейный завод сменил в Ярославле три адреса, что было связано с постоянным расширением производства. Так, в 1868 году число рабочих составляло 20, сумма выработки продукции - 47600 рублей; 1897 год - 42 человека и 203 тысячи рублей; 1915 год - 61 человек и 320 тысяч рублей соответственно, с общим объемом производства 300 тонн в год. Колокольный завод "Товарищество П.И. Оловянишникова и сыновья" отливал колокола более 70 типоразмеров весом от 0,5 до 2000 пудов. Для подъема на колокольню купленных колоколов весом от 100 пудов и выше завод посылал бесплатно мастера, канаты и блоки. Срок исполнения заказов составлял 6-8 недель.

Колокололитейный завод Оловянишникова был гордостью не только владельцев, но и всего города Ярославля. Он был доступен для посещения любопытствующих и путеводители для туристов, рекомендуя посетить этот завод, советовали заранее поинтересоваться временем очередной заливки, чтобы не пропустить захватывающего зрелища.

Колокольное предприятие было самым знаменитым в Ярославле, а рабочие - самыми высокооплачиваемыми (например, мастер цеха на свои деньги построил церковь в Рязанской губернии). Оловянишниковы, одни из первых, предложили своим рабочим участвовать в капитале предприятия. В Ярославле в предреволюционные годы очень много бастовали, везде, кроме колокололитейного завода. Бузили иногда конечно, в знак солидарности, но очень скоро успокаивались, так как местом дорожили и хозяев уважали.

В 1917 году наступил пик деятельности торгового дома Оловянишниковых: их капитал составлял 4 миллиона золотых рублей, прибыль - около 3 млн. рублей, общий оборот - около 10 млн. рублей. Все свои капиталы Оловянишниковы держали в России и это имело для них роковые последствия. В 1918 году колокололитейный завод Оловянишниковых был разрушен артиллерийскими снарядами, остальные предприятия были национализированы. Некоторые из рода Оловянишниковых остались в России и пережили все ее невзгоды, другая часть расселилась в Бельгии, Франции, Аргентине и Америке (многим из них помог посол бывшей буржуазной Латвии в СССР Юрис Балтрушайтис, муж Марии Ивановны Оловянишниковой).

Что касается Николая Ивановича Оловянишникова, то из семейных воспоминаний известно, что после разгрома Ярославского мятежа в июне 1918 года он вернулся в Москву и вскоре направился в командировку по коммерческим делам в Харьков. После этого о нем ничего не известно и обстоятельства его гибели в объятой войной Украине так и не были выяснены.

Виктор Шариков.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ЗВОНА В ВОЗРОЖДЕНИИ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ

Исход каждого века, а тем более тысячелетия по Рождестве Христовом, поневоле становится вехой для исторического христианства, временем особо духовного напряжения. Потребительство и технологизм - откровенно противостоят и даже враждебны духу служения и творчества. Поэтому сегодня особенно важно восстановление живого опыта Церкви, Ее Литургического Целого, существенными гранями которого являются русская иконопись, пение и освященный православной традицией церковный звон.

Масштабы распространения церковного звона в России в течение тысячелетия, его глубокая религиозная, историческая и национальная почвенность позволяют рассматривать данное явление, как благодатную силу в возрождении Соборного начала Православной Церкви, Ее Литургического содержания.

Отрадно видеть, что в последнее время изучение духовного бытия православного звона, с точки зрения его канонического и церковного основания, вызывает глубокий интерес. И все же, несмотря на огромное количество исследований в этой области, звон по-прежнему продолжает оставаться неразрешимой загадкой для современного секуляризованного общества. Разные исследователи по разному решают эту задачу. Одни анализируют стилистический строй звона, пытаются определить его историческую ценность. Другие работают над экспериментальными характеристиками, в плане акустических, математических, химических исследований. Это дает определенные результаты, но для идущего по этому пути внутренний ценностно-духовный смысл церковного звона остается закрытым. Все эти направления, не имеющие серьезного религиозного основания, так и остаются не более как смелыми гипотезами.

Исходя из этого, начало изучения церковного звона может быть положено только тогда, когда его постижение мыслится в свете Церковного Предания. Поэтому первичный смысл деятельности любого специалиста - есть смысл самой жизни, глубокий религиозный настрой, где человек соприкасается с божественной реальностью, совершает "вхождение" в нее. Вторичной является сама наука в привычном ее понимании - экспериментов, анализов, расчетов, классификаций и т.д. Без обращения к духовным ценностям исследования теряют свой смысл, превращаются в игру холодного, рассудочного ума. Ведь звон - это не самодостаточное явление, в некотором смысле это даже не реальность, заключающаяся сама в себе, а напоминание о некой высшей и непостижимой для нас реальности. Говоря словами известного звонаря Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумена Михея: "Русские колокольные звоны - это Благодатью Святого Духа духовное назидание православного народа Святой Руси".

В этом и состоит основной онтологический смысл православного звона, как "умозрения в звуке". Именно поэтому, подходя к различным аспектам исследования священной "звонкой иконы" необходим подвиг постоянного очищения души, внутреннего совершенствования. Воссоздание утраченного, как и созидание храма собственной души является глубокой личной ответственностью каждого православного христианина перед Церковью.

В связи с этим необходимо решить ряд серьезных проблем, которые напрямую связаны с современным состоянием церковного звона и, возможно, с его дальнейшим возрождением. Во-первых - незнание языка и символического смысла звона, его канонического Устава приводят к тому, что церковный звон легкомысленно понимается как отживший атрибут прошлого. Его значение, как неотъемлемой от Богослужебной целостности святыни зачастую умаляется и более того, искажается в своей глубинной сути. Появляется тонкий соблазн подмены онтологической значимости звона понятием внецерковным: музыкальным, эстетическим, культурным. Такая оценка, принятая в традиционном искусствоведении, не должна превалировать над духовным, каноническим содержанием. Иными словами, русский человек, никогда не назовет православный звон музыкой - это было, есть и будет чем-то совершенно особенным, неотъемлемым от понятия "русская душа".

Во-вторых, как это не печально, ныне церковный звон почти не воспринимается как живая составляющая часть Православного Богослужения, наряду с Таинствами, богословием, гимнографией, храмовой архитектурой, системой росписей, священными предметами. Совокупность всех этих образов - словесного, живописного, звукового, архитектурного - являет целостный Образ Небесной Церкви. К сожалению, понимание звона в контексте его богослужебного ритма, нами утеряно. Утеряна сама потребность возрождения канонических древних звонов, утрачено само понимание православного звона как связующего звена с опытом Церкви и Ее Священным Преданием. Постижение духовного смысла канона, как сокровищницы живого опыта Церкви является на сегодняшний день существенной задачей сохранения гармонического единства всех православных традиций. Именно поэтому, православный звон никогда не мыслился произведением индивидуального творчества, он существенно принадлежит соборному делу Церкви. Вне соборного целого духовный смысл звона становится неясным, неполноценным. Здесь уместно привести слова о. Павла Флоренского: "чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же всечеловеческое".

В-третьих - сама реанимация живого опыта Церкви, его Евхаристического смысла является важнейшей миссионерской задачей. В каждой новой ситуации быстро изменяющегося мира и в новых обстоятельствах Церковь благовествует Истину, посредством Ее важнейших составляющих, одной из которых является православный звон - призывающий Глас Божий. Чистый, ангельский голос колокола, возвещающий о вожделенном Небесном Отечестве, о вечности, выражает сущность и жизнь Церкви, торжество Православия.

Бесспорно, что само Литургическое действо, ознаменованное звоном, становится более ярким, светоносным, величественным. Поэтому так важно возрождение звона, как бесценного свидетельства Православия. Это задача нашего времени и наш долг перед Богом и людьми. Потому что, народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее. Когда разрушается традиция - происходит страшное: нарушается связь времен, связь поколений. В результате, современное общество и отдельные личности начинают утрачивать самое святое - чувство Родины и гражданственности, чувства личности и достоинства.

Сегодня, как и во дни преподобного Сергия ребром ставится вопрос, быть или не быть России. Единственная благодатная сила, которая способна возродить Россию - это Вера. Именно она всегда находила выражение во всем русском православном искусстве, в том числе и в церковном звоне. Ведь во все времена Святой Руси, могучий глас колокола всегда настраивал человека на молитвенный подъем, духовный подвиг, внутренне перерождение. Очень важно, что и сегодня в наш век теплохладности и равнодушия, в век новых незримых гонений на Истину звучит колокол. Звучит и призывает, помогает в нерешительных и подчас медленных шагах постепенного приобщения Церкви. Ведь только один единственны удар благовеста способен стать важным и переломным событием в жизни ищущей и страдающей души. А душа, как христианка, по своей природе, отвечает на этот зов не только простым интересом к Церкви, но и глубоким желанием жить Церковью, Ее Литургической жизнью, Ее святыми канонами.

В этом и заключается религиозное духовно-целостное содержание православного звона как силы, преобразующей и направляющей жизненный путь каждого человека. А духовность личности - это, прежде всего, система ее ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Об этом сегодня и звонит колокол.

Иванова М.

Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123) Руководитель Центра В. Г. Шариков Редактор М. А. Иванова


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.