l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №15

апрель 2002 года

О колокололитейной династии Даниловых
Звонари Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Об открытии Колокольным Центром сайта в Интернете

23 апреля закончился 20 курс подготовки церковных звонарей в количестве 28 человек (из них 10 человек женщины). Возраст слушателей был от 14 до 52 лет. В основном слушатели были из Москвы (14 чел.) и Московской обл.(12 чел.), два человека были из других городов (Курск и Североуральск). В музыкальном отношении: музыкальное образование имели - 13 чел., играли на муз. инструментах - 13 чел., имели практику звонаря - 7 чел.

Завершилось обсуждение проекта "Устава церковного звона Русской Православной Церкви", в котором приняли участие несколько десятков звонарей и священнослужителей из Москвы, Московской области и других районов России. Все материалы (проект Устава, комментарии к нему и перечень использованной литературы) направлены на одобрение Его Святейшества, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

В январе с. г. в своем 1-ом номере "Российская музыкальная газета" напечатала наш Вестник 14.

За последние 4 месяца специалистами Центра обустроено несколько звонниц в Москве и Московской обл., а также в Свято-Успенском мужском монастыре г. Иваново. Была также проведена паспортизация нескольких звонниц.

В марте месяце Колокольным Центром открыта своя страничка в Интернете (более подробно см. стр. 4).

Следующий 21-й курс подготовки церковных звонарей (ускоренный с сохранением объема программы) начинается 13 мая 2002 г.

*ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*
О КОЛОКОЛОЛИТЕЙНОЙ ДИНАСТИИ ДАНИЛОВЫХ

Родоначальником известной династии московских колокололитейщиков Даниловых был Матвеев Данила (Нил), ученик мастера Кирилла Самойлова. Первые колокола он стал лить в 1622 году. О его жизни и колоколах мы знаем мало, хотя к концу своей жизни (умер в 1651 году) он имел почетное звание - "государев колокольных дел мастер". Известно, что в 1647 году вместе с сыном Емельяном он отливал 700-пудовый колокол благовестник для Ипатьевского монастыря в Костроме. В 1651 году опять вместе с сыном начинал переливку 800-пудового Воскресного колокола для Успенской звонницы Московского Кремля. Этот колокол весом 998 пудов в начале XX века треснул и в 1930-х годах был снят на переплавку.

После смерти отца Емельян Данилов (1627-1654) прожил недолго. К этому времени он был уже известным мастером, имевшим опыт литья (с 1640 года) как малых, так и больших колоколов. В настоящее время сохранились два его колокола.

1. Прорезной колокол 60 пудов, отлитый в 1648 году и висевший в свое время на царском Сытном дворе. Сейчас хранится в Московском музее-усадьбе "Коломенское".

2. Колокол "Баран" весом 80 пудов, отлитый в 1654 году, висит до сих пор на звоннице Успенского собора Ростовского Кремля. На колоколе имеется литая надпись: " Лета 7162 г. при державе Благочестиваго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руссии и Самодержца и при великом господине Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея Руссии и при великом господине Преосвященном Ионе митрополите Ростовском и Ярославском, лит сей колокол в Ростов к соборной и апостольской церкви Пречистыя Богородицы Святаго и Славнаго Ея Успения и к великим Ростовским Чудотворцам Леонтию и Исаию и Игнатию. Лил сей колокол мастер Емельян Данилов. Весу в нем 80 пуд. "

В 1652 году наступил пик деятельности Емельяна Данилова, которому царь Алексей Михайлович поручил отливку самого большого колокола в мире весом 8000 пудов (~ 130 тонн) - первого во всех отношениях Царь-колокола. Колокол получился на славу, но, будучи еще в процессе очистки, в него решили позвонить на Рождество Христово и разбили. Царь сильно рассерчал, думая, что это вина мастера-литейщика. Была послана специальная делегация за границу, чтобы найти мастера для переливки этого колокола. Однако, иностранцы запросили непомерную цену и 5 лет на осуществление проекта, так что пришлось переливку поручить другому нашему мастеру Александру Григорьеву, который и осуществил её успешно в 1655 году.

Но к этому времени Емельяна Данилова уже не было в живых. Он умер летом в 1654 году во время сильной эпидемии чумы, разразившейся тогда в Москве и унесшей около 80 % её жителей, а других потомков этой династии не осталось. Челобитная мастера Емельяна Данилова царю Алексею Михайловичу от 5 июля 1651г.:

"В нынешнем во 159 году по твоему Государеву указу спущен Рождества Христова большой благовестной воскресенской колокол для переливки. И в Пушкарском Государь приказе дьяки Григорий Одинцов да Ондрей Галкин иноземца пушечного и колокольного дела мастера Ивана Фалька того колокола про медь допрашивали, что можно ли в той меди опять сделать колокол перелить вновь, и иноземец Иван Фальк в допросе сказал, что де та медь опять в колокольное литье не годитца и после ж его иноземца допрашиваны мы холопи твои, про тот же колокол, про медь, что годится де та колокольная медь опять в колокольное литье, и мы х.т. (холопи твои) сказали, что будет та медь годна опять в колокольное лить е. И по твоему Государеву указу, перелить, и мы х.т. сделали на тот колокол яму новую и образец заводить почали. И как он Иван Фальк сделал твой Государев указ, что велено нам х.т. тот колокол перелить, и он сказал опять иную свою сказку про медь, что годитца де и та медь в колокольном литье, и опять он допрашиван, выльет ли тот колокол однова в один завод, и он Государь, так переливать не емлется, а кладет на волю Божию. И мы х.т. допрашиваны против того ж, что бы тот колокол вылить однова; и мы х.т. на такое большое дело похвалитца так не смеем, смотря и премечаючись к прежним старом мастером, что и преж, Государь, сего и старые мастеры на такие большие дела не похвалялись, что вылить однова, а тут Бог волен. И он Иван Фальк многие колокольные дела делывал не по однажды: лил он колокол в Казань в соборную церковь в 500 пуд... и тот колокол переливал от трижды. Потому Государь и мы х.т. похвалитца не смеем и надеясь на милость Божию и на твое царское счастье, выльем тот колокол мастерством не хуже его, а в литье и в образцовой крепости Господь Бог волен; а ведомо, Государь, то наше рукодельюшко тебе Государю: вылил я, Омелько, прорезной колоколол, что и ныне стоит у тебя, Государя, на Сытном дворе, да мы ж х.т. на Костроме в Ипацком монастыре вылили колокол в 700 пуд, и нам, Государь, то колокольное дело в обычай, а он Иван Фалька ту колокольную медь хулил, а ныне ту же медь да хвалит, а у нас х.т. ныне яма сделана и образец заводить почат. ...Милосердный Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Русии пожалуй нас х.т. вели Государь нам тот благовестной воскресенской колокол перелить, а нам колокольное дело во обычай, не вели Государь ему Ивану Фальку того колокола переливать. Царь Государь смилуйся пожалуй".На обороте надпись: "159-го году июля в 5 день Государь приказал тот колокол перелить Пушкарского приказу русским мастером поих челобитью".

Шариков В. Г.

ЗВОНАРИ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

До закрытия Лавры в 1920 году на праздники звонили до 12 звонарей во главе со слепым иноком о. Сергием, который был также уставщиком и регентом левого хора в Троицком соборе. Умер о. Сергий в 1942 году.

Всего на лаврской колокольне к этому времени весело 35 колоколов. Это знаменитые благовестники: "Царь-колокол" - весом 4025 пудов, лит в 1748 году около Лавры московскими мастерами Михаилом Моториным, Семеном Степановым и Гавриилом Смирновым; "Годунов" или "Цареборисов" - весом 1850 пудов, лит в 1602 году; "Корноухий" - весом 1275 пудов, лит в 1683 году Иваном Моториным; "Лебедь" или "Лебедок" - 625 пудов, лит в 1594 году и подарен Борисом Годуновым, и часовой или повседневный колокол "Переспор" 315 пудов, лит в 1870 году на московском заводе Ассона Струговщикова.

Кроме этих колоколов было еще 30, среди них: "Никоновский" или "Чудотворцов", "Вожак" или "Панихидный", "Беспутный", "Скоморох", 7 клавишных колоколов ("четыре брата" и "три рожка"), 5 "кимвалов", 2 зазвонных , 1 минутный и 9 перечасных колоколов для курантов.

К сожалению, летом 1927 года погибли самые большие благовестники: "Царь-колокол", "Годуновский", "Корноухий" и другие колокола. При официальной передаче оставшихся колоколов Лавре в 1948 году из прежнего состава числилось по документам 12 колоколов, 4 колокола были впоследствии найдены бесхозными и 5 колоколов оставались на хранении в Загорском историко-художественном музее-заповеднике, располагавшемся тут же в монастыре. С течением времени к старому набору колоколов были присоединены колокола с других храмов, например, Храма Христа Спасителя, но точного описания современной звонницы Лавры и её колоколов до сих пор нет.

Сегодня помимо двух благовестников "Лебедя" и "Переспора", несомненно самым ценным из оставшихся лаврских колоколов является "Никоновский" или "Чудотворцов", отлитый в 1420 году в связи с обретением мощей преподобного Сергия Радонежского и постройкой каменного Троицкого собора. Он отличается от других своей шлемовидной формой и имеет в верхней части примечательную литую надпись полууставом в две строки: " IС.ХС.НК. В(о)славу с(вя)тые и Живон(а)чальныя Троица св(е)рши(ся) си колокол в лета бл(а)гоч(ест)иваго и великаго князя Василия Дмитриевича и архиеписк(о)па Фотия, митрополита Киевскаго всея Руси, в обитель в пр(епо)добнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве от(ца) н(а)шего Никона игумена, в лето 6928, индикта 13, м(еся)ца августа 15, на Успение пр(е)чистые Вла(дычи)ца нашея Богородица Мария. "

Открытие Лавры произошло на Пасхальную ночь в 1946 году. Звон осуществлял ученик отца Сергия, Константин Иванович Родионов, который, по его словам, также участвовал в последнем звоне при закрытии Лавры в 1920 году. Таким образом, в определенной степени, мы можем говорить о сохранении преемственности колокольного звона в обители. В ту пасхальную ночь Константину Родионову помогали мастер-умелец Владимир Александрович Лошкарев и часовщик Володя.

Кто звонил на лаврской звоннице после этого памятного события в 1946 году не известно (видимо, из-за нерегулярности звонов и малочисленности братии звонари все время менялись). В 1960-х годах наиболее опытным звонарем Лавры был о. Александр (Кумачев), несшего с 1946 года послушание "закупщика". За 2 года до кончины о. Александр был пострижен в монахи и был назначен старшим звонарем Лавры.

После смерти о. Александра старшим звонарем обители становится его ученик о. Михей (Тимофеев), начавший звонить в 1962 году. Отец Михей (в миру Иван Михайлович Тимофеев) родился в 1932 году, в Лавру прибыл в 1951 году из Белгородской области. После окончания семинарии в 1955 году жил в Лавре. 28 февраля 1958 года был пострижен в монахи Наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским). В том же году посвящен во иеродиаконы. В настоящее время - игумен (с 1992 года). Выполняя обязанности главного звонаря Лавры, одновременно был практически ее садоводом. С середины 1990-х годов из-за болезни ног отошел от активной деятельности.

В настоящее время главным звонарем Лавры является ученик о. Михея иеромонах о. Антоний (в миру Федор Алексеевич Зимин). Ему помогают несколько послушников.

В.Г. Шариков

ОБ ОТКРЫТИИ КОЛОКОЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ САЙТА В ИНТЕРНЕТЕ

В наше время перед православным человеком стоит вопрос: как относиться к достижениям современной цивилизации - отвергнуть их и использовать как можно меньше или с их помощью постараться принести пользу своему ближнему. По нашему мнению, решение этой проблемы дело сугубо личное и каждый вправе высказывать по этому вопросу свое мнение.

Одной из таких спорных тем является Интернет. Отношение к нему многих православных - более чем настороженное, и часто не без оснований. Являясь очень мощным техническим средством, буквально стирающим границы и расстояния, оно в то же время становится все более доступным обычному человеку. К примеру, у нас в стране многие жители крупных городов имеют подключение к Интернет у себя дома и число их постоянно растет. Давая человеку практически неограниченный доступ к разнообразной информации, Интернет требует очень осторожного обращения, он является как бы зеркалом породившего его общества, которое, как все мы знаем пока весьма далеко от идеала.

Особенно остро эта проблема стоит в молодежной среде, сейчас некоторая часть молодежи, в основном невоцерковленной, проводит в сети практически все свободное время, буквально "живет" в ней. Хорошо это или нет, в данной статье рассматривать мы не будем, проблема эта очень сложная и обширная. Но что же встретит молодой человек в сети, что может предложить ему мир её создавший? Может дать друзей, единомышленников, с которыми можно пообщаться в "чате", которые живут порой за многие тысячи километров, иногда в других странах, и с которыми в реальной жизни этот человек никогда не встретится; может дать доступ к научным данным, статьям, книгам. Например, в США находится профессиональный телескоп, который за небольшую плату делает по заказу снимок любой части звездного неба, и затем высылает фотографию на электронный адрес заказавшего. Но можно также получить доступ и к различным сомнительным ресурсам, в сети очень много пустой, развратной, а порой и прямо враждебной всему светлому и доброму, что есть в жизни, информации. Сайты сатанистов, экстремистов, тоталитарных сект прочно и давно обосновались в Сети. Их создатели отлично понимают, что делают, они стремятся получить контроль над мировоззрением, образом мыслей нашей молодежи и планы их простираются в далекое будущее.

Как же противостоять этому? Выход только один. Нужно нести в Сеть все лучшее, что есть в этом мире. Миссионеры прошлых веков несли свет Истины Христовой в Тайгу Сибири и джунгли Америки, так и в наше время электронные джунгли Сети нуждаются в том, чтобы свет Православия проник в них. Многие православные в нашей стране это понимают. Сейчас в русской части Интернета работают более ста православных сайтов, образуется православная среда, где человек может пообщаться с друзьями, получить квалифицированный ответ на интересующий его вопрос, достать интересующую литературу. После долгих размышлений, мы приняли решение создать свой сайт и пополнить ряды православных ресурсов Интернета.

Наш сетевой адрес: http://www.comail.ru/~moskolcentr

На нашем сайте представлены основные аспекты деятельности нашего Центра: Курсы подготовки церковных звонарей; Реализация колоколов (можно посмотреть фотографии и послушать звук колоколов); Информация о билах; Список литературы, которую можно приобрести у нас в Центре или поработать с нею в библиотеке нашего Центра; Программа поиска колоколов, спрятанных во время гонений; Научные работы сотрудников Колокольного Центра; Электронный вариант Вестника "Звонарь"; Клуб звонарей (страница, на которой можно будет получить ответ практически на любой вопрос, касающийся колоколов и бил, обустройства звонниц и церковных звонов).

В содружестве с коллективом создателей православного портала "Миссионер" мы начали участие в большом совместном проекте "Путь к храму". Наш Центр будет готовить сайт "Колокольные звоны России". На этом сайте будут представлены православные Храмы России с историей, фотографиями и записью звонов (в формате MP3). Этот ресурс будет постоянно пополняться. Приглашаем всех звонарей принять участие в этом проекте, присылайте нам историю ваших Храмов, вместе со звонами и фотографиями (только записи звонов должны быть качественными), мы разместим их на сайте "Колокольные звоны России".

Пишите нам по адресу:

moskolcentr@comail.ru Московский Колокольный Центр

bells-centre@yandex.ru Шариков Виктор Григорьевич


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.