|
Звонарь №15
апрель 2002 года
О колокололитейной династии Даниловых
Звонари Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Об открытии Колокольным Центром сайта в Интернете
23 апреля закончился 20 курс подготовки церковных звонарей в количестве 28 человек (из них 10 человек женщины). Возраст слушателей был от 14 до 52 лет. В основном слушатели были из Москвы (14 чел.) и Московской обл.(12 чел.), два человека были из других городов (Курск и Североуральск). В музыкальном отношении: музыкальное образование имели - 13 чел., играли на муз. инструментах - 13 чел., имели практику звонаря - 7 чел.
Завершилось обсуждение проекта "Устава церковного звона Русской Православной Церкви", в котором приняли участие несколько десятков звонарей и священнослужителей из Москвы, Московской области и других районов России. Все материалы (проект Устава, комментарии к нему и перечень использованной литературы) направлены на одобрение Его Святейшества, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.
В январе с. г. в своем 1-ом номере "Российская музыкальная газета" напечатала наш Вестник 14.
За последние 4 месяца специалистами Центра обустроено несколько звонниц в Москве и Московской обл., а также в Свято-Успенском мужском монастыре г. Иваново. Была также проведена паспортизация нескольких звонниц.
В марте месяце Колокольным Центром открыта своя страничка в Интернете (более подробно см. стр. 4).
Следующий 21-й курс подготовки церковных звонарей (ускоренный с сохранением объема программы) начинается 13 мая 2002 г.
*ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*
О КОЛОКОЛОЛИТЕЙНОЙ ДИНАСТИИ ДАНИЛОВЫХ
Родоначальником известной династии московских колокололитейщиков Даниловых был Матвеев Данила (Нил), ученик мастера Кирилла Самойлова. Первые колокола он стал лить в 1622 году. О его жизни и колоколах мы знаем мало, хотя к концу своей жизни (умер в 1651 году) он имел почетное звание - "государев колокольных дел мастер". Известно, что в 1647 году вместе с сыном Емельяном он отливал 700-пудовый колокол благовестник для Ипатьевского монастыря в Костроме. В 1651 году опять вместе с сыном начинал переливку 800-пудового Воскресного колокола для Успенской звонницы Московского Кремля. Этот колокол весом 998 пудов в начале XX века треснул и в 1930-х годах был снят на переплавку.
После смерти отца Емельян Данилов (1627-1654) прожил недолго. К этому времени он был уже известным мастером, имевшим опыт литья (с 1640 года) как малых, так и больших колоколов. В настоящее время сохранились два его колокола.
1. Прорезной колокол 60 пудов, отлитый в 1648 году и висевший в свое время на царском Сытном дворе. Сейчас хранится в Московском музее-усадьбе "Коломенское".
2. Колокол "Баран" весом 80 пудов, отлитый в 1654 году, висит до сих пор на звоннице Успенского собора Ростовского Кремля. На колоколе имеется литая надпись: " Лета 7162 г. при державе Благочестиваго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руссии и Самодержца и при великом господине Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея Руссии и при великом господине Преосвященном Ионе митрополите Ростовском и Ярославском, лит сей колокол в Ростов к соборной и апостольской церкви Пречистыя Богородицы Святаго и Славнаго Ея Успения и к великим Ростовским Чудотворцам Леонтию и Исаию и Игнатию. Лил сей колокол мастер Емельян Данилов. Весу в нем 80 пуд. "
В 1652 году наступил пик деятельности Емельяна Данилова, которому царь Алексей Михайлович поручил отливку самого большого колокола в мире весом 8000 пудов (~ 130 тонн) - первого во всех отношениях Царь-колокола. Колокол получился на славу, но, будучи еще в процессе очистки, в него решили позвонить на Рождество Христово и разбили. Царь сильно рассерчал, думая, что это вина мастера-литейщика. Была послана специальная делегация за границу, чтобы найти мастера для переливки этого колокола. Однако, иностранцы запросили непомерную цену и 5 лет на осуществление проекта, так что пришлось переливку поручить другому нашему мастеру Александру Григорьеву, который и осуществил её успешно в 1655 году.
Но к этому времени Емельяна Данилова уже не было в живых. Он умер летом в 1654 году во время сильной эпидемии чумы, разразившейся тогда в Москве и унесшей около 80 % её жителей, а других потомков этой династии не осталось. Челобитная мастера Емельяна Данилова царю Алексею Михайловичу от 5 июля 1651г.:
"В нынешнем во 159 году по твоему Государеву указу спущен Рождества Христова большой благовестной воскресенской колокол для переливки. И в Пушкарском Государь приказе дьяки Григорий Одинцов да Ондрей Галкин иноземца пушечного и колокольного дела мастера Ивана Фалька того колокола про медь допрашивали, что можно ли в той меди опять сделать колокол перелить вновь, и иноземец Иван Фальк в допросе сказал, что де та медь опять в колокольное литье не годитца и после ж его иноземца допрашиваны мы холопи твои, про тот же колокол, про медь, что годится де та колокольная медь опять в колокольное литье, и мы х.т. (холопи твои) сказали, что будет та медь годна опять в колокольное лить е. И по твоему Государеву указу, перелить, и мы х.т. сделали на тот колокол яму новую и образец заводить почали. И как он Иван Фальк сделал твой Государев указ, что велено нам х.т. тот колокол перелить, и он сказал опять иную свою сказку про медь, что годитца де и та медь в колокольном литье, и опять он допрашиван, выльет ли тот колокол однова в один завод, и он Государь, так переливать не емлется, а кладет на волю Божию. И мы х.т. допрашиваны против того ж, что бы тот колокол вылить однова; и мы х.т. на такое большое дело похвалитца так не смеем, смотря и премечаючись к прежним старом мастером, что и преж, Государь, сего и старые мастеры на такие большие дела не похвалялись, что вылить однова, а тут Бог волен. И он Иван Фальк многие колокольные дела делывал не по однажды: лил он колокол в Казань в соборную церковь в 500 пуд... и тот колокол переливал от трижды. Потому Государь и мы х.т. похвалитца не смеем и надеясь на милость Божию и на твое царское счастье, выльем тот колокол мастерством не хуже его, а в литье и в образцовой крепости Господь Бог волен; а ведомо, Государь, то наше рукодельюшко тебе Государю: вылил я, Омелько, прорезной колоколол, что и ныне стоит у тебя, Государя, на Сытном дворе, да мы ж х.т. на Костроме в Ипацком монастыре вылили колокол в 700 пуд, и нам, Государь, то колокольное дело в обычай, а он Иван Фалька ту колокольную медь хулил, а ныне ту же медь да хвалит, а у нас х.т. ныне яма сделана и образец заводить почат. ...Милосердный Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Русии пожалуй нас х.т. вели Государь нам тот благовестной воскресенской колокол перелить, а нам колокольное дело во обычай, не вели Государь ему Ивану Фальку того колокола переливать. Царь Государь смилуйся пожалуй".На обороте надпись: "159-го году июля в 5 день Государь приказал тот колокол перелить Пушкарского приказу русским мастером поих челобитью".
Шариков В. Г.
ЗВОНАРИ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
До закрытия Лавры в 1920 году на праздники звонили до 12 звонарей во главе со слепым иноком о. Сергием, который был также уставщиком и регентом левого хора в Троицком соборе. Умер о. Сергий в 1942 году.
Всего на лаврской колокольне к этому времени весело 35 колоколов. Это знаменитые благовестники: "Царь-колокол" - весом 4025 пудов, лит в 1748 году около Лавры московскими мастерами Михаилом Моториным, Семеном Степановым и Гавриилом Смирновым; "Годунов" или "Цареборисов" - весом 1850 пудов, лит в 1602 году; "Корноухий" - весом 1275 пудов, лит в 1683 году Иваном Моториным; "Лебедь" или "Лебедок" - 625 пудов, лит в 1594 году и подарен Борисом Годуновым, и часовой или повседневный колокол "Переспор" 315 пудов, лит в 1870 году на московском заводе Ассона Струговщикова.
Кроме этих колоколов было еще 30, среди них: "Никоновский" или "Чудотворцов", "Вожак" или "Панихидный", "Беспутный", "Скоморох", 7 клавишных колоколов ("четыре брата" и "три рожка"), 5 "кимвалов", 2 зазвонных , 1 минутный и 9 перечасных колоколов для курантов.
К сожалению, летом 1927 года погибли самые большие благовестники: "Царь-колокол", "Годуновский", "Корноухий" и другие колокола. При официальной передаче оставшихся колоколов Лавре в 1948 году из прежнего состава числилось по документам 12 колоколов, 4 колокола были впоследствии найдены бесхозными и 5 колоколов оставались на хранении в Загорском историко-художественном музее-заповеднике, располагавшемся тут же в монастыре. С течением времени к старому набору колоколов были присоединены колокола с других храмов, например, Храма Христа Спасителя, но точного описания современной звонницы Лавры и её колоколов до сих пор нет.
Сегодня помимо двух благовестников "Лебедя" и "Переспора", несомненно самым ценным из оставшихся лаврских колоколов является "Никоновский" или "Чудотворцов", отлитый в 1420 году в связи с обретением мощей преподобного Сергия Радонежского и постройкой каменного Троицкого собора. Он отличается от других своей шлемовидной формой и имеет в верхней части примечательную литую надпись полууставом в две строки: " IС.ХС.НК. В(о)славу с(вя)тые и Живон(а)чальныя Троица св(е)рши(ся) си колокол в лета бл(а)гоч(ест)иваго и великаго князя Василия Дмитриевича и архиеписк(о)па Фотия, митрополита Киевскаго всея Руси, в обитель в пр(епо)добнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве от(ца) н(а)шего Никона игумена, в лето 6928, индикта 13, м(еся)ца августа 15, на Успение пр(е)чистые Вла(дычи)ца нашея Богородица Мария. "
Открытие Лавры произошло на Пасхальную ночь в 1946 году. Звон осуществлял ученик отца Сергия, Константин Иванович Родионов, который, по его словам, также участвовал в последнем звоне при закрытии Лавры в 1920 году. Таким образом, в определенной степени, мы можем говорить о сохранении преемственности колокольного звона в обители. В ту пасхальную ночь Константину Родионову помогали мастер-умелец Владимир Александрович Лошкарев и часовщик Володя.
Кто звонил на лаврской звоннице после этого памятного события в 1946 году не известно (видимо, из-за нерегулярности звонов и малочисленности братии звонари все время менялись).
В 1960-х годах наиболее опытным звонарем Лавры был о. Александр (Кумачев), несшего с 1946 года послушание "закупщика". За 2 года до кончины о. Александр был пострижен в монахи и был назначен старшим звонарем Лавры.
После смерти о. Александра старшим звонарем обители становится его ученик о. Михей (Тимофеев), начавший звонить в 1962 году. Отец Михей (в миру Иван Михайлович Тимофеев) родился в 1932 году, в Лавру прибыл в 1951 году из Белгородской области. После окончания семинарии в 1955 году жил в Лавре. 28 февраля 1958 года был пострижен в монахи Наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским). В том же году посвящен во иеродиаконы. В настоящее время - игумен (с 1992 года). Выполняя обязанности главного звонаря Лавры, одновременно был практически ее садоводом. С середины 1990-х годов из-за болезни ног отошел от активной деятельности.
В настоящее время главным звонарем Лавры является ученик о. Михея иеромонах о. Антоний (в миру Федор Алексеевич Зимин). Ему помогают несколько послушников.
В.Г. Шариков
ОБ ОТКРЫТИИ КОЛОКОЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ САЙТА
В ИНТЕРНЕТЕ
В наше время перед православным человеком стоит вопрос: как относиться к достижениям современной цивилизации - отвергнуть их и использовать как можно меньше или с их помощью постараться принести пользу своему ближнему. По нашему мнению, решение этой проблемы дело сугубо личное и каждый вправе высказывать по этому вопросу свое мнение.
Одной из таких спорных тем является Интернет. Отношение к нему многих православных - более чем настороженное, и часто не без оснований. Являясь очень мощным техническим средством, буквально стирающим границы и расстояния, оно в то же время становится все более доступным обычному человеку. К примеру, у нас в стране многие жители крупных городов имеют подключение к Интернет у себя дома и число их постоянно растет. Давая человеку практически неограниченный доступ к разнообразной информации, Интернет требует очень осторожного обращения, он является как бы зеркалом породившего его общества, которое, как все мы знаем пока весьма далеко от идеала.
Особенно остро эта проблема стоит в молодежной среде, сейчас некоторая часть молодежи, в основном невоцерковленной, проводит в сети практически все свободное время, буквально "живет" в ней. Хорошо это или нет, в данной статье рассматривать мы не будем, проблема эта очень сложная и обширная. Но что же встретит молодой человек в сети, что может предложить ему мир её создавший? Может дать друзей, единомышленников, с которыми можно пообщаться в "чате", которые живут порой за многие тысячи километров, иногда в других странах, и с которыми в реальной жизни этот человек никогда не встретится; может дать доступ к научным данным, статьям, книгам. Например, в США находится профессиональный телескоп, который за небольшую плату делает по заказу снимок любой части звездного неба, и затем высылает фотографию на электронный адрес заказавшего. Но можно также получить доступ и к различным сомнительным ресурсам, в сети очень много пустой, развратной, а порой и прямо враждебной всему светлому и доброму, что есть в жизни, информации. Сайты сатанистов, экстремистов, тоталитарных сект прочно и давно обосновались в Сети. Их создатели отлично понимают, что делают, они стремятся получить контроль над мировоззрением, образом мыслей нашей молодежи и планы их простираются в далекое будущее.
Как же противостоять этому? Выход только один. Нужно нести в Сеть все лучшее, что есть в этом мире. Миссионеры прошлых веков несли свет Истины Христовой в Тайгу Сибири и джунгли Америки, так и в наше время электронные джунгли Сети нуждаются в том, чтобы свет Православия проник в них. Многие православные в нашей стране это понимают. Сейчас в русской части Интернета работают более ста православных сайтов, образуется православная среда, где человек может пообщаться с друзьями, получить квалифицированный ответ на интересующий его вопрос, достать интересующую литературу. После долгих размышлений, мы приняли решение создать свой сайт и пополнить ряды православных ресурсов Интернета.
Наш сетевой адрес: http://www.comail.ru/~moskolcentr
На нашем сайте представлены основные аспекты деятельности нашего Центра:
Курсы подготовки церковных звонарей;
Реализация колоколов (можно посмотреть фотографии и послушать звук колоколов);
Информация о билах;
Список литературы, которую можно приобрести у нас в Центре или поработать с нею в библиотеке нашего Центра;
Программа поиска колоколов, спрятанных во время гонений;
Научные работы сотрудников Колокольного Центра;
Электронный вариант Вестника "Звонарь";
Клуб звонарей (страница, на которой можно будет получить ответ практически на любой вопрос, касающийся колоколов и бил, обустройства звонниц и церковных звонов).
В содружестве с коллективом создателей православного портала "Миссионер" мы начали участие в большом совместном проекте "Путь к храму". Наш Центр будет готовить сайт "Колокольные звоны России". На этом сайте будут представлены православные Храмы России с историей, фотографиями и записью звонов (в формате MP3). Этот ресурс будет постоянно пополняться. Приглашаем всех звонарей принять участие в этом проекте, присылайте нам историю ваших Храмов, вместе со звонами и фотографиями (только записи звонов должны быть качественными), мы разместим их на сайте "Колокольные звоны России".
Пишите нам по адресу:
moskolcentr@comail.ru Московский Колокольный Центр
bells-centre@yandex.ru Шариков Виктор Григорьевич
Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.
|
|