l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №14

декабрь 2001 года

Наука и церковный звон
Звонарь Александр Васильевич Смагин
Внимание священнослужителей и звонарей
О подписке на "Звонарь"

11 декабря закончился 19-й курс подготовки церковных звонарей в количестве 22 человек (таким образом, общее количество выпускников Центра достигло 320 человек). Особенностью последнего курса было большое количество девчат (8 человек), в том числе 5 человек из монастырей. Возраст слушателей от 12 до 52 лет. В основном слушатели были из Москвы (9 человек) и Московской области (11 человек), два человека были из других городов (Майкоп и Клайпеда). Интересна статистика в музыкальном отношении: музыкальное образование имели 7 человек, играли на инструментах - 9 человек, имели звонарский опыт - 6 человек.

Осень также проходили курсы повышения мастерства звонарей - 3 человека (из них одна девушка), которые получили более глубокие знания теории и техники православного звона.

В ноябре с. г. в своем 11-м номере "Российская музыкальная газета" напечатала наш Вестник 13.

Специалистами Центра обустроено несколько звонниц в Московской, Калужской, Тверской и некоторых украинских епархиях. Здесь большую работу проводят профессиональные звонари Александр Беляков, Владимир Мокров, Александр Чайка, которых отличает не только высокое качество работ, но и умение передать свое звонарское мастерство тем ребятам и девчатам, которые в силу обстоятельств не могут учиться в Московском Колокольном Центре.

В соответствии с планом в Центре ведутся научно-исследовательские работы по акустике колоколов и бил. Есть очень интересные результаты, часть из них уже опубликована в сборнике "Протоиерей Аристарх Израилев. 1817-1901. Труды, публикации, исследования. - Москва, 2001 г.". Надеемся, что результаты многолетних исследований войдут в "Пособие по акустике православного звона", которое планируется к выпуску в следующем году.

Следующий 20-й курс подготовки церковных звонарей и курс повышения мастерства звонарей начнутся 14 января 2002 года.

НАУКА И ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН

Занимаясь научно-исследовательской работой, Московский Колокольный Центр старается следить за теми научными изысканиями, которые касаются проблем православного (церковного) звона и его возрождения в России.

К сожалению, в настоящее время у нас в стране их не так много. Чаще всего исследования ведутся на базе архивных и других материалов сотрудниками музеев, которые в силу своей работы причастны к колокольной тематике. Есть и энтузиасты, которые ведут изыскания в области кампанологии в силу своих пристрастий. Однако результаты их трудов публикуются редко и часто пересекаются друг с другом (как из-за финансовых затруднений, так и отсутствия у нас в стране научного координирующего органа в этой области).

Насколько нам известно, на сегодняшний день защищено 6 кандидатских диссертаций и 1 докторская, в которых рассматривается тема колоколов и колокольного звона.

1. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ Лариса Дмитриевна (г. Новосибирск, сотрудник музея). "Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России". Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, специальность - музыкальное искусство (17.00.02). Защищена в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии в 1989 году.

2. ЯРЕШКО Александр Сергеевич (г. Саратов, профессор консерватории). "Колокольные звоны - один из истоков национального своеобразия творчества русских композиторов". Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, специальность - музыкальное искусство (17.00.02). Защищена в Москве в Российской академии музыки им. Гнесиных в 1996 году.

3. БОНДАРЕНКО Анна Федоровна (г. Москва, сотрудник музея). "Развитие колокольного дела в России в XVII веке". Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, специальность - отечественная история (07.00.02). Защищена в Московском Государственном автомобильно-дорожном институте в 1997 году.

4. ФРАНЧУК Оксана Валерьевна (г. Челябинск, филолог). "История формирования тематических групп "колокол - колокольный звон" и "колокольное дело" в русском языке". Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук, специальность - русский язык (10.02.01). Защищена в Магнитогорском Государственном педагогическом институте в 1999 году.

5. КОНДРАШИНА Вера Александровна (г. Звенигород, сотрудник музея). "Московская школа колокольного литья в русской культуре второй половины XVII века". Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии, специальность - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (24.00.03). Защищена в Москве в Российском Государственном гуманитарном университете в 2000 году.

6. КАРОВСКАЯ Наталья Стефановна (г. Ярославль, сотрудник музея). "Феномен колокола в русской культуре". Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии, специальность - историческая культурология (24.00.02). Защищена в Ярославском Государственном педагогическом университете им. Ушинского.

7. ЛАПШИН Александр Владимирович (г. Рыбинск, литейщик, профессор). "Развитие теории и практического использования пристеночной кристаллизации". Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук, специальность - литейное производство (05.16.04). Защищена в Рыбинской Государственной авиационной технологической академии в 1996 году. (Литью колоколов посвящена одна из глав диссертации).

При анализе этих работ можно увидеть следующее.

Во-первых, некоторыми авторами делаются попытки приравнять понятие "православный (церковный) звон" к понятию "колокольный звон", а затем "колокольное искусство", рассматривая его вне рамок церкви е её Богослужений. Да, колокола в начале XX столетия были широко распространены в России и являлись основным средством при церковном звоне. Однако наряду с колоколами использовались и другие средства (деревянные и металлические била). Каждый из них имел свой символ (смысл)и игнорировать или приравнивать их к колоколам, которые появились в нашей церкви позже них, наверно неправомерно. Кроме того, колокольный звон не существовал вне церкви как в силу своей монументальности (ведь это не ручной инструмент типа гитары, гармони и т. д.), так и регламентации использования. Без разрешения церковных властей не могли осуществляться никакие звоны, в том числе и так называемые "мирские": набатный, всполошный, метельный, на встречу царских особ и т. п. Использование колокольного звона и его мотивов в классических произведениях не может изменить суть дела - колокольный звон своему существованию обязан церкви и его возрождение вне рамок Русской Православной Церкви не реально!

Во-вторых, проведенные исследования в некоторых диссертациях носят чисто умозрительный (а иногда голословный и бездоказательный характер, основываясь часто на одних и тех же источниках, переходящих из одной работы в другую. Некоторые приводимые в этих источниках данные уже устарели и не верны. Поэтому хотелось бы пожелать будущим диссертантам - если вы не специалист в таких специфических областях как акустика, литье и др., то лучше в них не теоретизировать. Здесь нельзя не отметить слабое использование в диссертациях церковной литературы, не хватает новых архивных и исторических данных, а также свежих исследований, раскрывающих особенности нашего церковного звона, звонарского искусства, звучания наших колоколов, их оформления, литья и подбора в звонницы. Желание церковных звонарей здесь понятно - хотелось бы, чтобы научные работы имели бы больше практическую отдачу в деле возрождения нашего православного звона и его традиций.

И последнее. Считаем, персональные выпады (да еще в оскорбительном тоне) некоторых соискателей в адрес других авторов и оппонентов не допустимы в научных работах, да к тому же в диссертациях.

В. Г. Шариков.

ЗВОНАРЬ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СМАГИН
И ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

19 век и начало 20-го можно назвать особым периодом в истории православного звона. Именно в это время звонари и специалисты поставили вопрос о повышении благозвучия колоколов, принципах подбора звонниц из них и улучшения качества церковного звона.

Одним из выдающихся мастеров 19 столетия, поднявших значение православного звона на более высокую ступень, бесспорно является звонарь Смагин Александр Васильевич. Смагин родился в 1843 году в с. Шипицино Верхотуского уезда Пермской губернии в семье крестьянина. В 1863 году он идет в армию, где помимо военного дела обучается грамоте. Проявив рвение на службе, он вскоре становится старшим писарем канцелярии полка, который размещался в уездном городе Ливны Орловской губернии. Здесь А. В. Смагин и получает первую известность звонаря. Вскоре староста местной церкви, известный купец скотопромышленник В. Г. Холин, предложил ему рекрутскую квитанцию и место служащего в своей конторе.

С 1867 - 1878 гг. А. В. Смагин по долгу службы посещает средние и южные губернии: Орловскую, Курскую, Харьковскую, Воронежскую, Киевскую и другие и одновременно изучает традиции звонов в России. Учитывая звонарский талант Смагина, в 1873 году Холин командировал его подробно изучать звоны Москвы, Троице-Сергиевой Лавры и Ростова Великого. Именно на основе монастырских канонических звонов А. Смагин определяет свой новый подход к отечественным традиционным звонам и их авторской импровизации.

В 1878 году Смагин по личным обстоятельствам переехал в Петербург, где сперва занимался торговлей, потом работал на Балтийском заводе и с 1888 года служил в Государственном Контроле по Департаменту военной и морской отчетности. В это время он почти год был звонарем Александро-Невской Лавры, а затем Вознесенской церкви.

Самгин - звонарь по призванию. Интерес и приверженность к звону росли у него в течение всей жизни. Его любимое выражение было: "Я звон собирал 40 лет, дайте мне теперь его разнести!". В течение продолжительной практики Александром Васильевичем была выработана определенная система колокольного звона, которую он изложил в своей записке 1896 года. Главной целью этой системы было выявление недостатков в исполнении всех видов церковного звона и возможности их преодоления. Особенно яркой ошибкой, по мнению А. В. Смагина, является отсутствие единства и благозвучия в звоне, несоблюдение такта: "... как бы хорошо не звонил звонарь на верхнем ярусе, но если большой колокол, висящий внизу, не соблюдает такта, то он портит хороший звон на верхнем ярусе". Для устранения нестройности звучания Смагин придумал особое приспособление: с боку большого колокола он "утраивает вилку-пружину, и когда звонарь ударяет языком в край колокола, то шейка языка ниже края колокола ложится в эту вилку-пружину, которая дает знать момент удара вверх, и верхние звонари на эти знаки или указания должны смотреть как певчие на регента; тогда в звоне будет соблюдено деление, и самый звон становится тогда законченным, одновременно как вверху, так и внизу".

Собирая различные ритмы и мотивы колокольного звона, А. В. Смагин пришел к мысли связывать их один с другим, добиваясь красоты и цельности звучания. Для достижения согласия и гармонии в звоне Смагин применяет набор так называемых "баклушек", четырехгранных деревянных брусков, крепко насаженных на деревянных осях. На сторонах баклушек имеются надписи: "начинать после перебора", "стой", "тише", "сильнее" и т. д. Такие баклушки помещаются в каждом ярусе колокольни и, соединенные друг с другом веревками, одновременно разворачиваются одной и той же стороной. Благодаря этому все звонари видят одну и ту же надпись. Звонарь, находящийся на верхнем ярусе, управляет этими баклушками и, следовательно, оттенками исполнения.

Искусство самого звона, по мнению А. В. Смагина, неотделимо от искусства балансирования - способности подвязывать языки нескольких колоколов к одному центру. Посредством умелого оборудования системы управления звоном звонарь может действовать в три раза большим числом колоколов, по мнению Смагина, весом до 500 пудов.

Путем подобных приспособлений и условий исполнения Александр Васильевич воспроизводит несколько родов церковного звона на основе исторических звонов: Ростовского, Георгиевского, Лаврского. Особого внимания заслуживает его так называемый Сборный (Смешанный) звон с элементами импровизации: вступления (затравки), нечастый звон в один самый маленький колокол, скорые удары по одному разу во все колокола от самого маленького до самого большого (переборы) и сам "красный звон", который характерен частой сменой ритмических фигур. В результате А. В. Смагин намечает общую схему исторического звона, построенного на традиционных стилях церковного звона. Составные части этого звона следующие: 1. Начало; 2. Ростовский или Георгиевский звон; 3. Лаврский; 4. Современный - Сборный. Такой звон должен представлять одно целое, нераздельное, живое, выразительное.

Единственной, но не достижимой мечтой выдающегося звонаря было стремление воспроизвести эти звоны со всеми приспособлениями, оттенками исполнения, ритмичностью на больших колокольнях, где много колоколов и несколько ярусов и где впечатление могло бы получиться несравненно более сильное и законченное. Им было сделано официальное предложение об организации таких звонов на колокольне Ивана Великого во время коронации Николая II. Однако, к его предложениям остались равнодушны.

А. В. Смагин скончался 19 ноября 1896 года. Он, безусловно, обладал незаурядным талантом слышать и чувствовать полноту звучания колокола, который и позволял ему творить. Однако традиционные ритмические звоны всегда были тем кладезем, из которого черпал свое вдохновение одаренный мастер-виртуоз. Борясь за улучшение церковного звона в России, Смагин хорошо понимал суть ритмической основы православного звона и выступал против его мелодизации, приверженцем которой был известный протоиерей о. Атистарх Израилев. Поэтому значение наследия Александра Васильевича Смагина, как профессионального церковного звонаря традиционного направления трудно переоценить.

М. Иванова

ВНИМАНИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ЗВОНАРЕЙ

Колокола - неотъемлемая часть нашей истории. Большинство это понимают, но, видимо, этого недостаточно. Факты говорят о том, что, например в Москве по оценке специалистов за последние 10 лет разбито или без вести пропало половина исторически ценных колоколов, в том числе переданных музеями в храмы и монастыри. В других регионах, думается, ситуация не лучше.

Основная причина раскола колоколов - незнание многими звонарями элементарных основ обращения с ними. Во-первых, нужно понять, что колокольная бронза со временем "стареет", становится более рыхлой и хрупкой. Поэтому чем старее колокола, тем больше они требуют нежного ухода и аккуратного обращения.

Во-вторых, каждый колокол (в зависимости от веса и качества литья) имеет свой предел громкости. Поэтому увеличивать силу удара можно только до определенных пределов, после чего начинается пластическая деформация, а при последующем повышении силы удара - раскол колокола. Дозирование силы удара особенно требуется зимой, так как при пониженной температуре колокольная бронза становится очень хрупкой.

Есть и другие меры по сохранению колоколов, которые подробно изложены в специальной брошюре Колокольного Центра "Практические рекомендации по сохранению колоколов и бил и традиций православного звона. - М., 1999. - 34 с." Данную брошюру всега можно приобрести в Колокольном Центре или по почте наложенным платежом (только по России)

заказать: bells-centre@yandex.ru

Но, если случилась беда - колокол разбился, что же делать? К сожалению, многие храмы и монастыри спешат сдать его в пункты по приему цветных металлов или переплавить на новый колокол, забывая иногда, что и расколотый колокол может представлять большую историческую ценность.

Наш совет - не спешите избавляться от треснувшего колокола. Ведь его возьмут по цене металлолома, не более 1-1,5 доллара за килограмм, тогда как за новый колокол вам придется платить 12-16 долларов за килограмм. Может быть лучше оставить эту частицу нашего исторического наследия на колокольне или передать на сохранение заинтересованному музею?!

Критерии, по которым определяется историческая ценность колокола, довольно подробно описаны в вышеуказанной брошюре. Помимо этого, Колокольный Центр постоянно проводит на благотворительной основе обследование исторически ценных колколов и оформление на них официальных паспортов, включая и акустические данные, что очень важно для отслеживания состояния колоколов в последующем. подробно о паспортизации Более того, Колокольный Центр всегда готов помочь храмам и монастырям при наличии у них расколотых исторически ценных колоколов найти им достойного хранителя взамен приобретения нового колокола.

Есть еще один способ исправления разбитых колоколов - их ремонт, если обследование покажет, что колокол ремонтопригоден. Колокольный Центр исправил десятки колоколов методом раздела трещины механическим способом, и несколько колоколов методом сварки. Однако первый способ не восстанавливает прежнее звучание колокола (хотя значительно его улучшает), а второй - очень дорогой. В настоящее время Колокольным Центром патентуется совершенно новый способ ремонта разбитых колоколов, который может быть использован также и для "лечения" старых, но еще целых колоколов. Метод опробован на практике и позволяет исправлять колокола (пока) весом до 15 пудов.

Дорогие братья и сестры! Давайте своими конкретными деяниями будем сохранять наше историческое наследие, хотя бы в той его малой части - церковных колоколах!

Внимание звонарей!

В 2002 году бюллетень "Звонарь" будет распространяться по подписке, которую можно оформить непосредственно в Колокольном Центре или направив почтовым переводом 20 рублей на год (за 1 экземпляр) по адресу:117513, Москва, а/я 15,Шарикову В. Г., сообщив свой точный адрес и количество требуемых экземпляров.

Ждем от Вас заметок о колоколах, билах, звонарях и православном звоне!

Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.