l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №13

сентябрь 2001 года

Эволюция создания благозвучных колоколов в России и подбора звонниц из них
Памяти протоиерея Аристарха Израилева
Колокололитейщики Европы в России
Внимание церковнослужителей и звонарей!

Пошел 7-й год работы Колокольного Центра.

11 сенября с. г. началась учеба на 19-м курсе подготовки колокольных звонарей в количестве 23-х человек (из них 9 девчат). Возраст слушателей от 13 до 52 лет. Надеемся, что все они обрадуют звонами свои храмы на Рождество Христово.

Одновременно начались курсы по повышению мастерства звонарей (1 человек), которые дают углубленное знание православного звона.

В начале июля Колокольный Центр принял участие в мероприятиях по приему колокололитейщиков Европы в России. ссылка

22-го июля Колокольный Центр активно участвовал в празднике, посвященном 100-летию со дня кончины протоиерея Аристарха Израилева и проходившему в г. Ростове Великом , где о. Аристарх священствовал более 40 лет.

В июле месяце в своем 6 Российская музыкальная газета напечатала наш Вестник 12.

Летом с. г. специалисты Центра также активно помогали храмам и монастырям в обследовании и паспортизации исторически ценных колоколов и обустройстве звонниц. Причем география поездок в этом году была довольно обширная: Московская, Ивановская, Екатеринбургская, Краснодарская и Чебоксарская епархии. Везде были довольны работой москвичей, которые не только лично участвовали в восстановлении звонов и оборудовании звонниц, но и обучали на местах основам православного звона, снабжали местных звонарей необходимой литературой и аудио пособиями.

*ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОЗВУЧНЫХ КОЛОКОЛОВ В РОССИИ И ПОДБОРА ЗВОННИЦ ИЗ НИХ
(см. начало в "Звонаре" 9-11)

XVIII век стал поворотным моментом в колокольном искусстве России не только из-за смены в теории музыки, но и в связи с началом массового производства колоколов. Петр I коренным образом решил проблему отечественной медеплавильной промышленности, в результате медь перестала быть дефицитом. В связи с большим спросом на колокола по всей стране открываются мастерские и заводы, специализирующиеся только по их отливке. Их владельцы, обычно выходцы из Московского Пушечного Двора, придерживаются сперва старых традиций. Но постепенно некоторые из них начинают отходить от них, экспериментируют, меняют профиль колокола и соотношение его основных размеров, вводят прорези на его теле и т. п. В результате в середине XIX столетия в России имелось более 40 только крупных колокололитейных предприятий, на каждом из которых имелись свои особенности изготовления колоколов, звучание которых иногда очень разнилось.

Некоторым заводчикам удавалось получить красивое звучание колоколов, но чаще - нет, так как без научного изучения особенностей акустики колокола и стабильности качества литья это было трудно сделать. К тому же, при массовом производстве колоколов само качество продукции у многих мастеров снизилось - здесь сказались дифференциация профессии колокололитейщика, стремление к максимальной прибыли и использование нечистых сортов меди и олова, разбитых колоколов, и другого вторсырья, увлечение чрезмерным украшением колоколов во вред звуку и т. д.

Касаясь вопроса подбора колоколов в звоннице в этот период, хотелось бы подчеркнуть, что массовое литье не позволяет получить стабильное звучание точно в тон. Поэтому существуют два способа подбора колоколов - путем выбора из множества колоколов того же номинала или подточка (обычно изнутри), что на Руси никогда не было принято. Период XVIII - середина XIX века характеризуется большим спросом на колокольную продукцию, в городах среднее количество колоколов в звоннице доходит до 7-9, но практически все колокола льются только под заказ, а значит осуществить их подбор в звоннице по благозвучию трудно. То, что звонницы сформированные в то время, часто были плохо подобраны, отмечалось многими нашими музыкантами и звонарями конца XIX столетия. Но, видимо, это была дань бурному развитию колокололитейного дела в России в тот период.

Но вот началась вторая половина XIX века, которая характеризуется значительным подъемом музыкальной культуры в России и, в первую очередь, инструментальной музыки. Появляется целая плеяда отечественных композиторов, создающих шедевры классической музыки на основе отечественных традиций (причем нередко с включением колокольных звонов). Фольклорная (народная) музыка как бы возрождается из небытия (ведь в России не было принято ее записывать) и бурлит во всех направлениях: песни, романсы, частушки, танцы и т. д.

Этот музыкальный всплеск потребовал не только теоретических изысканий и нового осмысления традиций России, но и приведения в порядок системы звукообразования, настройки инструментов и ориентации на конкретную эталонную частоту.

Единого эталона частоты в России не существовало (кстати, как и Европе) до второй половины XIX столетия. Так духовые инструменты были ориентированы на эталон 415 Гц, клавиры (клавишные инструменты) - 416-430 Гц, органы - до 480 Гц. В хоровом пении эталоном служила тесситура (физиологические данные главного голоса), при этом ориентировка на какую-либо определенную интервальную систему вряд ли была возможна ввиду отсутствия инструментального сопровождения в русской певческой традиции.

В 1750 году знаменитый математик Леонард Эйлер, живший долгое время в России, предложил камертон 420 Гц. В конце XVIII столетия композитор Джузеппе Сарти предложил ввести в России эталон частоты 436 Гц, который хотя и не был принят всеми, но широко использовался под названием "Петербургский камертон". В первой половине XIX века директор Придворной певческой капеллы А. Ф. Львов использовал камертон с частотой 451,5 Гц.

После принятия во Франции единого эталона высоты в 1862 году высочайшим указом Государя Императора было утверждено "Положение о музыкальных диапазонах и камертонах", согласно которому во всех музыкальных учреждениях России предписывалось использовать камертон ноты Ля первой октавы с частотой 435 Гц при +10 0С. Главной физической лаборатории поручалось хранение такого образцового эталона, бесплатные проверка и клеймение представляемых в нее организациями и частными лицами камертонов.

В 1934 году в соответствии с рекомендациями Международной организации мер и весов в СССР был принят Госстандарт ОСТ-7710, утвердивший в музыке эталон частоты - Ля первой октавы 440 Гц, который действует и поныне.

Принятие во второй половине XIX столетия единого камертона совпало с утверждением в России на практике двенадцатиступенной равномерной темперации, что позволило сблизить нашу музыкальную культуру с западноевропейской. Как же это повлияло на колокололитейное искусство и церковный звон? Во второй половине XIX века ситуация в колокололитейной промышленности России стала меняться. Наступает насыщение отечественного рынка, усиливается конкуренция, число больших колокололитейных предприятий к концу XX века сокращается до 20.

В этих условиях одни владельцы ищут пути удешевления производства и повышения прибыли, часто в ущерб качеству (например, Финляндский, который стал использовать в большом количестве старые колокола и вторсырье). Другие пытаются улучшить качество колоколов и их звучание (например, Оловянишников, Самгин, Лавров и до.) и предлагают при покупке возможности подбора колоколов в звонницы по благозвучию или нотам на любой лад. Для этого на складах держали сотни уже отлитых колоколов весом от 0,5 до 300 пудов и привлекали специалистов-музыкантов или приборы (так на заводе Оловянишникова использовались 55 камертонов, изготовленных протоиереем Аристархом Израилевым). Это позволяло покупателю не только удовлетворить свои музыкальные наклонности, но и наяву проверить качество и звучание колоколов.

В это время также получают широкое распространение по всей России куранты. Не было города, крупного монастыря, собора или большого храма (даже во многих селах), где бы ни ставились часы с музыкой (боем). Причем колокола, в отличие от прежних столетий, устанавливались отечественного производства и какие только мелодии они не играли! При этом доходило до смешного, когда ради престижа на некоторых башнях или колокольнях вместо действующих часов просто рисовали циферблаты. Влияние западной музыкальной культуры сказалось не только в этом. Некоторые производители, пытаясь выйти на международный рынок стали подтачивать колокола и выставлять на выставках за рубежом звонницы, настроенные точно на нотный ряд 3-4 октавы, с целью исполнения на них различных мелодий (как на карильонах). И хотя наши колокола занимали всегда призовые места, из этой затеи ничего не получилось - как в силу сопротивления иностранных производителей, так и начавшихся в России с 1905 года катаклизмов.

В это время получает развитие также новое направление настройки колоколов в звонницы для наших храмов путем подбора точного по нотам в соответствии с принятыми на Западе терцово-квинтовыми соотношениями. Одним из таких поборников был протоиерей Аристарх Израилев, настроивший десятки звонниц с возможностью звонить не только церковные звоны, но и играть мелодии: "Боже, Царя храни", "Коль славен наш Господь в Сионе" и др. Однако это был отход от русских традиций церковного звона (и, если посмотреть шире, вообще от канонов Русской Православной Церкви) и эти опыты по мелодизации звонов наподобие курантов большинство церковных звонарей и музыкантов не поддержало.

В заключении хотелось бы отметить, что проблема настройки звонниц наших православных храмов актуальна и сегодня. С одной стороны, появились новые исследования в области традиционной русской гармонии, благозвучия, консонанса и диссонанса, ладовой организации звуков. И здесь, оказалось не все однозначно.

С другой стороны, ситуация в колокололитейном деле сейчас такова, что все производители выпускают серии лишь из 10-15 колоколов, спроектированных под определенный лад (сравните с заводом Оловянишникова, на котором серийно отливалось более 70 типов колоколов), литье идет только под заказ, поэтому возможности подбора колоколов практически отсутствуют. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что подбирать колокола в звоннице по благозвучию можно и необходимо вне зависимости от того, что на них собираются звонить. И мы надеемся, когда-нибудь эта проблема для наших православных храмов будет решена и теоретически и практически!

В. Г. Шариков и А. Н. Горкина

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АРИСТАРХА ИЗРАИЛЕВА

22 июля 2001 года в г. Ростове Великом прошли празднования 100-летия со дня кончины протоиерея Аристарха Израилева, организованные Успенским собором г. Ростова, Государственным музеем-заповедником "Ростовский Кремль" и Московским Колокольным Центром. Место проведения праздника выбрано не случайно. Протоиерей Аристарх Израилев родился в 1817 году в селе Петровском Тутаевского р-на (бывшего Романово-Борисоглебского уезда) Ярославской области в семье диакона Александра Налетова. Более 50 лет он отдал служению Русской Православной Церкви, будучи священником Ростовского Рождественского женского монастыря (1842-1886 гг) и при храме 1-й Московской мужской гимназии (1886-1892).

Уже при жизни о. Аристарх Израилев получил широкую известность и по его кончине было прислано множество соболезнований, в том числе и от Царской семьи Романовых, многих иерархов Русской Православной Церкви, Папы Римского, некоторых научных обществ и ученых. Сегодня мы хотели бы также отдать дань уважения и признательности этому выдающемуся гражданину России.

В этот памятный день в Ростов съехались многие родственники о. Аристарха (15 человек), священство Русской Православной Церкви во главе с Преосвященнейшим Иосифом, Епископом Угличским, музейные работники, звонари, любители колокольного звона и просто православные люди из разных городов нашей матушки России (Москва, Петербург, Ярославль, Переяславль-Залесский, Петровск, Егорьевск и др.).

Праздник начался с Архиерейской службы. После Литургии была отслужена заупокойная лития в память о. Аристарха и прямо на соборной площади освящен новый колокол весом 350 кг, отлитый в г. Каменске-Уральском ЗАО - Товариществом "Пятков и К0". Данный колокол был подарен этим предприятием и Московским Колокольным Центром Успенскому собору для замены разбитого на соборной звоннице колокола "Безымянный-2". Затем все присутствующие с упоением слушали звонницу Успенского собора, на которой местные церковные звонари во главе с Дмитрием Смирновым исполнили как обычные классические звоны, так и исправленные в свое время о. Аристархом Израилевым (что для многих слушателей было откровением, так как они практически никогда не исполняются).

После скромной трапезы, на которой присутствовало около ста человек и на которой выступили с приветственными речами Его Преосвященство и устроители праздника, началось собрание посвященное памяти о. Аристарха.

Собрание проходило в зале заседаний Ростовского Музея и вместило всех желающих. С приветственной речью выступил настоятель Успенского собора о. Роман Виктюк.

Затем о своих исследованиях рассказали: о переписке о. Аристарха Израилева с деятелями культуры - научный сотрудник Российского института истории искусств (г. Санкт-Петербург) А.Б. Никаноров, об обследовании колоколов Ростовской звонницы и последних открытиях в кампанологии - Руководитель Московского Колокольного Центра В.Г. Шариков, о сохранении наследия о. Аристарха - Главный хранитель ГМЗ "Ростовский Кремль" и о восстановлении традиций в звонах на Ростовской звоннице - старший звонарь Ростовской звонницы Д.В. Смирнов, который также продемонстрировал камертоны, изготовленные в свое время о. Аристархом Израилевым и хранящиеся в настоящее время в Ростовском музее. В дополнение гостям был представлен Сборник трудов протоиерея Аристарха Израилева, публикаций и исследований, касающихся его деятельности, выпущенный Московским Колокольным Центром специально к этой дате.

После небольшого перерыва все собравшиеся на праздник пошли на панихиду в бывший Авраамиев Богоявленский Монастырь, где в 1901 году был похоронен о. Аристарх.

К сожалению бывшее кладбище монастыря было разорено и точное место его захоронения не известно. В память и выдающемся нашем предке тщанием настоятеля надвратного храма Свт. Николая Чудотворца (бывшего Авраамиева монастыря) и ростовских звонарей в удобном для обозрения месте у пруда протоиерею Аристарху Израилеву был поставлен памятный крест, сооруженный из гранита и розового мрамора. Помимо памятной надписи на плите "ПРОТОИРЕРЕЙ АРИСТАРХ ИЗРАИЛЕВ (1817-1901)" на белом кресте поместили, как и было раньше, фотографию о. Аристарха и сцену "Моление о чаше", сделанные местными мастерами на финифтяных пластинках.

По дороге в Авраамиев монастырь гости праздника остановились в Рождественском женском монастыре, где сестры пропели несколько умилительных кантов Дмитрия Ростовского, музыку на которые написал в свое время о. Аристарх Израилев. Затем под звон колоколов, организованный московскими звонарями на выносной звоннице, и в присутствие Его Преосвященства, Епископа Угличского Иосифа и других священников о. Александр совершил заупокойную службу в память кончины протоиерея Аристарха Израилева и освящение памятного креста. Ему помогал хор из гостей. Все было скромно, но торжественно и благолепно. После проводов Владыки народ не расходился и все обменивался впечатлениями под не умолкающий радостный звон колоколов. Перед отъездом гостям праздника были вручены памятные финифтяные значки и спец выпуск Ярославских епархиальных ведомостей с подробной биографией о. Аристарха.

Пусть память об о. Аристархе Израилеве надолго останется в наших сердцах!

КОЛОКОЛОЛИТЕЙЩИКИ ЕВРОПЫ В РОССИИ

8-16 июля с. г. Россия впервые принимала колокололитейщиков со всей Европы (19 человек из 10 стран). Организаторами приема высоких гостей выступили ЗАО - Товарищество "Пятков и К0" (г. Каменск-Уральский) во главе с его директором Пятковым Н. Г. и Государственный музей "Покровский собор" (г. Москва) во главе с его директором Шарыгиным Г. В. и ученым-кампанологом Бондаренко А. Ф.. В первой части Программы гости приняли участие в праздновании 300 летия города Каменка- Уральского, посетили строительство нового специализированного колокололитейного завода "Пятков и Кo", наблюдали очередную плавку малых колоколов на Синарском трубном заводе. Несмотря на стесненность пространства арендуемых Товариществом "Пятков и К0" площадей гости высоко оценили мастерство уральских колокололитейщиков и качество их продукции. Надеемся, что с вводом в 2002 году нового предприятия и резким увеличением объема производства качество колоколов уральцев не снизится.

Вторая часть программы (в Москве) предусматривала совместный семинар, в котором принял участие и Колокольный Центр, и посещение музеев Московского Кремля, Покровского собора, звонницы Успенского Ростовского Кремля, оставившие неизгладимое впечатление у гостей.

На семинаре специалисты-литейщики обменялись информацией об итогах года. Порадовало, что товарищество "Пятков и К0" по своим мощностям полностью загружено на год вперед и по производительности идет впереди многих европейских фирм. С вводом нового завода ЗАО "Пятков и Кo" станет крупнейшим колокололитейным предприятием России и Европы. Одновременно на семинаре об истории колокололитейного производства в России выступила Бондаренко А. Ф. и о работе Колокольного Центра - Шариков В. Г.. Семинар прошел в живой обстановке, у гостей было много вопросов, особенно по отливке наших "Царь-колоколов". В заключении гостям были подарены редкие альбомы, книги по колоколам и аудиозаписи православных звонов.

Из бесед с гостями выяснилось, что они остались поездкой в Россию очень довольны. Особенно их поразило наше гостеприимство и радушие и удивило, что в России так много пьют и едят, ведь многие из них думали - раз Россия просит все время помощи у Запада, то здесь, видимо голод и нищета.

Еще их пугали, что "в России кругом бандиты и постоянно стреляют", "в городах гуляют медведи" и другой чушью. Жаль, что этим нелепицам в средствах массовой информации некоторые европейские колокололитейщики поверили и отказались ехать в Россию. А те, кто приехал, не пожалели. Уровень приема оказался для них "пятизвездочным".

Гости были удивлены количеством храмов и масштабами их восстановления. В этом плане они завидовали русским колокололитейщикам, которые имеют широкие перспективы на десятилетия вперед. Еще их поразили размеры колоколов, которых на Западе не увидишь. Некоторые из гостей истратили целую кассету на большие колокола Ростовской звонницы.

Следующая встреча колокололитейщиков Европы состоится в 2002 году в Англии.

ВНИМАНИЕ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ЗВОНАРЕЙ!

В соответствии с поручением Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Московский Колокольный Центр завершил подготовку проекта "Устава церковного звона Русской Православной Церкви".

Желающих принять участие в обсуждении данного проекта просим обращаться в Центр!


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.