|
Звонарь №11
март 2001 года
Об использовании бил в православном звоне
Эволюция создания благозвучных колоколов в России и подбора звонниц из них
Подъем пятитонного колокола в Калуге
Московский Колокольный Центр продолжает работу по всем направлениям. 8 января 2001 года начал работу 17-й курс подготовки церковных звонарей в количестве 25 человек (из них 8 женщин). Возраст слушателей - от 13 до 60 лет. Надеемся, что на Пасху все они порадуют прихожан хорошим звоном. Следующий, 18-й ускоренный (полтора месяца) выпуск подготовки церковных звонарей начнется 23 апреля.
Перед Рождеством Христовым специалисты Колокольного Центра осуществили в Троицком соборе Калуги подвеску 5-тонного колокола.
Колокольным Центром выпущено: второе издание литературного сборника "Православный звон", в который вошли 175 стихотворений, песен и поэм и 17 рассказов (тираж 100 экз.), и "Православный звон в Болгарии" (тираж 100 экз.)
22 июля в Ростове будет отмечаться 100-летие со дня кончины протоиерея Аристарха Израилева. Колокольный Центр принимает активное участие в подготовке сборника его трудов и в других мероприятиях. Желающих участвовать в этом юбилейном событии и получить официальное приглашение просим обращаться в Успенский собор Ростовского Кремля или в наш Колокольный Центр.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БИЛ В ПРАВОСЛАВНОМ ЗВОНЕ
В журнале "Русский Дом", 3 за 2001 год была опубликована статья звонаря Константина Володина "Осторожно: плоские колокола!", которая своей тенденциозностью вызвала недоумение у многих церковнослужителей и звонарей. Считая этот вопрос принципиальным в деле возрождения православного звона в России, мы решили напечатать в нашем Вестнике коллективное письмо, направленное 6 марта сего года главному редактору журнала "Русский Дом" А. Н. Крутову.
Уважаемый Александр Николаевич! Любим и постоянно читаем журнал "Русский Дом", который один из немногих подает надежды на возрождение мощи России и ее духовного ядра - Русской Православной Церкви. Однако, были удивлены и раздосадованы помещенной в мартовском номере журнала за 2001 год статьей "Осторожно: плоские колокола!", касающейся проблем возрождения нашего Православного звона и роли в нем бил (клепал). По нашему мнению, автор, руководствуясь больше эмоциями и личными интересами, исказил суть дела как с богословской, так и с фактической точек зрения.
Во-первых, Автор, приведя слова Святогорца (одного из монахов Русского Свято- Пантелеимонова монастыря, написавшего свою книгу в 1890-х годах), забыл их дополнить. Святогорец в своем письме действительно говорит о том, что звуки бил напоминают пророков Ветхого Завета, а звуки колоколов - Благовестие Евангелия. Святогорец, однако, в отличие от автора статьи, не противопоставляет их, а говорит об их согласии. Если прочитать весь этот абзац, то смысл слов Святогорца таков: подобно тому как Ветхий Завет согласен во всем с Новым, так и звуки бил, переходящие затем в колокольный звон, напоминают об этом же согласии.
Автор же вопреки этому смыслу, пытается "столкнуть их лбами". Выдергивая цитату без учета общего контекста письма, автор старается привлечь ее к доказательству своего мнения. Излишне напоминать, что метод этот не православный, а скорее сектантский: именно секты, выдергивая цитаты из Священного Писания, пытаются привлечь их к доказательству своего зловерия.
Во-вторых. Еще никто не отменял действующий сегодня Устав богослужения (Типикон), в котором предусмотрено использование для звона четырех видов инструментов: малое (ручное) деревянное било, большое деревянное било, металлическое било (клепало) и колокола. Причем Устав не указывает их количество, формы и материал. Он не противопоставляет их использование в звоне, как это делает автор вышеупомянутой статьи, а наоборот, предусматривает их гармоничное совместное применение в соответствии с торжественностью службы.
Именно поэтому многие монастыри и храмы, возрождая сегодня у себя Православный звон, стараются делать это с учетом требований как Типикона, так и традиций, существовавших в России сотни лет. А традиции таковы, что била существовали на Руси с самого ее Крещения и до революции 1917 года. История их использования делится как бы на три этапа:
1. До XV века на Руси в церковном звоне в подавляющем большинстве храмов применялись только била. Это было вызвано, в частности, отношением православного народа к колоколам как к чужеродным инструментам. Вспомнить хотя бы преподобного Антония, одного из основателей Киево-Печерской лавры, который после возвращения со Святой Горы Афон писал: "В било звонят по ангелову внушению, в колокола латиняне звонят". Преподобный Сергий Радонежский также считал колокола чуждыми Православию в силу их резкого звука и помпезности, и первые колокола в основанном им Свто- Троицком монастыре появились лишь через 30 лет после его кончины.
2. С началом объединения Руси вокруг Московского княжества великие князья и цари стали усиливать Русскую Православную Церковь, борясь за ее самостоятельность, строя новые храмы и монастыри, развивая колокольное дело и т. д. Колокола стали постепенно все больше и больше использоваться в церковном звоне, иногда заменяя била. Однако, факты говорят о том, что даже в середине XVII века большая часть русских храмов и монастырей имела только била. И это не случайно: ведь бронза была дорогостоящим, дефицитным и стратегическим материалом.
3. Только с началом массового производства колоколов в Петровские времена началось быстрое замещение ими бил. Но мы имеем множество свидетельств, что била применялись в России совместно с колоколами вплоть до революции (Новоиерусалимский монастырь, Киево-Печерская лавра и др.) и особенно в старообрядческих приходах Сибири, Алтая и некоторых районов Центральной России.
Начав возрождать забытые традиции Православного звона в нашей стране в 1980-х годах, мы сперва вспомнили о колоколах, а затем уже о билах. Хорошим примером в этом плане служат обители Святой Горы Афон, Болгарии, Сербии и других православных стран, где не было такого погрома церквей, как у нас, и где била и колокола совместно участвуют в звонах, не вызывая антагонизма между ними.
В-третьих. Звонарь К. Володин, видимо, так и не понял сути Православного звона, так как в его основе всегда на первом месте стояли символ и намоленность, а уж потом форма, материал, гармония и другие музыкальные свойства. В этом можно убедиться, посетив обители Святой Горы Афон, Болгарии и других стран, где используются уже сотни лет металлические била в виде железных плит, дуг сковородок и т. п. Они часто плохо звучат (бывают ржавые, оббитые), но менять их на новые никто не собирается и не согласится.
В-четвертых. Что касается современных бил или "плоских колоколов", то автор статьи, по всей видимости, не знаком с акустикой колоколов и бил. Специалистами давно доказано, что спектры их звучания аналогичны (они оба относятся к ударным идиофонам - ударным инструментам с самозвучащим телом, и колокол рассматривается специалистами как то же било, но только более сложной формы), ну, а качество как тех, так и других зависит от мастерства производителей. Более того, плоские била сравнительно легко могут быть изготовлены с любой тональностью и тембровой окраской звука, в то время как на колоколах классической формы это сделать трудно, так как в силу традиций диаметр, высота и толщина их строго увязаны между собой. Вот почему у нас в России (а на Западе уже давно) все больше и больше стали применять "плоские колокола" в оркестрах, театрах и т. д. для воспроизведения колокольных звонов.
Почему же храмам и монастырям не иметь такие била для православного звона, они ведь легче и дешевле бронзовых классических колоколов в десятки и сотни раз! Более того, они певучее и прочнее обычных колоколов; меняя вес и материал молотков, место удара, звонарь имеет больше возможностей для создания различных композиций звонов. Била могут использоваться как с обычными колоколами, так и самостоятельно, без них. Нарушается ли при этом Устав богослужения? Думается нисколько. Ведь было время, когда колокола заменяли била, теперь била возвращаются в Православный звон. И это прекрасно!
Хотелось бы остановиться на практическом аспекте этого вопроса. Автор, упомянув о возрождении колокольного дела в России, забыл упомянуть о том, что качество этих колоколов за редким, к сожалению, исключением оставляет желать лучшего, здесь мы часто видим примешивание коммерческих интересов, и там, где коммерческие интересы превалируют, страдает качество. Вот и возникает вопрос: покупать ли дорогие колокола или же приобретать била, которые намного долговечнее и к тому же дешевле?
В чем же тогда проблема? А в том, что некоторые колокололитейщики, завышая цены и не гарантируя качества своей продукции, пытаются дискредитировать плоские била, которые более конкурентоспособны по всем показателям и которые дают храмам и монастырям возможность выбора. Этим горемыкам-производителям помогаю посредники из числа звонарей, которые находят в этом свой интерес. Одного из них, Константина Володина можно понять: ведь он звонит в Храме Ризоположения на Донской улице, который никогда не закрывался и на колокольне которого более десятка старых и новых колоколов. И почему бы ему не пофарисействовать и не осудить храмы, которые в силу сложившихся обстоятельств вынуждены использовать для звона различные била, в том числе баллоны, рельсы и т. д.? А может ему и ему подобным хочется, чтобы мы "наслаждались" только их звонами?
Думается, что большинство православных людей ответят "нет" таким "блюстителям" наших традиций. И хотя редакция журнала оговаривает, что "мнения, высказываемые в материалах журнала, не обязательно совпадают с точкой зрения редакции", мы надеемся, "Русский Дом" выскажет более определенно свою точку зрения по затронутым в статье К. Володина вопросам или напечатает наше письмо.
P. S. Уважаемый Александр Николаевич! Если Вы и Ваши сотрудники хотите больше узнать о билах и послушать их наяву, приглашаем посетить звонницу Храма Покрова Божией Матери в селе Акулово (настоятель - протоиерей о. Валериан Кречетов) и Московский Колокольный Центр при Храме Свт. Николая в Заяицком (настоятель - протоиерей о. Дмитрий Смирнов).
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОЗВУЧНЫХ КОЛОКОЛОВ В РОССИИ И ПОДБОРА ЗВОННИЦ ИЗ НИХ
Колокола стали известны на Руси с принятием ею христианства. Уже в середине XI века на некоторых великокняжеских и митрополичьих соборах имелись колокола. Они были иностранного производства и рассматривались не как обязательный атрибут богослужения (в нашей Православной Церкви использовались практически только била), а скорее как признак величия власти: бронза считалась драгоценным металлом наряду с серебром и золотом.
Но вот наступает XIV, а затем XV век. Русь объединяется вокруг Москвы, этого Третьего Рима. Для поднятия престижа государства и усиления центральной власти великие князья начинают всеми силами укреплять Церковь, воздвигая новые каменные храмы и соборы, устраивая монастыри, осуществляя общерусскую канонизацию Святых, развивая церковное пение и собственное колокололитейное производство. Именно в этот период появляются у нас русские мастера, которые перенимают опыт у иностранцев и создают свою школу.
Этому способствует создание в 1947 году в Москве Пушечного Двора, в котором сосредотачивается литье пушек и колоколов (бронза по прежнему считалась стратегическим материалом, и литье из бронзы находилось под строгим контролем государства). Пушечный Двор представлял собой не только мощное, по тем временам производственное предприятие, но и центр по отработке новых технологий и подготовке кадров. Немудрено, что в его стенах в XVI-XVII веках родился "русский" профиль колоколов и устанавливалось особое понимание благозвучия и подбора их в звонницу.
В этот период колокола начинают все больше использоваться в церковном звоне одновременно с билами (деревянными и металлическими), постепенно заменяя их на протяжении многих веков. В силу этой медленной эволюции характер звона в колокола остался такой же, как и в била, то есть ритмический. Поэтому, оставив западные материал и технологию отливки, русские мастера в основу своего профиля колокола заложили не чистоту звучания каких либо тонов, а благозвучие, богатство тембра и певучесть.
Надо сказать, что до XVIII века у нас существовало два раздельных понятия - пение и музыка (мусикия), к которой относилась только игра на музыкальных инструментах; они, в свою очередь, делились по рангу на высокие (трубы, кимвалы, била, колокола) и низкие, скоморошьи (сопели, гусли и т. д.).
Если в княжеском и боярском быту, ориентированном на византийскую, а затем западную культуру, разрешалось использование любых инструментов, то простому народу запрещалось слушать и иметь скоморошьи инструменты. Эти запреты, иногда в законодательном порядке (например, постановления Стоглавого Собора в 1551 году), продолжались до XVIII века и поддерживались Церковью (особенно при патриархе Никоне). Поэтому в основе музыкальной культуры Руси на протяжении многих веков лежало пение, и прежде всего церковное, традиции которого пришли к нам из Византии вместе с христианством.
Основу церковной музыки составляло осмогласие и знаменный распев с его вариантами и разновидностями. В XII-XVI веках русское церковное пение постепенно выработало свой облик. Одной из особенностей стало использование единого звукоряда, членимого на согласия (в то время как в основе византийской и западноевропейской музыки лежала система октавных ладов).
В XVI веке наиболее четко обосновал такую систему новгородский мастер-музыкант Иван Шайдуров. В ее основе лежит двенадцатиступенчатый звукоряд от соль большой октавы до ре первой октавы, разделенный на 4 согласия по три звука в каждом.
Поэтому, говоря о звучании русских колоколов до XVIII века, можно с большой уверенностью сказать, что в силу традиций церковного пения наши мастера при проектировании профиля колоколов ориентировались на терцово-квартовое их благозвучие. Однако, путь к этому шел через массу проб и ошибок с использованием модульного построения профиля и не имел теоретического обоснования. В то же время можно предположить, что подходы к проблеме благозвучия могли меняться со временем, особенно с конца XVII столетия, о чем будет сказано ниже.
Что касается подбора колоколов в звонницу, то пока их было мало и звонницы были небольшие (в среднем 4-5 колоколов), эта проблема была довольно простой: ориентировались главным образом на весовое соотношение колоколов. Но при постепенном улучшении методики построения профиля - она, думается, была едина для всех русских литейщиков (так как все они большей частью учились в Москве и подчинялись Пушкарскому приказу независимо от места их работы), колокола в зависимости от важности заказа стали подбираться не только по весу, но и по благозвучию (согласию) их в звоннице. Такими примерами могут служить отливка в 1622 году Андреем Чоховым колокола "Реут" для звонницы Московского Кремля (он был отлит толще обычного) и знаменитая звонница Успенского собора Ростовского Кремля, отлитая в 1680-х годах. Надо отметить, что уже с конца XV века постепенно меняется быт при великокняжеском (царском) дворе, куда начинает проникать новая культура Западной Европы. Русь заполнили различные иностранные специалисты (особенно из Италии и Германии): архитекторы, строители, литейщики, пушечные и оружейные мастера и т. д. Детей Московских правителей обучают иностранные учителя. В это же время в Россию начинают проникать европейские формы музицирования. Так, в 1490 году в Москву прибыл органист Джованни Сальваторе. В 1586 году в дар царице Ирине Федоровне, жене царя Федора Иоанновича, английская королева прислала орган и клавикорд вместе с музыкантами, которые были щедро вознаграждены. Органная музыка постепенно входит в круг придворных развлечений. В 1404 году в Московском Кремле впервые были устроены куранты (часы с боем). В 1625 году появились новые куранты из 13-ти колоколов на Спасской башне. С этого времени они стали постепенно входить в моду по всей России. Русский народ обнаружил, что на колоколах можно звонить не только ритмы, как на билах, но и при соответствующей настройке играть мелодии.
С середины XVII века в музыкальной культуре России происходит ряд серьезных изменений (переход к линейной нотации, многоголосию и т. д.) и определенная ее переориентация на западноевропейский лад.
(продолжение следует)
В. Шариков и А. Горкина
ПОДЪЕМ ПЯТИТОННОГО КОЛОКОЛА В КАЛУГЕ
Накануне нового 2001 года архиепископ Калужский и Боровский обратился в Московский Колокольный Центр с просьбой установить пятитонный колокол (производства ЗИЛ) на колокольне Троицкого собора Калуги. При первом же осмотре колокольни мы поняли, что дело это нелегкое. Колокол был уже поднят краном на звонильный ярус, и его надо было поднять на шестиметровую высоту и установить на поперечной балке в середине яруса. Оставалось два испытанных способа - поднимать с помощью ручной тали (на ярусе не было подведено электричество) или домкратом. Взвесив все "за" и "против" и проконсультировавшись со строителями, решили поднимать ручной талью, зацепившись за металлическую балку, проложенную на потолке верхнего яруса, где расположены куранты.
29-го декабря, взяв с собой пятитонную цепную таль, хомуты и другую снасть, мы с утра начали готовиться к подъему колокола. Однако это оказалось не простым делом, так как подъем оборудования и инструмента на звонильный ярус (высота 45 м), подготовка тали и снастей, меры безопасности и т. д. отняли у нас несколько часов, так что начали подъем, когда уже смеркалось. В качестве подстраховки снизу, под колокол подкладывались шпалы. Уже оставались какие-то полметра, как заклинила червячная передача тали. Был уже поздний вечер, и чтобы разобраться, в чем причина поломки, пришлось все оставить до утра. На следующий день мы поняли, что наша таль работает на пределе своей грузоподъемности и что с ней ничего мы не сделаем. Пришлось срочно и с большим трудом приобрести более мощную таль (на 8 тонн) и приехать снова через неделю. В этот раз все было легче - помог уже имевшийся опыт, наличие разных стальных тросов, домкратов и других приспособлений. Уже поздней ночью по случаю окончания работ мы не утерпели и ударили в колокол 12 раз, радуясь, что калужане смогут на Рождество услышать самый большой в Епархии благовест.
И. Афанасьев, А. Беляков, В. Мокров, В. Шариков
Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.
|
|