l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №11

март 2001 года

Об использовании бил в православном звоне
Эволюция создания благозвучных колоколов в России и подбора звонниц из них
Подъем пятитонного колокола в Калуге

Московский Колокольный Центр продолжает работу по всем направлениям. 8 января 2001 года начал работу 17-й курс подготовки церковных звонарей в количестве 25 человек (из них 8 женщин). Возраст слушателей - от 13 до 60 лет. Надеемся, что на Пасху все они порадуют прихожан хорошим звоном. Следующий, 18-й ускоренный (полтора месяца) выпуск подготовки церковных звонарей начнется 23 апреля.

Перед Рождеством Христовым специалисты Колокольного Центра осуществили в Троицком соборе Калуги подвеску 5-тонного колокола.

Колокольным Центром выпущено: второе издание литературного сборника "Православный звон", в который вошли 175 стихотворений, песен и поэм и 17 рассказов (тираж 100 экз.), и "Православный звон в Болгарии" (тираж 100 экз.)

22 июля в Ростове будет отмечаться 100-летие со дня кончины протоиерея Аристарха Израилева. Колокольный Центр принимает активное участие в подготовке сборника его трудов и в других мероприятиях. Желающих участвовать в этом юбилейном событии и получить официальное приглашение просим обращаться в Успенский собор Ростовского Кремля или в наш Колокольный Центр.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БИЛ В ПРАВОСЛАВНОМ ЗВОНЕ

В журнале "Русский Дом", 3 за 2001 год была опубликована статья звонаря Константина Володина "Осторожно: плоские колокола!", которая своей тенденциозностью вызвала недоумение у многих церковнослужителей и звонарей. Считая этот вопрос принципиальным в деле возрождения православного звона в России, мы решили напечатать в нашем Вестнике коллективное письмо, направленное 6 марта сего года главному редактору журнала "Русский Дом" А. Н. Крутову.

Уважаемый Александр Николаевич! Любим и постоянно читаем журнал "Русский Дом", который один из немногих подает надежды на возрождение мощи России и ее духовного ядра - Русской Православной Церкви. Однако, были удивлены и раздосадованы помещенной в мартовском номере журнала за 2001 год статьей "Осторожно: плоские колокола!", касающейся проблем возрождения нашего Православного звона и роли в нем бил (клепал). По нашему мнению, автор, руководствуясь больше эмоциями и личными интересами, исказил суть дела как с богословской, так и с фактической точек зрения.

Во-первых, Автор, приведя слова Святогорца (одного из монахов Русского Свято- Пантелеимонова монастыря, написавшего свою книгу в 1890-х годах), забыл их дополнить. Святогорец в своем письме действительно говорит о том, что звуки бил напоминают пророков Ветхого Завета, а звуки колоколов - Благовестие Евангелия. Святогорец, однако, в отличие от автора статьи, не противопоставляет их, а говорит об их согласии. Если прочитать весь этот абзац, то смысл слов Святогорца таков: подобно тому как Ветхий Завет согласен во всем с Новым, так и звуки бил, переходящие затем в колокольный звон, напоминают об этом же согласии.

Автор же вопреки этому смыслу, пытается "столкнуть их лбами". Выдергивая цитату без учета общего контекста письма, автор старается привлечь ее к доказательству своего мнения. Излишне напоминать, что метод этот не православный, а скорее сектантский: именно секты, выдергивая цитаты из Священного Писания, пытаются привлечь их к доказательству своего зловерия.

Во-вторых. Еще никто не отменял действующий сегодня Устав богослужения (Типикон), в котором предусмотрено использование для звона четырех видов инструментов: малое (ручное) деревянное било, большое деревянное било, металлическое било (клепало) и колокола. Причем Устав не указывает их количество, формы и материал. Он не противопоставляет их использование в звоне, как это делает автор вышеупомянутой статьи, а наоборот, предусматривает их гармоничное совместное применение в соответствии с торжественностью службы.

Именно поэтому многие монастыри и храмы, возрождая сегодня у себя Православный звон, стараются делать это с учетом требований как Типикона, так и традиций, существовавших в России сотни лет. А традиции таковы, что била существовали на Руси с самого ее Крещения и до революции 1917 года. История их использования делится как бы на три этапа:

1. До XV века на Руси в церковном звоне в подавляющем большинстве храмов применялись только била. Это было вызвано, в частности, отношением православного народа к колоколам как к чужеродным инструментам. Вспомнить хотя бы преподобного Антония, одного из основателей Киево-Печерской лавры, который после возвращения со Святой Горы Афон писал: "В било звонят по ангелову внушению, в колокола латиняне звонят". Преподобный Сергий Радонежский также считал колокола чуждыми Православию в силу их резкого звука и помпезности, и первые колокола в основанном им Свто- Троицком монастыре появились лишь через 30 лет после его кончины.

2. С началом объединения Руси вокруг Московского княжества великие князья и цари стали усиливать Русскую Православную Церковь, борясь за ее самостоятельность, строя новые храмы и монастыри, развивая колокольное дело и т. д. Колокола стали постепенно все больше и больше использоваться в церковном звоне, иногда заменяя била. Однако, факты говорят о том, что даже в середине XVII века большая часть русских храмов и монастырей имела только била. И это не случайно: ведь бронза была дорогостоящим, дефицитным и стратегическим материалом.

3. Только с началом массового производства колоколов в Петровские времена началось быстрое замещение ими бил. Но мы имеем множество свидетельств, что била применялись в России совместно с колоколами вплоть до революции (Новоиерусалимский монастырь, Киево-Печерская лавра и др.) и особенно в старообрядческих приходах Сибири, Алтая и некоторых районов Центральной России.

Начав возрождать забытые традиции Православного звона в нашей стране в 1980-х годах, мы сперва вспомнили о колоколах, а затем уже о билах. Хорошим примером в этом плане служат обители Святой Горы Афон, Болгарии, Сербии и других православных стран, где не было такого погрома церквей, как у нас, и где била и колокола совместно участвуют в звонах, не вызывая антагонизма между ними.

В-третьих. Звонарь К. Володин, видимо, так и не понял сути Православного звона, так как в его основе всегда на первом месте стояли символ и намоленность, а уж потом форма, материал, гармония и другие музыкальные свойства. В этом можно убедиться, посетив обители Святой Горы Афон, Болгарии и других стран, где используются уже сотни лет металлические била в виде железных плит, дуг сковородок и т. п. Они часто плохо звучат (бывают ржавые, оббитые), но менять их на новые никто не собирается и не согласится.

В-четвертых. Что касается современных бил или "плоских колоколов", то автор статьи, по всей видимости, не знаком с акустикой колоколов и бил. Специалистами давно доказано, что спектры их звучания аналогичны (они оба относятся к ударным идиофонам - ударным инструментам с самозвучащим телом, и колокол рассматривается специалистами как то же било, но только более сложной формы), ну, а качество как тех, так и других зависит от мастерства производителей. Более того, плоские била сравнительно легко могут быть изготовлены с любой тональностью и тембровой окраской звука, в то время как на колоколах классической формы это сделать трудно, так как в силу традиций диаметр, высота и толщина их строго увязаны между собой. Вот почему у нас в России (а на Западе уже давно) все больше и больше стали применять "плоские колокола" в оркестрах, театрах и т. д. для воспроизведения колокольных звонов.

Почему же храмам и монастырям не иметь такие била для православного звона, они ведь легче и дешевле бронзовых классических колоколов в десятки и сотни раз! Более того, они певучее и прочнее обычных колоколов; меняя вес и материал молотков, место удара, звонарь имеет больше возможностей для создания различных композиций звонов. Била могут использоваться как с обычными колоколами, так и самостоятельно, без них. Нарушается ли при этом Устав богослужения? Думается нисколько. Ведь было время, когда колокола заменяли била, теперь била возвращаются в Православный звон. И это прекрасно!

Хотелось бы остановиться на практическом аспекте этого вопроса. Автор, упомянув о возрождении колокольного дела в России, забыл упомянуть о том, что качество этих колоколов за редким, к сожалению, исключением оставляет желать лучшего, здесь мы часто видим примешивание коммерческих интересов, и там, где коммерческие интересы превалируют, страдает качество. Вот и возникает вопрос: покупать ли дорогие колокола или же приобретать била, которые намного долговечнее и к тому же дешевле?

В чем же тогда проблема? А в том, что некоторые колокололитейщики, завышая цены и не гарантируя качества своей продукции, пытаются дискредитировать плоские била, которые более конкурентоспособны по всем показателям и которые дают храмам и монастырям возможность выбора. Этим горемыкам-производителям помогаю посредники из числа звонарей, которые находят в этом свой интерес. Одного из них, Константина Володина можно понять: ведь он звонит в Храме Ризоположения на Донской улице, который никогда не закрывался и на колокольне которого более десятка старых и новых колоколов. И почему бы ему не пофарисействовать и не осудить храмы, которые в силу сложившихся обстоятельств вынуждены использовать для звона различные била, в том числе баллоны, рельсы и т. д.? А может ему и ему подобным хочется, чтобы мы "наслаждались" только их звонами?

Думается, что большинство православных людей ответят "нет" таким "блюстителям" наших традиций. И хотя редакция журнала оговаривает, что "мнения, высказываемые в материалах журнала, не обязательно совпадают с точкой зрения редакции", мы надеемся, "Русский Дом" выскажет более определенно свою точку зрения по затронутым в статье К. Володина вопросам или напечатает наше письмо.

P. S. Уважаемый Александр Николаевич! Если Вы и Ваши сотрудники хотите больше узнать о билах и послушать их наяву, приглашаем посетить звонницу Храма Покрова Божией Матери в селе Акулово (настоятель - протоиерей о. Валериан Кречетов) и Московский Колокольный Центр при Храме Свт. Николая в Заяицком (настоятель - протоиерей о. Дмитрий Смирнов).

ЭВОЛЮЦИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОЗВУЧНЫХ КОЛОКОЛОВ В РОССИИ И ПОДБОРА ЗВОННИЦ ИЗ НИХ

Колокола стали известны на Руси с принятием ею христианства. Уже в середине XI века на некоторых великокняжеских и митрополичьих соборах имелись колокола. Они были иностранного производства и рассматривались не как обязательный атрибут богослужения (в нашей Православной Церкви использовались практически только била), а скорее как признак величия власти: бронза считалась драгоценным металлом наряду с серебром и золотом.

Но вот наступает XIV, а затем XV век. Русь объединяется вокруг Москвы, этого Третьего Рима. Для поднятия престижа государства и усиления центральной власти великие князья начинают всеми силами укреплять Церковь, воздвигая новые каменные храмы и соборы, устраивая монастыри, осуществляя общерусскую канонизацию Святых, развивая церковное пение и собственное колокололитейное производство. Именно в этот период появляются у нас русские мастера, которые перенимают опыт у иностранцев и создают свою школу.

Этому способствует создание в 1947 году в Москве Пушечного Двора, в котором сосредотачивается литье пушек и колоколов (бронза по прежнему считалась стратегическим материалом, и литье из бронзы находилось под строгим контролем государства). Пушечный Двор представлял собой не только мощное, по тем временам производственное предприятие, но и центр по отработке новых технологий и подготовке кадров. Немудрено, что в его стенах в XVI-XVII веках родился "русский" профиль колоколов и устанавливалось особое понимание благозвучия и подбора их в звонницу.

В этот период колокола начинают все больше использоваться в церковном звоне одновременно с билами (деревянными и металлическими), постепенно заменяя их на протяжении многих веков. В силу этой медленной эволюции характер звона в колокола остался такой же, как и в била, то есть ритмический. Поэтому, оставив западные материал и технологию отливки, русские мастера в основу своего профиля колокола заложили не чистоту звучания каких либо тонов, а благозвучие, богатство тембра и певучесть.

Надо сказать, что до XVIII века у нас существовало два раздельных понятия - пение и музыка (мусикия), к которой относилась только игра на музыкальных инструментах; они, в свою очередь, делились по рангу на высокие (трубы, кимвалы, била, колокола) и низкие, скоморошьи (сопели, гусли и т. д.).

Если в княжеском и боярском быту, ориентированном на византийскую, а затем западную культуру, разрешалось использование любых инструментов, то простому народу запрещалось слушать и иметь скоморошьи инструменты. Эти запреты, иногда в законодательном порядке (например, постановления Стоглавого Собора в 1551 году), продолжались до XVIII века и поддерживались Церковью (особенно при патриархе Никоне). Поэтому в основе музыкальной культуры Руси на протяжении многих веков лежало пение, и прежде всего церковное, традиции которого пришли к нам из Византии вместе с христианством.

Основу церковной музыки составляло осмогласие и знаменный распев с его вариантами и разновидностями. В XII-XVI веках русское церковное пение постепенно выработало свой облик. Одной из особенностей стало использование единого звукоряда, членимого на согласия (в то время как в основе византийской и западноевропейской музыки лежала система октавных ладов). В XVI веке наиболее четко обосновал такую систему новгородский мастер-музыкант Иван Шайдуров. В ее основе лежит двенадцатиступенчатый звукоряд от соль большой октавы до ре первой октавы, разделенный на 4 согласия по три звука в каждом.

Поэтому, говоря о звучании русских колоколов до XVIII века, можно с большой уверенностью сказать, что в силу традиций церковного пения наши мастера при проектировании профиля колоколов ориентировались на терцово-квартовое их благозвучие. Однако, путь к этому шел через массу проб и ошибок с использованием модульного построения профиля и не имел теоретического обоснования. В то же время можно предположить, что подходы к проблеме благозвучия могли меняться со временем, особенно с конца XVII столетия, о чем будет сказано ниже.

Что касается подбора колоколов в звонницу, то пока их было мало и звонницы были небольшие (в среднем 4-5 колоколов), эта проблема была довольно простой: ориентировались главным образом на весовое соотношение колоколов. Но при постепенном улучшении методики построения профиля - она, думается, была едина для всех русских литейщиков (так как все они большей частью учились в Москве и подчинялись Пушкарскому приказу независимо от места их работы), колокола в зависимости от важности заказа стали подбираться не только по весу, но и по благозвучию (согласию) их в звоннице. Такими примерами могут служить отливка в 1622 году Андреем Чоховым колокола "Реут" для звонницы Московского Кремля (он был отлит толще обычного) и знаменитая звонница Успенского собора Ростовского Кремля, отлитая в 1680-х годах. Надо отметить, что уже с конца XV века постепенно меняется быт при великокняжеском (царском) дворе, куда начинает проникать новая культура Западной Европы. Русь заполнили различные иностранные специалисты (особенно из Италии и Германии): архитекторы, строители, литейщики, пушечные и оружейные мастера и т. д. Детей Московских правителей обучают иностранные учителя. В это же время в Россию начинают проникать европейские формы музицирования. Так, в 1490 году в Москву прибыл органист Джованни Сальваторе. В 1586 году в дар царице Ирине Федоровне, жене царя Федора Иоанновича, английская королева прислала орган и клавикорд вместе с музыкантами, которые были щедро вознаграждены. Органная музыка постепенно входит в круг придворных развлечений. В 1404 году в Московском Кремле впервые были устроены куранты (часы с боем). В 1625 году появились новые куранты из 13-ти колоколов на Спасской башне. С этого времени они стали постепенно входить в моду по всей России. Русский народ обнаружил, что на колоколах можно звонить не только ритмы, как на билах, но и при соответствующей настройке играть мелодии.

С середины XVII века в музыкальной культуре России происходит ряд серьезных изменений (переход к линейной нотации, многоголосию и т. д.) и определенная ее переориентация на западноевропейский лад.

(продолжение следует)

В. Шариков и А. Горкина

ПОДЪЕМ ПЯТИТОННОГО КОЛОКОЛА В КАЛУГЕ

Накануне нового 2001 года архиепископ Калужский и Боровский обратился в Московский Колокольный Центр с просьбой установить пятитонный колокол (производства ЗИЛ) на колокольне Троицкого собора Калуги. При первом же осмотре колокольни мы поняли, что дело это нелегкое. Колокол был уже поднят краном на звонильный ярус, и его надо было поднять на шестиметровую высоту и установить на поперечной балке в середине яруса. Оставалось два испытанных способа - поднимать с помощью ручной тали (на ярусе не было подведено электричество) или домкратом. Взвесив все "за" и "против" и проконсультировавшись со строителями, решили поднимать ручной талью, зацепившись за металлическую балку, проложенную на потолке верхнего яруса, где расположены куранты.

29-го декабря, взяв с собой пятитонную цепную таль, хомуты и другую снасть, мы с утра начали готовиться к подъему колокола. Однако это оказалось не простым делом, так как подъем оборудования и инструмента на звонильный ярус (высота 45 м), подготовка тали и снастей, меры безопасности и т. д. отняли у нас несколько часов, так что начали подъем, когда уже смеркалось. В качестве подстраховки снизу, под колокол подкладывались шпалы. Уже оставались какие-то полметра, как заклинила червячная передача тали. Был уже поздний вечер, и чтобы разобраться, в чем причина поломки, пришлось все оставить до утра. На следующий день мы поняли, что наша таль работает на пределе своей грузоподъемности и что с ней ничего мы не сделаем. Пришлось срочно и с большим трудом приобрести более мощную таль (на 8 тонн) и приехать снова через неделю. В этот раз все было легче - помог уже имевшийся опыт, наличие разных стальных тросов, домкратов и других приспособлений. Уже поздней ночью по случаю окончания работ мы не утерпели и ударили в колокол 12 раз, радуясь, что калужане смогут на Рождество услышать самый большой в Епархии благовест.

И. Афанасьев, А. Беляков,
В. Мокров, В. Шариков


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.