l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №9

октябрь 2000 года

Эволюция создания идеальных колоколов и подбора звонниц из них
Поездка звонарей в Болгарию
Об Уставе церковного звона
Из сокровищницы русского языка

Пошел 6-й год работы Колокольного Центра. Начав с курсов подготовки звонарей, Центр старается делать всё, чтобы своей практической деятельностью содействовать возрождению православного звона в России. Сегодня он является признанным авторитетом в оснащении храмов и монастырей колоколами и билами; паспортизации, дефектоскопии т ремонте колоколов; уникальных экспериментах в области акустики и улучшения качества звучания колоколов и бил; выпуске пособий по православному звону; поиске спрятанных и затонувших колоколов и т. д. Причем все это без какой-либо финансовой поддержки со стороны. Радует также, что всё большее количество выпускников Центра участвуют в его деятельности. А спектр их профессий и знаний настолько широк, что потенциал и возможности Колокольного Центра, без сомнения будут расти.

Его святейшество с удовлетворением воспринял результаты 1-го Всероссийского семинара преподавателей курсов и школ подготовки церковных звонарей нашей Святой Церкви, состоявшегося 22-24 июня с. г. в Московском Колокольном Центре, и поручил Колокольному Центру подготовить проект "Устава церковного звона Русской Православной Церкви" (ссылка).

В очередном июльском номере "Российская музыкальная газета" поместила наш Вестник 8. Этим летом специалисты Колокольного Центра провели паспортизацию и дефектоскопию колоколов в 9 храмах, в том числе дефектоскопию 19 колоколов звонницы Покровского собора (Храм Василия Блаженного) в Москве. Был также осуществлен с помощью специальной аппаратуры поиск в земле колоколов в двух местах (в Москве и Ростове Великом).

По благословению Его Святейшества 10-17 сентября осуществилась поездка звонарей (3 чел.) в Болгарию для изучения традиций церковного звона (ссылка).

18 сентября начал работу 16-й курс подготовки церковных звонарей в количестве 27 человек, из них 8 девчат. Возраст слушателей от 13 до 55 лет, большинство из Москвы и Московской области, 4 человека из Львова, Тульской области и Мордовии.

ЭВОЛЮЦИЯ СОЗДАНИЯ ИДЕАЛЬНЫХ КОЛОКОЛОВ И ПОДБОРА ЗВОННИЦ ИЗ НИХ
(исторический очерк)

В настоящее время мы наблюдаем быстрое возрождение колокольных звонов в России. При формировании звонниц храмов и монастырей всегда встают вопросы о звучании колоколов и принципах их подбора. Практика показала, что здесь сталкиваются, с одной стороны, проблема сохранения традиций, а с другой, сегодняшнее состояние колокольного литейного дела и современные тенденции в колокольном звоне.

Созданию благозвучных, "идеальных" звучащих колоколов и подбору звонниц из них уделялось первостепенное значение с самого зарождения колокольного промысла. Однако, системный подход к данной проблеме мог начаться только с разработки научных основ теории музыки: музыкального строя, эталона частоты, системы нотописания, консонанса и диссонанса, лада, и т. д. Поэтому, прежде чем перейти к основной теме очерка, коснемся немного эволюции этих музыкальных основ.

Строй. Строй в музыке - это система наиболее типичных звуковысотных соотношений, обусловленная национальным и историческим своеобразием музыкальных культур.

Во всей Западной Европе и на Руси до второй половины XV века господствовала не темперированная система звукоряда, основанная на пифагорейском строе, сформулированном еще в VI-IV веках до нашей эры и вполне соответствующем музыкальному мышлению того времени, базирующемуся на церковной ладовой системе пения. В основе этого строя лежат найденные опытным путем числовые коэффициенты наиболее консонансных (приятных на слух), чистых интервалов: октавы (2/1), квинты (3/2) и кварты (4/3). Отсчитывая квинты последовательно от исходного звука и перенося их в одну октаву, можно получить числовые значения любого звука. Однако, данный строй разнится с идеальным чистым строем, в котором интервалы не производят биений. Такого рода интервалы мы находим либо в натуральной гамме, реализованной в пении или таких духовых инструментов как: труба, альпийский рог и т.д., либо в обертоновой шкале, в которой звуки соотносятся как ряд обыкновенных дробей: 2/1, 3/2, 4/3, 5/4, 6/5 и т.д.

Чтобы облагородить пифагорейский строй, музыканты и ученые, начиная с конца XV века, стремились приспособить (темперировать) его к требованиям музыкальной практики, в том числе и в церковном пении при переходе его от одноголосия к хоровому многоголосному (партесному) пению. В результате появилось множество систем звукоряда, основанных на квинто-квартовом, квинто-терцовом или других принципах построения.

Дальнейшее развитие европейской ладогармонической системы (увеличение числа тональностей, появление более сложных аккордов, модуляций и т.п.) привело к неравномерной, а затем к равномерной 12-ти ступенной (ступенчатой) темперации, в которой коэффициент соотношения двух соседних тонов равен корню 12-й степени из двух (~1,05095), а одинаковых тонов двух соседних октав равняется 2/1 или 1/2. Впервые эту систему описал и рассчитал фламандский математик Стевин (1584-1620), а первым достаточно весомо применил ее на практике И.С. Бах в 1722 году.

12-ти ступенная темперация остается оптимальным вариантом решения проблемы музыкального строя и принята сегодня в большинстве стран мира, включая Россию. В то же время равномерно темперированный строй не идеален, так как он несколько отличается от чистого строя (в результате чего появляются небольшие биения и теряется благозвучность) и в нем нивелированы интонационные различия между одинаковыми интервалами.

Интересно также, что в 1636 году М. Марсен предложил "совершенные клавиатуры" с 18, 26 и 31 клавишами в октаве (другие предложили эту идею, введя 53 и более клавиш), но это нововведение так и не нашло широкой поддержки у музыкантов.

Эталон частоты. Следует отметить, что наравне с поиском наилучшего музыкального строя в Европе начало бурно развиваться инструментоведение, которое потребовало четкого определения эталона высоты строя. Однако в те средневековые времена не существовала профессия настройщика (они появились лишь в XIX веке в связи с распространением фортепиано). Каждый музыкант сам настраивал свой инструмент, руководствуясь своим вкусом. И только в XVII-XVIII веках зарождаются национальные традиции как в создании инструментов, так и в способах их настройки. Испанский орган звучал иначе чем немецкий, а фламандский клавесин резко отличался от итальянского.

В старину высота строя могла разниться на кварту или квинту в зависимости от органа или города (от 327 Гц до 506 Гц). В Германии во времена И. С. Баха в пределах одного города существовало 3 строя: для органов, для инструментальной музыки и строй на полтора тона ниже. Эталоном могли служить тесситура голосов или конструкция деревянных духовых инструментов (например, флейты и гобои могли иметь ля первой октавы равным 408 Гц).

В те времена понятия об абсолютной высоте строя не существовало, так как не существовало единого эталона высоты и строй определялся из взаимоотношений интервалов (пропорций), определяющих гамму. Отправной точкой такой настройки, как правило, была нота До, иногда Фа, Соль или Ля. Разумеется при транспонировании системы от До к другой ноте менялась общая картина звучания. При двух одинаковых нотах До различные гаммы звучали по-разному. В то же время трезвучие До-мажор при изменении высоты До в ту или иную сторону, все равно оставалось До-мажором.

При настройке музыкальных инструментов (в том числе и колоколов) использовались различные инструменты, основанные чаще всего на методе резонанса (сферические резонаторы, металлофоны и т.д.). В 1711 году английским трубачем Дж. Шором был изобретен камертон, особый акустический прибор в форме вилки, являющимся носителем контрольного тона и получивший широкое распространение в музыкальной практике. Во второй половине XIX века появился регулируемый вилочный камертон, который стал широко использоваться в колокололитейном деле. Однако единого эталона высоты так и не существовало в Европе до середины XIX столетия.

Наконец, в 1834 году на конференции в г. Штутгарте было предложено принять за эталон абсолютной частоты До1=264 Гц, что соответствовало Ля1=440 Гц. В 1860 году во Франции специальной комиссией, в составе которой были такие маститые музыканты и композиторы как: Берлиоз, Мейерберг, Россини и др., был рекомендован стандарт частоты Ля1=435 Гц, который был принят во многих странах Европы. Были также предложения принять за основу До1=256 Гц (т.е. 28), что упрощало бы измерения и изготовление инструментов, так как частота До любой октавы выражалась бы последовательными степенями числа 2. И все же в 1930-х годах Международная организация мер и весов рекомендовала стандарт частоты Ля1=440 Гц, что и принято сегодня большинством стран мира.

Нотация. Что касается нотописания, то оно проделало сложный путь. Наиболее ранняя древнегреческая буквенная нотация существовала от III века до н.э. до X века нашей эры. Наравне с греческим применялся и латинский алфавит. Начиная с времен Иоанна Дамаскина (VIII век), стала внедряться система графических знаков (точки, запятые, штрихи, дуги и т.д.), которые назывались невмами или крюками и которые подобно алфавитным нотам располагались непосредственно над слогами поющегося текста. Однако каждая церковь имела и развивала свое особое нотописание.

Дальнейшее совершенствование европейской нотации потребовало более точной фиксации длительности нот и других особенностей ритма. В результате в XI веке Гвидо Аретинским была предложена новая система обозначения нот в виде линеек, на которых размещались невмы, превратившиеся затем в нотные знаки. Начиная с XIII века, стала господствовать т.н. "мензуральная" нотация, в которой ноты имели форму различных квадратов, устанавливающих временные отношения между отдельными нотами на основе 3-х или 2-х дольного деления их длительностей. К XVII столетию сложилась современная нотация, основанная на соподчинении длительностей в отношении 1:2 и округлой (в виде овалов) записи нот, которые располагались на нотоносце из 5 горизонтальных линий.

(продолжение следует)

Шариков В. Г.

ПОЕЗДКА ЗВОНАРЕЙ В БОЛГАРИЮ

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Синода Болгарской Патриархии группа звонарей Московского Колокольного Центра совершила в сентябре с.г. недельную паломническую поездку в Болгарию с целью поклонения православным святыням и изучения церковного звона в этой стране. Отчасти интерес к Болгарии был также связан с надеждой, что полученная в ходе этой поездки информация поможет нам лучше выполнить поручение Его Святейшества о подготовке проекта "Устава церковного звона Русской Православной Церкви".

Мы посетили все главные монастыри: Рыльский, Бачковский, Троянский, Роженский, Дряновский, Петра и Павла, а также храм-памятник Рождества Христова в д. Шипка, Русский храм Свт. Николая и Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Варне. Благостных впечатлений осталось много, ведь крещение Болгарии произошло намного раньше чем Руси (в 864 году при святом князе Борисе). Мы смогли увидеть древнюю архитектуру монастырей XI-XVI веков, прекрасные росписи и фрески, чудотворные иконы Божией Матери, в том числе "Умиление" в Бачковском монастыре, "Троеручица" в Троянском монастыре, написанную по преданию самим Иоанном Дамаскиным (VIII век). Услышали мы и болгарский распев, который оказал в свое время сильное влияние на наше церковное песнопение.

Что касается церковного звона, то здесь мы были несколько разочарованы. Во -первых, Болгарская Православная Церковь переживает свои не лучшие времена. После падения социализма все стали "крестоносцами" (носят крестики), но действительно ревнителей православной веры стало не намного больше. Тому ярким свидетельством является монашество. На 120 сохранившихся до наших дней монастырей приходится всего лишь 100 монахов и монахинь плюс 22 иерарха. Количество братьев и сестер в монастырях колеблются от 2 до 10 человек и настоятели не видят перспективы роста их количества в ближайшем будущем.

Во-вторых, все монастыри и их храмы являются одновременно музеями, в следствии чего в соответствии с указаниями правительства, монахи могут отправлять свои службы только до открытия и после закрытия музеев. Поэтому службы в монастырях (даже по большим праздникам, а мы попали в Рыльском монастыре как раз на Крестовоздвижение, так как в Болгарской Церкви служат по новому стилю) очень короткие - всего 1-2 часа. Звоны тоже непродолжительные и совершаются только перед службой. Практически во всех монастырях звон начинается с клепания в малое деревянное било, затем в большое деревянное било (если оно есть) и далее в металлическое било (клепало).

В колокола (а их обычно в монастырях 2-8 штук, чаще всего болгарского производства, самый большой из которых, как правило не более 40-50 пудов) звонят только по большим праздникам (хотя бывают и исключения) и довольно примитивно, перебирая колокола от малого до самого большого. Благовест, как отдельный звон, в монастырях не практикуется. Звон во время Богослужения совершается редко и только по большим праздникам (на Пасху, Крестные ходы и т.д.).

В приходских храмах несколько другая ситуация. Бил или клепал практически нет. Колоколов, как правило, 2-8 штук болгарского производства, да и те не используются полностью, так как колокольни зачастую ветхие, тесные, колокола развешены как попало, в подавляющем большинстве нет профессиональных звонарей. Исключение составили, построенные в начале 20-го века русскими, храм-памятник Рождества Христова в Шипке (17 колоколов, почти все отлиты в Москве на заводе Финляндского, самый большой - 701 пуд, служба проходит только один раз в неделю - в воскресенье и по большим праздникам) и Кафедральный собор Александра Невского в Софии (12 колоколов, все отлиты Финляндским, самый большой - 700 пудов). В этих храмах есть профессиональные звонари и их звоны близки к нашим.

К сожалению в храмах Болгарии также звоны ограничены, совершаются только перед службой (часто без благовеста), а звоны во время Богослужения совершаются только по большим праздникам ( и то не везде и не всегда). Как такового единого устава церковного звона в Болгарии нет.

К сожалению существующее правительство ведет не только антинародную и антирусскую политику, но и пытается всеми силами скомпрометировать сегодняшнее руководство Болгарской Патриархии и заменить его своими приверженцами. Слава Богу, не удалось расколоть дружественную нам Церковь. Как нам рассказывали, подавляющее большинство болгар выступают за единение наших народов, наших Церквей. В этом мы не раз убеждались на всем протяжении своей поездки. Во всех храмах и монастырях мы встретили всемерное радушие, гостеприимство, желание показать и рассказать все о церковном звоне. Мы тоже рассказывали о нашей церковной жизни, дарили пособия и аудиозаписи по нашему православному звону, что было воспринято болгарами с особой признательностью, так как подобная информация у них полностью отсутствует.

Установившиеся дружественные связи с болгарскими звонарями должны быть продолжены. Они ждут новых контактов и звонарей из России, готовы участвовать в наших мероприятиях по возрождению православного звона. По результатам поездки планируется выпустить брошюру, которая, думается должна помочь этому взаимно полезному делу.

В. Г. Шариков

ОБ УСТАВЕ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА

Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, с удовлетворением воспринял результаты 1-го Всероссийского семинара преподавателей курсов школ подготовки церковных звонарей нашей Святой Церкви, состоявшегося 22-23 июня с.г. в Московском Колокольном Центре, и благословил Колокольный Центр подготовить проект "Устава церковного звона Русской Православной Церкви".

Согласитесь, поручение почетное, но и очень ответственное. Ведь на Руси никогда не было единого устава церковного звона. Были местные традиции, были звоны отдельных обителей и храмов. Многое зависело от настоятелей и звонарей, поэтому звоны были разные, к тому же со временем менялись как по форме, так и по содержанию.

Первым встает вопрос: "Что взять за основу: Типикон, основные традиции начала 20-го века или сложившуюся сегодня практику?". Думается, что надо постараться учесть все, так как Устав должен быть не догмой, а руководством к познанию и приумножению традиций православного звона. При предварительном обсуждении данной проблемы была высказана так же мысль, что помимо раздела о звонах при Богослужении необходимо в Устав ввести главу об основах православного звона, которая включала бы общие понятия и положения о составе звонницы, канонических звонах, требованиях к звонарю и т.д.

Предстоит кропотливая работа по сбору и осмыслению всего материала, качающегося традиций и практики православного звона в России (а может и в других православных странах). Истина, по-видимому будет лежать на линии: практика- традиции- символ- канон. Здесь важно учитывать, по возможности, все мнения священнослужителей, опытных звонарей и других специалистов по церковному звону. Проект Устава церковного звона предполагается подготовить к концу этого года и представить на обсуждение во все епархии Русской Православной Церкви.

В. Г. Шариков

ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Колокольня - пристроенное к церкви или стоящее отдельно сооружение, в котором повешены колокол или колокола, служащие для призыва к богослужению. В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, при местах молитвенных собраний не было ни колоколов, ни колоколен и верующие приглашались в эти собрания негласнвм оповещением через посредство особых вестников; но после того, как вера Христова сделалась господствующей, стало возможным и при увеличении христианских общин, более удобным, созывать верующих в храмы явным образом. Для этой цели употреблялись сперва так называемые била - деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в V и VI ст. Колокола при церквах появились позже, не прежде VIII ст., и хотя вначале они были малы и неценны, однако для них стали вскоре устраивать особые помещения. Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне.

В нашем Отечестве колокола появились вскоре после его обращения в христианство, однако, составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории, колокольни, по-видимому не строились. По крайней мере, об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с XIV ст. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся "персями", или "першами", - о том трудно сказать что-либо положительное. По всей вероятности, первые колокольни на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы заменились каменными, самое их число увеличилось, их прикрытию дана большая прочность, и таким образом, образовался тип так называемых "звонниц", которые мы находим еще доныне при многих старых церквах, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, во Пскове, в Мирожском монастыре и др.).

Звонница представляла собою каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя (или более ) сквозными арками, расположенными в один, а иногда в два яруса, и крытую по фронтончикам над арками. Такие первоначальные покрытия почти у всех сохранившихся звонниц теперь исчезли и заменились прямой односкатной или двускатной кровлей, из середины которой выступает небольшая главка. В пролетах арок вешались колокола, на балках. обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но также строилась иногда и отдельно от него, получая в том случае, нижний этаж, заключавший в себя лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон. На иконах XVI ст. встречаются изображения не только подобных звонниц, но и деревянных колоколен, имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Этот тип колоколен водворился у нас, как можно предполагать не без влияния западного зодчества и получил развитие в московский период нашего искусства, когда, кроме восьмиугольной формы, колокольни стали давать круглую и четырехугольную, с шатровым или пирамидальным верхом о шести и восьми гранях, или же с главой в виде луковицы. Нигде, однако, в допетровской Руси, колокольни не строились в связи с церквами, как то было на Западе, а постоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той или другой стороне храма. Высота их, в сравнении с западными, была незначительна. Единственное исключение, в этом отношении, составляет башня Ивана Великого, в Москве. Высокие колокольни, а равно и такие, которые находятся в тесной связи с храмом и входят в общий его план, завелись в России только в VIII ст. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших колокольнях они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Поэтому, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.

(Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.