l_flag_france.gif

l_flag_netherlands_1.gif

 
.

ЖИЗНЬ
Главная
Новости
Курсы звонарей
Музей-лекторий
Выпускники
Фотогалерея
Газета

КОЛОКОЛА
Оборудование колоколен
Советы
Качество литья
Основные тона
Цены

БИЛА
Особенности звона
Приобретение

ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследований
Защита диссертаций
Статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Фонд "Именные колокола"
Поиски утраченного
Ремонт колоколов
Паспортизация

БИБЛИОТЕКА
Устав церковного звона
Почитать
Купить

Московский Колокольный Центр действует с 1995 года по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. По окончании учебы выдается официальное свидетельство.
Звонарь №7

апрель 2000 года

Государев колокольный мастер Александр Григорьев
Колокольный звон и музыкальное исполнительство
Храмам нужен звон
Из сокровищницы Русского языка

Колокольный Центр в год своего пятилетия старается активизировать свою деятельность и отметить 2000-летие Рождества Христова новыми свершениями на благо Нашей Матери Церкви.

11 января начал работу 14-й курс подготовки церковных звонарей с рекордным количеством слушателей 24 человека, из них 7 женщин. Возраст слушаетлей от 13 до 55 лет. Большинство из Москвы и Московской области, 1 чел. - из Саратова и еще 1 чел. - из Франции.

В декабре 1999 года нами получено благословение Его Святейшества на программу поиска затонувших в конце 19 века у берегов Святой Горы Афон русских колоколов, самый больщой из которых весил, якобы, 1500 пудов. В настоящее время под эгидой Колокольного Центра образовалась инициативная группа специалистов и спонсоров, готовая начать это богоугодное дело. Программа включает в себя три этапа. На первом этапе совместно с Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне начался поиск уточняющих данных о корабле и его грузе.

В марте с.г. нами также получено благословение Его Святейшества на проведение в июле 2000 года 1-го Всероссийского семинара руководителей школ и курсов подготовки церковных звонарей. Цель семинара - обмен опытом и взглядами по проблемам каноничности звонов, их традиций, методике обучения и т.д.

В связи с отсутствием серьезных отечественных публикаций по акустике колоколов Колокольный Центр издал перевод книги голландского кампанолога А. Лера "Проектирование карильонных и вращающихся колоколов в прошлом и в настоящее время", 1987 год, 80 стр., тираж 200 экземпляров. Российская музыкальная газета в своем январском выпуске опубликовала наш рождественский Вестник и мы благоданы ей за это.

Очередной 15-й курс подготовки церковных звонарей и курсы повышения звонарского мастерства начнутся после Светлой Седьмицы 8 мая с.г.

*ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*
ГОСУДАРЕВ КОЛОКОЛЬНЫЙ МАСТЕР АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВ

17 век - век расцвета колокололитейного искусства в России - выдвинул целую плеяду искусных мастеров-литейщиков, среди которых по праву стоит госуларев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев, сын Лыкова, колокола которого отличались размерами и прекрасным звучанием.

Судьба его необычна. Родился он в начале 1630-х годов в Пушкарской слободе г. Москвы. В те времена профессия литейщика была наследственной., поэтому дети быстро приобщались к производству на Пушечном Дворе. Видимо талант и усердие Александра Григорьева дали возможность зачислить его уже в ноябре 1651 года в "колокольные литцы" с годовым окладом 8 руб. 21 коп., что давало ему право самостоятельно лить изделия и иметь учеников. При этом помимо поручительства Емельяна Данилова и других мастеров сам Григорьев давал клятву: "...Будучи у государева колокольного дела никаким воровством не промышлять, ни красть, ни разбивать, ни зернью не играть, и корчмы не держать, и над государевой казной хитрости ни в чем не чинить..."

Мы не знаем сколько всего отлил А. Григорьев колоколов, но даже известные образцы его литья (около 10 изделий) говорят о его выдающемся мастерстве. В первый же год его самостоятельной работы он переливает благовестник для церкви Антипия Чудотворца и льет шесть вестовых колоколов "про запас" для посылки в города- крепости.

Весной 1654 года он вместе с другим, тогда молодым, мастером Федором Моториным был послан отливать колокола в Великий Новгород. Эта поездка возможно спасла им жизнь, так как летом того же года в Москве разразилась сильная эпидемия чумы (моровой язвы), от которой погибла половина столицы. Пушечный Двор тоже не досчитался многих специалистов, в том числе государева мастера Емельяна Данилова, отлившего накануне Большой Успенский колокол для Московского Кремля весом 8000 пудов (~130 тонн), ставшим действиетльно первым Царь- колоколом в мире.

К сожаления этот гигантский колокол осенью того де года треснул при праздничном благовесте, вися еще над литейной ямой. В 1655 году перелить еговызвался молодой, но уже хорошо себя зарекомендовавший мастер Александр Григорьев, к тому же поддержанный перед царем Алексеем Михайловичем (1629-1676) другими мастерами. Вот как описывает Григорьева в своих записях Павел Алепский, сын секретарь Антиохийского Патриарха Макария, во время его путешествия в Россию: "Мастер, из переживших омровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе 20 лет, совсем еще безбородый..."

По указанию царя А. Григорьеву были даны новые ученики, отпущены "в прибавку" к старому колоколу дополнительные чистые медь и олово, предоставлены необходимые снаряжение и материалы. Видимо в связи с этим, в документах Пушкарского Приказа за 13 мая 1655 года была сделана запись о надбавке к его денежному и хлебному окладам.

Отливка нового Большого Успенского колокола весом примерно 10000 пудов (~160 тонн) прошла удивительно слаженно и быстро (всего за 6-7 месяцев). Здесь проявился талант Александра Григорьева не только как мастера (он сам создавал литейную форму, вырезал надписи и изображения на колоколе и т.д.), но и как умелого организатора. Ведь в его подчинении были сотни людей (каменщики, кузнецы, плотники, просто рабочие, стрельцы, крестьяне из ближайших деревень, подвозившие глину и другие материалы, и т.д.). К тому же в его ведении были огромные материальные ресурсы и ценности. Так, помимо расколотого колокола, материал которого стоил коло 50 тысяч рублей серебром, на отливку нового было истрачено более 44 тысяч рублей серебром (корова тогда стоила 10 копеек или сравните эту сумму с зарплатой мастера и вы увидите какие средства тратились для престижа России).

Колокол выдался на славу и его бас перекрывал голоса всех других колоколов столицы. Услышав это чудо, тот же Павел Алепский пишет: "Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, не было и не будет: она первосходит силы человеческие." Колокол долго чистили и искали, куда его повесить, так как он не вмещался на Кремлевской звоннице. И только в 1668 году он занял место в Кремле на специально построенной для него деревянной шатровой колоколенке. К сожалению в 1701 году во время большого московского пожара колокол упал и разбился. В дальнейшем его металл стал основой для следующего 12000 пудового Царь-колокола, отлитого в 1735 году.

В тот же 1655 год А. Григорьев перелил набатный колокол Спасской башни Кремля, увеличив его со 150 до 194 пудов. Он также разбился во время пожара.

В 1656 году успешно был выполнен заказ Патриарха Никона для вновь построенного на Валдае Иверского монастыря. Отлитый Григорьевым большой благовестник весом 700 пудов с изображением Патриарха находился в монастыре до 1712 года, после чего был перевезен в Петербург.

В 1657 году мастером отливаются 47-пудовый колокол для купца Юрия Чуваева из Котельного ряда и 16-пудовый для Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1665 году А. Григорьев льет благовестник для московского Симонова монастыря. К этому времени он уже носит почетное звание "государев пушечный и колокольный мастер".

В 1668 году по царскому указу искусным мастером отливается для Саввино- Сторожевского монастыря Большой благовестник весом 2125 пудов (~35 тонн), знаменитый своим звучанием и криптограммой (зашифрованной подписью) в тексте на теле колокола, к сожалению этот колокол при эксплуатации в 1941 году был разбит.

Последнее упоминание об Александре Григорьеве в документах Пушечного приказа относится к 1676 году, когда его 10 учеников помогли мастеру Харитону Иванову отлить 8 пищалей.

А. Григорьев оставил память в истории не только своими знаменитыми изделиями, но и своей школой мастерства. Хотя мастер "грамоте не умел" (по его поручению подпись в документах ставил один из его учеников), он в совершенстве владел своим ремеслом, был хранителем уже сложившейся русской традиции колокололитейного искусства, передавая свои знания следующим поколениям литейщиков. Известны имена более 20 его учеников, большинство из которых стали известными мастерами, некоторые и государевыми мастерами (Харитон Иванов). Следуя обязательствам, которые давал каждый мастер в то время, принимая к себе учеников, - учить тому, что умеешь сам, безо всяких хитростей, ничего не скрывая, - он никогда не препятствовал желанию своих учеников работать самостоятельно. В этом отразолись его как талант учителя, так и чисто человеческие качества.

В. Г. Шариков

*КОЛОКОЛЬНОЕ ИСКУССТВО*
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Звонарь и колокола - какое сравнение с видом музыкаьльного исполнительства в этом виде искусства наиболее уместно?

Колокол - совершенно особый музыкальный интсрумент, заключающий в себе своеобразный и единственный в своем роде гармонический аккорд, составляющийся из возникающих в момент удара и сразу после него обертоновых рядов. От звонаря зависит - насколько ярко и глубоко прозвучит его литой "голос".

На Руси издревле повелось украшать колокольни и звонницы монастырей и храмов достаточно большим набором колоколов (5-10 и более). С течением времени их количество может изменяться; при приобретении же новых членов "колокольной семьи" обычно стремяться подбирать их по благозвучию - чтобы основные тона и тембры колоколов не образовывали между собой неприятных для слуха сочетаний. Таким образом, звонарь имеет дело с настоящим ансамблем или хором колоколов, у каждого из которых своя партия. Звонарь - своего рода "дирижер", руководитель этого коллектива. Если в исполнительской практике оркестров можно говорить о связи каждого отдельного исполнителя с дирижером посредством "невидимых нитей", то на звоннице эти нити - вполне видимы и реальны. Но несмотря на их, казалось бы, ощутимое постоянство, простое и грубое их "дерганье", а также "хлопанье" по педали, связанной, как правило, с языками больших колоколов, может дать в результате лишь самый примитивный, неряшливый звон, который вряд ли может быть назван выражением ликующей радости торжества Православной Веры. Прикосновение руки звонаря к этим "видимым нитям", передающим его волю и намерение каждому из колоколов, должно быть не только настойчивым и решительным, но и в болшой степени уважительным, точно рассчитанным и в определенном смысле даже нежным и мягким. Опытные звонари знают, что их медные "подопечные" имеют каждый свой характер, свои капризы и чутко реагируют и на силу удара, и на изменение погоды, и на настроение своего "руководителя". Звонкая ритмичная согласованность трезвона, наполняющего веселием души православных в праздники и зовущего в храм Божий - результат дружного подчинения колоколов мастерству звонаря, с любовью относящегося к своим "коллегам".

Четкое соотношение между собой каждого из колоколов - самая главная и трудная задача, особенно на первом этапе обучения звону. Как известно, традиционная основа нашего православного звона - ритм, стройностью и графикой которого определяется качество любого из канонических звонов (и особенно - трезвона). Именно поэтому начинающему звонарю необходимо не только хорошо представлять возможности всех колоколов и их групп, участвующих в звоне, но и добиваться точной одновременности ударов тех колоколов, которые совпадают относительно метрической схемы ритмичного рисунка.

При звоне также необходимо учитывать возможности акустического взаимовлияния колоколов в результате их совместных ударов дополнительных гармонических рядов, образующих неповторимую красоту и мощь трезвона, индивидуальную для каждой конкретной звонницы (при условии наличия на ней правильно подобранных колоколов). Как известно, в колоколе звук возникает после удара и именно протяженность и качество его затухания становится основой звона. Время звучания каждого из колоколов зависит от их масштабов. Отсюда - в одщей партитуре звона у каждой группы колоколов свои ритмические задачи. Основу состывляют колокола - Благовестники, им "подзванивают" средние колокола и венчает эту пирамиду яркая, искристая трель малых колоколов, своей звонкостью и неповторимым разнообразием словно соревнующаяся с птичьим щебетом.

Часто перед началом занятий нового курса слушателей в колокольном центре возникает вопрос о необходимости для звонаря музыкального образования. Безусолвно, наличие его даже в начальном виде (музыкальная школа или кружок) поможет в обучении звону, так как первоначальное представление о музыкальном ритме и способе его воспроизведения (на инструменте или голосом) уже имеется. В этом случае можно предполагать, что простейшие навыки в искусстве звона возникнут легко и как-бы сами собой. Но, к сожалению, нередки случаи, когда подобное быстрое освоение наиболее простых приемов происходит без должного внимания и проработки (которая становится необходимой для тех, кто никогда не занимался музыкой), что мешает дальнейшему совершенствованию мастерства звона. Имеются свои сложности и при обучении звону музыканта - профессионала. В музыкальном искусстве исполнитель имеет право на достаточно "вольное" и свободное обращение с ритмом - здесь возможны всяческие ускорения и замедления, ритмические рисунки любой сложности и различного наицонального происхождения, что совершенно чуждо искусству Праовславного церковного звона. В этом случае особенно важно чувствовать разницу между творчеством исполнителя - музыканта и руководителя "колокольного коллектива", где определенная функция каждого из колоколов, определяемая требованиями Устава и традицией, направит общее течение колокольной импровизации по каноническому руслу.

А. Горкина

ХРАМАМ НУЖЕН ЗВОН

Много хармов погибло в России в прошлом столетии, но еще больше колоколен. Одних бесил исходящий из-под небес звон, других волновала их стратегическая высота, третьих - их хозяйственная целесообразность. В результате мы часто видим восстанавливающиеся храмы без колоколен. А храм без звона, что мать без дитя. Звон - это один из главных вопросов при восстановлении храмов. Каждый приход хочет, чтобы в его храме был колокольный звон. Звон призывает, провозглашает, будоражит. Прихожане знают - звонят колокола, занчит зрам живет, действует.

Вот почему Колокольный Центр, готовя высокопрофессиональных звонарей, в то же время активно помогает храмам в приобретении колоколов, их монтаже и настройке звонниц. Некоторые храмы хотели бы приобрести колокола или даже имеют их, но ввиду отсутствия колоколен не знают, где и как их лучше повесить. Многие из них делают на земле простые рамы (стационарные или переносные), которые, к сожалению, "приземляют" звук и не всегда уберегают от краж.

Колокольный центр предлагает строительство недорогих деревянных колоколен, которые спокойно могут служить 10 и более лет, и решить уже сегодня проблему православного звона в храме или монастыре до строительства основной колокольни. Специалистами Колокольного Центра разработана конструкция, которая имеет красивые симметричные формы и выдерживает до тонны веса колоколов. Базовая модель до минимума упрощена (без ущерба надежности) для достижения возможно минимальной цены. Очень важно, что такую колокольню можно поставить практически на любом месте и она, как каждое строение из дерева, только украсит церковный двор. Предлагаемая колокольня имеет два яруса при высоте 8 метров с крестом. Нижний ярус - закрытый, с лестницей наверх; верхний ярус - открытый для звона. Продуманная верхняя обвязка из бруса позволяет развешивать довольно большое количество колоколов. Для их безопасности верхний ярус звона при желании можно закрыть металлическими решетками или сеткой.

Срок исполнения строительства такой колокольни 1-2 недели. Цена договорная и зависит от сложности и объема работ. По просьбе заказчика может производиться подъем и развеска колоколов, наладка всей звонницы и обучение местного звонаря основам православного звона. Уже несколько храмов и монастырей воспользовались услугами Колокольного Центра, построив у себя такие колокольни, и отзывы самые хорошие (Зачатьевский женский монастырь в Москве, Крестовоздвиженский женский монастырь в Мещерино Московской области и др.)

Если у Вас возник интерес, обращайтесь в Колокольный Центр (т. 8-095-957-27-10 e-mail: bells-centre@yandex.ru) и к Вам сразу же выедут специалисты, которые дадут консультацию по всем вопросам и помогут в возрождении православного звона в Вашем храме или монастыре. Наш девиз - нестяжательство, профессионализм и гарантия качества!

*ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА*
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Колокол - м. звон, церк. кампан; вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстенный колпак; с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привешенным внутри билом или языком. Большие колокола употреб. почти только при церквах, и потому зовутся также Божьим гласом. Колокол, колокольчик, звонок: почтовый, под ямскую дугу; дверной, к двери для приходящих; ручной, позвонок, для зова прислуги; колоколо ср. сев. колоколок м. твер. колокольчик на шею скоту; такой же, клепаный либо деревянный: ботало; круглый колокольчик, шаром: болхарь, бухарь, гремок, гормотунчик, гормотушка, громышек, гремушка, балабончик, бубенок, бубенчик.

Колокольчик, куличек песочник, желтобровка. Человек колокол,разглашатель новостей, живая газета. Как под колоколом.говор. об оглушительном шуме, богатырском голосе и пр. Колоколам, особ. в старь, давались имена: буревой, бурила, мотора, лебедь; по величине и назначенью различают колокола: званный, перечасный, праздничный и пр. На валлдайских колокольчиках надписи: Купи, не скупися, езди, веселися! Купи, денег не жалей, со мной кздить веселей //. Колокол, стеклянный или иной сосуд колпаком, колпак: Колокол воздушный, водолазный и пр. из под первого выкачивается воздух, для разных опытов; во втором, когда спускаются на дно моря, для подводных работ; // моск. круглая палатка, колоколом, какие ставят для продажи питей на гуляньях; выставка, кружало. Колокол, минск. тяжелое бревно, привешенное к дереву, на котором пчелиная борть; этим бревном бьет медведя, когда он влезает на дерево и старается отстранить его. (Наумов). Колокольчик, растен. с цветком этого вида, родовое название, Catpanula, балаболка; // орлики, Aquilegia и // березка, Convolvulus. // Желтобровый куличек, песочничек. Морские колокольчики. растен. Gentiana pneumonanthe, сазаны, расстрел, субелевка, курячья слепота или соколий перелет. Колоколец м. или колокольцо ср. или колоколка ж. семенные головки льна. Пришло счастье, хоть в колокола звони! Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает. Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню. Язык есть, речей нет, вести подает. Звони поп в колокола, чтобы попадья не спала. Дан попу колокол, хоть звони, хоть об угол колоти! Дан попу колокол, хоть совсем (хоть разбей) его об угол. Поп за колокол, а мы за ковш.Про глухого попа не разбить колоколола; или, на иной лад: Про глухого, попу не разбить колокола. Чужой человек в доме колокол. Чужой человек, что соборный колокол, по вестям. Ваш колокол, хоть разбей об угол. У царя колокол на всю Русь, т.е. рекрутский набор. Стояли люди под колоколами, слышали. Колокола льют, говор. обо всех несбыточных, выдуманных новостях, потому что в отливке колокола, по суеверию, распускают какую-нибудь небылицу. Колокол отливают, так вести распускают, по поверию. Вести-то пустили, да колокола не отлили. Спасский колокол к дождю заговорил: Вятская губ. Слободской уезд, село Спасское; колокол его слышен в слободском при южном ветре. Целешенек, как колокольчик. Слушают на распутье, на перекрестке: колокольчик к замужеству, колокол к смерти. Это что за колоколишка, погляди-ка на наш колоколища! Одни колокола поют, в церкви не служат. // Колоколец твер. хриплое дыхание умирающего. Колокольный, к колоколу относящийся; - металл, сплав меди с оловом. Из колокольных дворян. Колокольчатый, похожий на колокольчик. Колокольник, или - щик м. колокольный мастер. Колокольщица ж. жена колокольника. Колокольников, - щиков, -щицын, ему, ей принадлежащий; колокольщичий, ему или мастерству этому свойственный. Колоколуша ж. зап. дерево черемуха, черемха, Prunus padus, засидиха, голотуха (глохота? голодуха?). Колокольня, вят. колокольница ж. звонница, башня при церкви, для подвески колоколов; она обычно ставится перед трапезою, насупротив алтаря, и через нее бывает вход в церковь. Колокольницей зовут и иноверческую колокольню. Он с колокольни свалился, из семинаристов. Отзвонил, да и с колокольни долой. Колокольня нова, колокольня беда, под маковкой черно, маковка золота? свеча. Ограда выше колокольни, царю из-за бояр не видно. Хоть при колокольном звоне, пойду под присягу. В городе живет, а колокольне кланяется! Церковь грабит, да колокольню кроет. Колоколенный или колокольничий, к колокольне относящ. Колоколить, звонить, трезвонить; // *скоро, звонко, без умолку говорить, тараторить.// Разносить вести. Чу, никак уж колоколят! Полно, девка, колоколить-то! Наколоколила она мне уши. -ся о льне: цвести. Лен колоколится. Наколоколилась баба, накричалась, наговорилась.

Даль В. И. (Толковый словарь живого великорусского языка)


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.


   Контакты:
  
 директор: bells-centre@yandex.ru
   
музей:
mpzvon@mail.ru

 

 Телефоны:
   раб.: (495) 953-92-10
   моб.:
(903) 768-45-65

   Адрес:
   113035, Москва, Раушская наб., 26/1,
   храм Свт. Николая в Заяицком (в колокольне).
   Работает по будням ежедневно с 12 до 19 часов.