Колокольный звон в духовной и общественно-политической жизни России (некоторые аспекты истории и современности)

1. Использование с древнейших времен колоколов и колокольчиков в тогдашних центрах цивилизации, отличавшихся значительны культурным своеобразием имело, тем не менее, одну общую черту – они повсеместно применялись прежде всего в религиозно-культовых обрядах и ритуалах. Уже тогда, в древности была, судя по всему, выявлена глубина воздействия колоколов в первую очередь на духовную составляющую человеческой души. Примечательно, что особо притягательное влияние оказывает колокольный звон на детей и юношество, обладающих повышенной душевной чуткостью и восприимчивостью.

2. Невиданное нигде по-детски трепетное и благоговейное отношение к колоколам и церковному звону было характерно для народного менталитета Руси XV – XVII веков, отличавшейся глубиной веры и благочестия во всех слоях общества и высоким авторитетом Православной Церкви в государстве.

3. Реформы Петра I, подчинение церкви политической власти вызвали, начиная с середины XVIII века, уменьшение внимания к развитию колокольного искусства. Наполеоновское нашествие привело здесь к дополнительным потерям и к трудностям.

4. Укрепление международного положения России в первой половине и последней четверти XIX века способствовали постепенному росту значения церковного звона в общественно-политической жизни страны. К началу XX века российское колокололитейное искусство достигает своего расцвета, выйдя на лидирующие позиции.

5. Октябрьский переворот 1917 года, открывший невиданный по масштабам период гонений на Русскую Православную Церковь, сказался на всех сторонах ее жизни. В ходе развернутой в конце 20-х – начале 30-х годов широкой кампании под лозунгом «колокола на индустриализацию» их почти полностью уничтожили, а колокольный звон был запрещен.

6. Вынужденные коррективы в политике Сталина относительно Церкви во время войны изменили и подход властей к церковному звону: в начале 1945 года он был вновь разрешен на всей территории СССР, однако в последующие десятилетия режим то явно (при Хрущеве), то скрыто (в т.н. застойный период) сковывал деятельность церкви внутри страны, что устраняло возможность каких-либо сдвигов в развитии колокольного дела. Общественный интерес к церковному звону сохранялся лишь усилиями отдельных групп энтузиастов.

7. Поворотным событием ознаменовавшим собой начало возрождения колокольного искусства в России, явилось празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.

8. Последние 15 лет стали периодом восстановления и расширения колокололитейного производства в стране, возврата к традициям звонарского искусства и поиска новых его форм. В этой связи отечественная кампанология (наука о колоколах и колокольном звоне), во взаимодействии с педагогической наукой призвана решить ряд важных и ответственных задач. Прежде всего, требуется сохранить и защитить духовную значимость колокольного искусства, учитывая стремление нынешнего антихристианского, морально вырождающегося мира утилизировать приземлить колокольный звон, поставить его на службу своим узко-потребительским целям.

9. Свойство глубокого и одновременного воздействия на большие массы людей, совершенно различных по своим верованиям, убеждениям, идейным принципам, выделяет колокольный звон из всех других видов православного искусства. Нынешние церковные колокола мощно и своеобразно озвучивающие идею возрождения, единения, соборности России на ее исконных мировоззренческих началах по-своему выполняют важнейшую воспитательную судьбоносную миссию – напоминают о тех духовных ценностях, за которые отдали свои жизни многие поколения россиян.

10. Звон новых колоколов, в том числе мощных благовестников Троице-Сергиевой Лавры, Храма Христа Спасителя и др., по-прежнему символизируют державное значение России. Не смотря на потерю прежних международных позиций, она продолжает сохранять это свое значение как носительница особой русской цивилизации,  призванной с точки зрения православной историософии играть державную роль – удерживать мир от окончательного погружения во мрак безбожия, нравственного одичания и кровавого столкновения стран и народа, чреватого ужасами конца света. Российские колокола и такие не схожие с иноземными колокольные звоны России представляют собой одну из знаковых культурных составляющих русской православной цивилизации.

11. Для России – одной из крупнейших сейчас стран колокололитейного производства – поставки колоколов на внешний рынок и международное распространение традиций русского колокольного звона имеют, как и в прошлом, важное внешнеполитическое значение. Колокольное искусство России должно по-своему представлять культурные достижения русской цивилизации, свидетельствовать всему, ныне уже почти полностью апостасийному, отступившему от подлинного христианства миру о внутренней спасительной силе и красоте Православия.


Пестрецов В.И.