Возрождение православных основ церковного звона  

1. Душа по природе своей христианка. Ей свойственно открываться навстречу православной духовности, если обращенное к ней слово найдено верно, доступно ее пониманию. Поэтому так важна сегодня проповедь, духовное наставничество, стремление научить людей понимать смысл, характер, важнейшие элементы Богослужения. Все области церковной жизни имеют общую задачу – воцерковление личности. Совершенно недопустимо разделять данные области на главные и второстепенные, поскольку личная встреча со Христом  происходит на различных путях. И звон в этой благодатной встрече имеет немаловажное значение.

2.  Православный звон занимал различное место в сознании христиан. Постепенно формировался его канон, менялись стили. Часто звон забывался, подвергался безжалостному истреблению. Но затем вновь его открывали как величайшее сокровище, как Богом данный язык благовествования Веры. Большинство прихожан получают  знание о церковной жизни не из слов миссионеров и даже, не из православной литературы и периодики, а непосредственно на Богослужении. Звон, как и составляющее его определения Гласа Божия способен объединить верующих. Это единство, которое не уничтожает, а раскрывает личность каждого человека. Поэтому церковный звон необычайно важен для выражения смысла Богослужения и духа соборности общины.

Так, непродолжительным благовестом оповещаются верующие о совершении Величайшей Жертвы Христовой, редким  великопостным благовестом напоминается о наступлении времени поста и покаяния. Торжествующий ликующий трезвон прославляет Светлое Христово Воскресение. А какая глубокая богословская мысль содержится в страстном звоне на Двенадцать Евангелий или на выносе Креста Господня, Святой Плащаницы, Плащаницы Пресвятой Богородицы и чине погребения, завершающегося опять радостным трезвоном, символизирующим будущую Вечную Пасху.

Для людей, стоящих на пути к Храму звон становится великим откровением Веры. Много раз звонарю приходилось сталкиваться с особенным чувством прихожан на праздничный гармоничный звон, завершающий воскресную Литургию. Это внутреннее чувство пережитой службы, вновь переживается в кратком миге Благовеста. Верующие и ищущие веру будто воскресают душой и становятся едиными. Благодатное пространство звона несет людям особую бессловесную, но чудесную в своей гармонии проповедь о Воскресшем Господе.

3. Это особенно ощутимо сегодня, на исходе XX века – эпохи  глухоты к Евангельскому Слову.  Звон это один из тех «новых языков», о которых говорил Спаситель перед Вознесением: «И будут говорить новыми языками»   (Мк. 16, 17). Когда в начале XX века закрывались храмы и монастыри, часто первыми жертвами были иконы и колокола, то есть то, что  громче говорит о Вере. Большевики понимали, что даже если люди будут молчать, колокол и икона будет продолжать свидетельствовать. Только поэтому земная власть с особой силой обрушивалась на колокола, видя в них знаки власти небесной.

4. Сегодня становится очевидной необходимость очищения и возврата церковного звона к древним традициям, которые важны тем, что сам Устав исторически формировался как универсальный язык проповеди. Из этого следует, что распространение и  исследование православного звона  важно по причине стремления мира услышать Благую Весть. Сущность Миссии христиан в мире состоит не столько в том, чтобы рассказать о Боге, сколько в том, чтобы явить миру Образ Христов. Отсюда становится ясно, что православный звон в его глубоком истолковании, как символ проповедника Веры, помогает нам раскрыть образ Божий в самих себе. Само величие и сила церковного Благовеста реально и ощутимо наполняет душу великим благоговейным чувством близости Бога. Происходит преображение личности, восстановление единства и целостности самого человека.

Возрождение звона, как бесценного свидетельства Православия – важнейшая задача нашего времени и наш долг перед Богом и людьми. Потому что народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее. Когда разрушается традиция – происходит страшное: нарушается связь времен, связь поколений. В результате, современное общество и отдельные личности начинают утрачивать самое святое – чувство Родины и гражданственности, чувство личности и достоинства. Сегодня, как и в дни преподобного Сергия ребром ставится вопрос, быть или не быть России.  

Единственной благодатной силой, которая способна возродить, обновить, воскресить Россию – это Вера. Именно она  всегда находила выражение во всем русском православной искусстве, в том числе и церковном звоне.  Во все времена Святой Руси, могучий глас колокола всегда настраивал человека на молитвенный подъем, духовный подвиг, внутреннее перерождение. Поэтому важно, чтобы и сегодня в наш век теплохладности и равнодушия, в век новых незримых гонений на Истину звучал колокол.  Он звонит и призывает, помогает в нерешительных и подчас медленных шагах нашего народа к Церкви и в Церковь. Один единственный удар благовеста способен стать важным и переломным событием в жизни  ищущей и страдающей души. А душа, как христианка, по своей природе, отвечает на этот Божественный зов и глубоким желанием жить Церковью, Ее Литургической жизнью, Ее святыми Уставами. В этом и заключается религиозное духовно-целостное содержание православного звона как силы, преобразующей и направляющей жизненный путь каждого человека. А духовная основа личности – это, прежде всего, система ее ценностей, тот стержень вокруг которого формируется неповторимая человеческая  сущность.  Об этом сегодня и звонит колокол.

Иванова М.А.