Несмотря на лихолетья в истории России многие исторически ценные колокола остались целыми и используются в церковном звоне или хранятся в музеях, театрах, частных коллекциях. Однако исследования показывают, что из 20 тысяч действующих в настоящее время храмов большая их часть не имеет ни колоколов, ни бил. Поэтому Русская Православная Церковь (РПЦ) заинтересована в использовании незадействованных колоколов, большинство которых хранятся в музеях. И здесь есть хорошие примеры взаимопонимания и совместного сотрудничества: Московский Кремль, Покровский собор, Новодевичий монастырь и Музей-усадьба Коломенское в Москве, Успенский собор и Борисо-Глебский монастырь в Ростове Великом, Соловецкий монастырь и др. Некоторые музеи вытащили свои экспонаты их хранилищ и организовали звоны на своих музейных звонницах (Суздаль, Вологда и др.).
Но не все здесь гладко, как хотелось бы. Приходится констатировать, что подавляющее большинство исторически ценных колоколов содержатся в хранилищах музеев, не выставляясь на выставках и экспозициях. Многие из них хранятся с нарушением правил, что приводит к их преждевременному разрушению. О некоторых колоколах в учетных карточках приводится лишь минимальные сведения (размер, примерный вес и надпись). И когда некоторым музеям предлагаешь сделать обследование имеющихся у них колоколов (в том числе и их звучание) и рассмотреть возможность их использование в звоне, то часто встречаешь непонимание и резко отрицательную реакцию (иногда по принципу : «Есть не просят, ну пусть и лежат себе !»).
Наша точка зрения на проблему использования музейных, исторически ценных колоколов в церковном звоне основана на опыте и проведенных научных исследованиях Колокольного центра, действующего с 1995 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. За этот период нами обследовано более 130 звонниц и паспортизировано более 1400 колоколов и наш подход к данной проблеме заключается в следующих положениях.
- Без сомнения исторически ценные колокола и особенно сохранившиеся старинные их наборы (Московский Кремль, Новодевичий монастырь в Москве, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Успенский собор Ростовского Кремля, Вологодский Кремль и др.) являются уникальной частицей нашего исторического, культурного и духовного наследия и требует к себе особого отношения.
- Колокола отличаются от всех других церковных принадлежностей тем, что они являются не только исторической, культурной и духовной ценностью, но и еще сакральным звучащим инструментом, освященным Божией Благодатью и Церковью. Они созданы для того, чтобы звучать, и должны звучать. Это очень важный и принципиальный момент. Ведь назначение и символы колоколов (глас Божий, икона звучащая) неотделимы от Церкви и её Богослужений, а церковный звон – это особая традиция нашей православной жизни, и в её сохранении и продолжении должны быть заинтересованы все россияне.
- Экспериментами доказано, что любой сплав (будь то бронза, латунь, чугун, сталь и т.д.) под действием старения, коррозии и других факторов со временем разрушается (становится рыхлым) независимо от того, используется он или нет. Отсюда специалисты делают вывод, что каждый колокол имеет свой срок жизни и вечного на этой земле ничего не бывает. Чтобы поддерживать исторически ценные колокола в рабочем состоянии, недостаточно прекратить их эксплуатацию и осуществить их консервацию и хранение. Мы имеем многочисленные примеры, когда неправильное длительное хранение колоколов (на твердом каменном полу, деревянных бобышках и т.д.) приводили к более быстрому их разрушению, чем аккуратное их использование в звоне.
Наш принципиальный подход в деле возрождения православного звона в России заключается в том, что нужны правильные сохранение и эксплуатация исторически ценных колоколов, позволяющие их дальнейшее аккуратное использование на протяжении длительного времени. Конечно, это потребует более бережного отношения к колоколам (регулярный контроль правильности подвески колокола и языка, ограничение силы удара и частоты звонов, особенно при морозах более 20 0С, и т.д.) и опытных звонарей, которых порой не хватает и которых надо учить на высоком профессиональном уровне (а не только дергать за веревки). Сильным профилактическим средством от старения и расколов является «лечение» колоколов путем их термообработки в газостате при давлениях до 2000 атмосфер. Кроме этого, необходимо отслеживание состояния колоколов в динамике с использованием технических средств неразрушающего контроля и анализа акустических характеристик, что не мыслимо без первоначального их обследования, т.е. официальной паспортизации. Положительный опыт в этом плане имеется в музеях Покровского собора и Новодевичьего монастыря в Москве, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Ростовского Кремля, Новоиерусалимского монастыря, Вологодского Кремля и других.
- Понимая уникальность исторически ценных колоколов, мы все-таки не можем относиться к ним только с мирской точки зрения. Они были и должны оставаться неотъемлемой частью Церкви и нести ту важную духовную миссию, предназначенную им судьбою. Вот почему мы ратуем, чтобы любая колокольня или звонница, где совершаются звоны, были бы не просто местом экскурсий для всех желающих, но, в первую очередь, особым местом паломничества всех православных звонарей, стали бы одним из центров по возрождению русской духовности. А это не мыслимо без полновесного участия звонницы в церковной жизни и подчинения режима ее использования прежде всего задачам Церкви. В этой связи мы глубоко убеждены, что в соответствии с Уставом церковного звона РПЦ, утвержденным Синодальной богослужебной комиссией и Патриархом в 2002 году, только Настоятель храма или монастыря может определять как, сколько и когда должны звонить церковные колокола. Если же городские власти или музей хотят устраивать дополнительные звоны или колокольные концерты на звоннице, то это можно делать только по благословению Настоятеля.
- В настоящее время в России осталось не так много мест, где продолжают жить исстари традиционные церковные звоны. Это очень важно, когда утрачены многие традиции православного звона. Особое место среди них занимает Ростовская звонница, которая существует уже более 300 лет. Познакомиться с ростовскими звонами поближе, прикоснуться к этим легендарным колоколам мечтает любой православный звонарь. Поэтому мы считаем долгом звонарей Ростовского Кремля и других обителей передавать свой опыт и основы традиций своих звонов всем звонарям России, используя все возможности: школы церковных звонарей, мастер классы, показательные звоны и т.д. И здесь важно не только передача профессионализма, но и тот благотворный заряд душевного настроя и той духовности, которые останутся у звонарей на долгие годы.
- Последние акустические измерения показали, что все колокола излучают мощный звук во всех диапазонах частот, включая инфразвук и ультразвук. И хотя мы не имеем достаточно научно-обоснованных данных о влиянии звучания колоколов на окружающую среду, особенно на человека, однако из истории и практики мы знаем многочисленные примеры такого положительного воздействия. Игнорировать эти факты нельзя, тем более многие люди верили и верят в чудодейственную силу колоколов, в их целебную силу. Необходимо продолжить наблюдения и исследования в этой области и, если подтвердится, что колокольные звоны благотворно влияют на окружающую среду и на здоровье человека, тогда вопрос – звонить или не звонить – может быть отпадет сам собой.
Шариков В.Г.