К проблеме изучения и реставрации аудиоинформации по церковному звону в России

В Московском Колокольном Центре продолжаются научные исследования, связанные с изучением особенностей звучания исторических и современных колоколов и бил, используемых в православном церковном звоне. На сегодняшний день наиболее актуален, на наш взгляд, вопрос о качестве звучания колоколов и звонниц. При этом наши исследования ведутся на трех уровнях данной проблемы: 1) Поиск критериев благозвучия отдельно колоколов и металлических бил, особенности звучания русских колоколов; 2) Разработка принципов подбора колоколов и бил в благозвучные звонницы; 3) Особенности музыкальной организации традиционных церковных звонов в Русской Православной Церкви.

В связи с этим нами было предпринято сравнительное изучение индивидуальных свойств звучания колоколов, традиционно употребляющихся в звонах как в России, так и в странах Западной Европы. (Русские церковные колокола, западные церковные колокола (качающиеся и вращающиеся), колокола для карильонов). Исследования проводились на базе аудиоархива звучания колоколов, создаваемого в Колокольном Центре.

Отметим, что вопрос о качественном звучании (благозвучии) русских церковных колоколов впервые был поднят в конце 19 века в статье известного акустика-любителя протоиерея Аристарха Израилева "Должен ли колокольный звон быть благозвучным? Должны ли колокола быть в согласии между собой?" (настоящую статью, а также ряд материалов по данной тематике можно прочитать в сборнике "Протоиерей Аристарх Израилев. Труды, публикации, исследования"; Москва, 2001).

Протоиерей Аристарх Израилев явился, по существу, основоположником отечественных исследований по акустике колоколов. Анализируя его труды, можно заметить, что их большая часть посвящена настройке колоколов. Будучи священником Ростовского Рождественского женского монастыря, о. Аристарх уже в зрелые годы увлекся акустикой колоколов и изготовлением камертонов, что привело в дальнейшем к идее настройки колоколов для православных храмов путем их подбора или подточки (обычно изнутри) в соответствии с определенным музыкальным звукорядом или аккордом. (Такой метод подбора использовался в начале 20 века на колокололитейных заводах братьев Самгиных (Москва), А.С. Лаврова (Гатчина) и Н.И. Оловянишникова (Ярославль) и активно употребляется современными колокололитейщиками).

Протоиереем Аристархом Израилевым было настроено более десяти звонниц, способных звонить не только церковные звоны, но и мелодии русского гимна "Боже, Царя храни", "Коль славен наш Господь в Сионе" и некоторых других песнопений. По звучанию колокола, настроенные для таких звонов, были близки колоколам, предназначенным для карильонов (то есть при звоне в тембре колокола явственно превалировал один определенный тон - вероятно, унтертон или основной тон). Сама идея мелодизации русских звонов не получила дальнейшего развития, но сама постановка вопроса о необходимости определенных требований к звуку колокола и подбору колоколов в звонницы не потеряла своей актуальности и ныне.

Современные ученые-акустики в своих работах наиболее пристальное внимание традиционно уделяют следующим основным обертонам, как наиболее интенсивным и, соответственно, слышимым в колокольном звуке:

- унтертон;

- фундаментальный тон (примерно на расстоянии октавы от унтертона);

- малая терция (по отношению к фундаментальному тону);

- квинта (по отношению к фундаментальному тону);

- номинальный тон (как правило, октава по отношению к фундаментальному тону).

Эти обозначения основных обертонов звука колокола, а также интервальное их соотношение, являются таковыми в т.н. "октавном" колоколе, к настройке которого (по мнению западных ученых-акустиков) с большей или меньшей степенью точности следует приближаться при построении и литье колоколов. Тем не менее, все авторы отмечают, что, даже при достаточно высокой степени схожести профилей колоколов (т.е. их проектного построения), характер звучания различных колоколов может довольно значительно варьироваться. (Поэтому идеальную настройку колокола, обертоны которого должны иметь строго определенные частоты, практически невозможно обеспечить только литьем).

Наши акустические исследования русских колоколов (как старинных, так и современных) показывают, что распределение обертонов соответствует схеме, предложенной западными учеными, но - с допуском довольно значительных отклонений (в области их интервального распределения). Наличие такого ряда активных обертонов - общее как для западноевропейских колоколов, так и для русских, что обусловлено наличием достаточно схожих принципов и исходных данных построения их профилей.

Звук октавного колокола по обертоновой структуре может быть представлен как "классический" музыкальный звук, имеющий в своем составе ряд гармоник. Призвук обертона терции также ощущается достаточно отчетливо и создает соответствующую (как правило - минорную) окраску. Тембр такого колокола будет восприниматься как определенный музыкальный тон.

Тембр русского колокола значительно отличается от октавного: интервальные соотношения между главными обертонами в каждом конкретном случае будут различными. Каждый из обертонов как физическая величина обозначается точным значением в Гц или кГц, а при нотном выражении требует уточнения в центах. (Настройка колоколов для карильонов, напротив, допускает лишь незначительные отклонения в интервальных соотношениях - около 3 - 5 центов). По сравнению с тембром октавного колокола, который можно (с большой долей условности) обозначить как консонирующее созвучие, тембр русского колокола представляет собой расстроенное или диссонирующее созвучие. Но именно эта расстроенность и создает особое индивидуальное тембровое богатство и неповторимое своеобразие каждого(!) колокольного звука. Различная активность главных обертонов колокола в каждый отдельно взятый момент звучания становится основой для многовариантного восприятия его высоты и формирует особый образ красочного аккорда.

История сохранила для нас некоторые нотные описания спектров московских колоколов. Попытаться как-либо реконструировать их звучание, зафиксированное в рукописях К.К. Сараджева, задача достаточно интересная и актуальная в связи с восстановлением некоторых московских колоколен. Насколько возможна такая звуковая реконструкция утраченных колоколов? - На основе основных закономерностей, полученных при изучении сохранившихся колокольных звучаний, а также - привлечения современных компьютерных технологий по звуковому синтезу, сама постановка такого вопроса представляется сегодня вполне возможной.

Что касается благозвучия звонниц, то критериев подбора в них колоколов и бил существует несколько. Об одном из них (о. Аристарха Израилева) мы уже упоминали выше. Колокололитейщики и звонари используют также принципы подбора на основе обертонального ряда звучания самого большого благовестника или же на основе благозвучных интервалов между унтертонами/ основными тонами колоколов и бил. Таким образом, проводя паспартизацию как старинных, так и современных звонниц, набирая статистику и исследуя особенности звучания реальных звонниц (в т.ч. с попыткой их синтезирования на компьютере), мы приходим к выводу о необходимости рассмотрения нашей православной звонницы с позиции "соборного колокола". При этом хотели бы подчеркнуть, что, пытаясь не только сохранить частицы нашего исторического наследия, мы стараемся выработать практические рекомендации для звонарей и производителей колоколов и бил.

В связи с исследованиями, проводимыми на первых двух уровнях, мы вынуждены были по-новому посмотреть и на особенности музыкальной организации традиционных (канонических) звонов в Русской Православной Церкви. Вся история становления церковного звона в России показывает, что он развивался в тесном взаимодействии с колокололитейным делом в России, на фоне медленного замещения бил колоколами, постепенного увеличения их числа и весов благовестников. Поэтому в сегодняшнем церковном звоне мы наблюдаем присущую только России ритмическую основу звона, главенствующую роль благовестника, умеренность в исполнении. Мы думаем, что всестороннее раскрытие этого феномена - триединства колокола, звонницы и звона - поможет скорейшему возрождению и дальнейшему развитию православного звона в России.

В.Г. Шариков
А.Н. Горкина
(Московский Колокольный Центр).
28 июня 2002 г