К проблеме сохранения аудиоинформации по церковному звону в России

Церковный (православный) звон, являясь неотъемлемой частью Русской Православной Церкви, стал уникальным историческим наследием культуры России.

В соответствии с Уставом Богослужения (Типиконом) в церковном звоне могут участвовать 4 вида инструментов: малое (ручное) деревянное било, большое деревянное било, металлическое клепало и колокола. Однако, в силу сложившихся исторических обстоятельств к началу XX века в подавляющем большинстве храмов и монастырей России использовались только колокола. Поэтому колокольный звон до 1917 года играл важную роль в жизни большинства россиян - он сопровождал человека в течение всей его жизни, его любил стар и млад. Он также оказал сильное влияние на нашу музыкальную культуру, в частности на творчество таких композиторов как: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков и др.

В то же время (для некоторых это может показаться удивительным) за 1000-летнюю историю Русской Православной Церкви в России не было издано ни одного серьезного труда по акустике колоколов и бил, за единичным исключением отсутствуют нотные записи или звуковое исполнение традиционных церковных звонов в наших обителях. Всё это создало объективные трудности при возрождении православного звона в России в последние десятилетия.

Московский Колокольный Центр является общественной организацией при Храме Святителя Николая в Заяицком, действующей с 1995 года по благословению Его Святейшества, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основная задача Центра - подготовка церковных звонарей. За 6 лет нами подготовлено около 300 человек, специалистов самых разных профессий. Это обстоятельство позволило расширить поле деятельности Центра, в частности в области акустики колоколов и бил и аудиозаписи церковных звонов наиболее известных обителей.

Работа в первом направлении началась в 1998 году с разработки " Паспорта на колокол ", который включает его основные параметры, внешнее описание, фотографию и акустические данные: частотные спектры в момент удара и при устоявшемся основном тоне, диаграмма затухания звука по времени. ( Более подробно об этом можно прочесть в брошюре Колокольного Центра " Практические рекомендации по сохранению колоколов, бил и традиций православного звона. - Москва, 1999 " )

К настоящему времени паспортизировано около 500 старых и новых колоколов. Запись звука производится (как правило на местах подвески колоколов) на бытовой лазерный минимагнитофон фирмы "Сони" с помощью электретного конденсаторного микрофона американской фирмы "Реалистик" (частотная характеристика обоих - 20-20000 Гц). Расшифровка записей звука идет в самом Центре с помощью американской компьютерной программы "Спектра-плюс". В архиве Центра собранные данные пока сохраняются в виде записей на лазерных дисках.

Данная информация, как нам представляется, должна помочь со временем в изучении таких проблем как: специфика звучания (тембральных спектров) русских колоколов, принципы подхода литейщиков к проектированию колоколов с учетом качества (благозвучия) их звучания, влияние развития нашей музыкальной культуры на проектирование профиля колокола и его звучание и т.д. Сохранение звучания (спектров) колоколов, особенно исторически ценных, является актуальной не только с научной, но и практической точки зрения (например, в случае раскола и ремонта колокола). При этом следует иметь в виду одно обстоятельство, выявленное в последнее время, ( звучание колокола меняется со временем, являясь показателем внутреннего состояния колокола (т.е. одним из способов неразрушающего контроля).

Второе направление - запись сегодняшних звонов храмов и монастырей - более классическое. Однако, наш небольшой опыт (на сегодня мы записали с помощью специалистов радио и телевидения звоны пока двух храмов: Успенского собора Ростовского Кремля и Богоявленского собора в Елохове) показывает, что оно требует более профессионального подхода, более качественной аппаратуры и определенного энтузиазма. Большой коммерческой выгоды эти записи не приносят, а сложностей при этом достаточно. Частотный спектр звучания колоколов весьма широк от 50 до 15000 Гц, громкость во время удара доходит до 200 и более дециБелл, помимо этого имеют место уличные помехи - вот почему без хорошей аппаратуры и компьютерной обработки записей не обойтись.

Однако есть в данной работе и объективные трудности, заключающиеся в том, что действительно традиционные звоны сохранились только в нескольких обителях (Ростовский Кремль, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь), в остальных же храмах и монастырях прежние традиции звона почти утеряны (во многом из-за снятых в свое время колоколов). Хочется верить в скорейшее и повсеместное возрождение былых традиций православного звона !

Надеемся, что на наш небольшой опыт обратят внимание специалисты. Наши попытки привлечь к нашим проблемам Министерство культуры, Европейский институт колокольного искусства в г. Тулузе (Франция), субсидируемый Советом Европы, и другие организация пока не нашли отклика. Возможно, это связано со спецификой церковного искусства.

В этой связи может быть наиболее целесообразным было бы организовать в Московской Патриархии специальный аудиоцентр с мощным техническим оснащением и архивом, который взял бы на себя всю координационную и практическую работу по накоплению, реставрации и архивированию церковной аудиоинформации (записи Богослужений, песнопения, православные звоны, поучения старцев и священнослужителей и т.д.) и сохранения её для потомков. Но насколько это реально с финансовой и организационной точек зрения ?

В.Г. Шариков,
А.Б. Хадорич,
А.Н. Горкина
( Московский Колокольный Центр )