Об Уставе Церковного звона

ПОЗДРАВЛЯЕМ всех звонарей с утверждением 26 августа 2002 г. Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II "Устава церковного звона Русской Православной Церкви".

Проект Устава был подготовлен специалистами Московского Колокольного Центра по указанию Его Святейшества. Задание было ответственным и необычным, так как на Руси никогда не было единого Устава церковного звона - каждый храм и каждая обитель имели свои традиции или звонарские уставы.

Надо сказать, что правила православного звона вырабатывались столетиями и они не были одинаковы во времени. Церковный звон пришел на Русь из Византии (Греции) вместе с принятием ею Христианства в 988 году. Однако к этому моменту уже наметился раскол Христианской Церкви на римско-католическую и греко-православную, который коснулся и церковного звона, так как первая была привержена к колоколам, а вторая - билам и клепалам. Поэтому в первых уставах обителей Русской Православной Церкви для звонов указаны только била и клепала. Это не значит, что на Руси не знали колоколов. Во-первых, их чуждались, так как в них "звонили латиняне", а во-вторых, они были дорогие и являлись признаком власти и помпезности. Позже с укреплением Московского княжества и объединения вокруг него всей Руси (XIV-XV века) в Богослужение потихоньку начали внедряться и колокола. В 1551 году на Стоглавом соборе Иваном Грозным была сделана попытка узаконить некоторые правила церковного звона (уже с учетом использования колоколов). С упорядочиванием церковной службы Никоном и другими Патриархами звон стал канонизироваться, что и было отражено в Уставе Богослужения (Типиконе) и других уставных документах. При этом эти уставы давали некоторую свободу священникам, так как часто после указаний о звоне говорилось: "или как укажет настоятель". В результате к XX столетию в России сложились писанные и не писанные традиции церковного звона как на уровне отдельных регионов, так и обителей, причем часто несовпадающие с требованиями Типикона.

Мы поняли, что при написании проекта Устава нам придется руководствоваться, наравне с уставными документами, сложившейся практикой церковного звона в России в начале XX века и реалиями сегодняшнего дня. Были опрошены десятки звонарей и священнослужителей, проштудировано более 300 работ, в результате чего выявлены общие традиции и черты русского православного звона. Честно сказать, было трудно. Мы не могли взять за основу Звонарский устав какой-либо известной обители: например: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монастыря или Оптиной Пустыни - настолько они были разные. Поэтому пришлось искать компромиссы и некоторые положения о звоне нами указаны в нескольких вариантах с оговоркой "или как укажет настоятель". При этом мы исходили, прежде всего, из постулата - нужен ли вообще звон в данный момент Богослужения, а потом уж решали, какой должен быть звон. Мы отвергли идею приведения церковного звона только к колокольному звону, так как считаем била и клепала частицей нашей древней традиции, которая еще живет в некоторых наших обителях. Мы отказались от сведения Устава только к перечню указаний о порядке звона к конкретным службам, который напоминал бы воинский устав. В результате только в третьей редакции нам удалось общими усилиями сформулировать цели Устава и церковного звона, требования к звонарю и средствам звона, уточнены виды канонических звонов, значение их символики и порядок их использования в Богослужениях, приведены особенности звона при отдельных Богослужениях годичного круга.

Двухлетний труд специалистов Колокольного Центра высоко оценен Синодальной богословской комиссией (председатель - епископ Орехово-Зуевский Алексий), которая в своем заключении написала: "Проект представляет стройное изложение основ церковного звона Русской Православной Церкви. Проект укоренен в церковной традиции и выполнен на высоком научном уровне. Достоинством проекта является сбалансированность различных традиций церковного звона, стремление не поддаться искушению архаизации или модернизации".

Уточнив некоторые пункты проекта и одобрив проект Устава в целом, Комиссия предложила ввести новые положения: о Чине посвящения в звонари, специальном звоне при Патриаршем служении, звоне на Крещение, что было положительно воспринято священнослужителями и звонарями.

В настоящее время утвержденный "Устав церковного звона" готовится Издательским отделом Московской Патриархии к печати. Помимо самого Устава в 1-е издание войдут в качестве приложения: Чин благословения кампана, 50, 118 и 150 псалмы, Символ Веры, некоторые молитвы, практические рекомендации по сохранению колоколов и бил, составленные Колокольным Центром, и список наиболее важной литературы по церковному звону (более 100 работ). Первое издание Устава тиражом 10 тысяч экземпляров планируется выпустить до конца 2002 г. Насколько нам известно, его с нетерпением ждут звонари не только России и стран СНГ, но и других православных стран.

Мы не сомневаемся, что единый "Устав церковного звона" поможет сохранить традиции православного звона как неотъемлемой части всей жизни Русской Православной Церкви и национального наследия нашей духовности и культуры, будет способствовать правильному использованию церковного звона и содействовать освоению мастерства звонарей.

Виктор Шариков
Руководитель Московского Колокольного Центра