Звонарь №10

март 2001 года

О создании идеальных по звучанию колоколов и звонниц из них в Западной Европе
В звоне все - и боль и слава
Возрождение Соловецкого звона



Дорогие Братья и Сестры!

Вот и закончился первый год третьего тысячелетия со Дня Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!

Хочется еще раз задуматься, чем мы помогли нашей Русской Православной Церкви? Что сделали для очищения и спасения своей души? Московский Колокольный Центр видит по прежнему свою основную задачу в оказании практической помощи храмам и монастырям в возрождении православного звона, прежде всего в подготовке квалифицированных звонарей, способных самостоятельно решать широкий спектр задач на местах.

19 декабря завершил работу 16 курс подготовки церковных звонарей в количестве 25 человек (из них 8 женщин). Возраст слушателей от 13 до 54 лет, из них музыкальное образование имеют 10 человек, играют на каком-либо музыкальном инструменте 16 человек, практику звонаря имеют 10 человек. Следующий 17-й курс подготовки церковных звонарей и курсы повышения мастерства начались 8 января 2001 года.

В своем осеннем номере (9/10) "Российская музыкальная газета" поместила наш вестник 9, и мы благодарны ей за то, что она знакомит своих читателей с удивительной частицей нашего исторического наследия - православным звоном.

Осенью Центр продолжил паспортизацию колоколов в храмах Москвы и Московской области. Наиболее ответственным делом было проведение паспортизации и дефектоскопии в Новоиерусалимском монастыре известного Трехсвятительского колокола весом 100 пудов, отлитого в 1666 году. На основании заключения специалистов Центра, монастырем и музеем было принято решение о возобновлении звона в этот уникальный колокол.

О СОЗДАНИИ ИДЕАЛЬНЫХ ПО ЗВУЧАНИЮ КОЛОКОЛОВ И ЗВОННИЦ ИЗ НИХ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
(продолжение, начало в №9)

Проблема создания благозвучных колоколов и их подбора в звонницу на Западе возникла не сразу, хотя они отливались в виде полевых колокольчиков с V века. Первые же отливки таких колоколов в центре медеплавильной промышленности Южной Италии, провинции Кампана, организованные епископом Нолы Павлином (353 - 431), показали, что звучание колокола зависит от его материала, технологии литья и профиля.

Материал и технология отливки были более или менее отработаны уже в IX - X веках. Оптимальный состав сплава - 80% меди и 20% олова ( 3%) и минимальное количество примесей (не более 2-3%). Литье же колоколов практически везде осуществлялось в глиняной керамической форме, изготавливаемой способом шаблонной мазки при естественном остывании расплава в этой одноразовой форме.

Что касается профиля колокола, то его поиски шли долго и в каждой стране по-разному, исходя из местного понимания благозвучия и традиций. Процесс этот был интуитивный. Каждый литейщик имел свои секреты и пытался в силу своего опыта создать благозвучные колокола. Иногда это удавалось, а чаще всего нет, ввиду незнания законов акустики колоколов и отсутствия единого и четкого определения их благозвучности. Все же заслуга колокололитейщиков состояла в том, что к XV-XVI векам они создали традиционные профили колоколов (французский, немецкий и английский), основанные на модульном построении профиля колокола с использованием определенных пропорций в его размерах. Это позволило создать теорию подобия колоколов и упростить поиск наиболее благозвучных из них.

Подбор колоколов в звоннице сперва также осуществлялся случайно, главным образом не по законам гармонии, а по весовым соотношениям (подточка колоколов тогда не разрешалась). К тому же по установившейся традиции в католической Европе звон в колокола осуществлялся и осуществляется до сих пор путем их раскачки. Из-за этого количество колоколов чаще всего не превышает трех-четырех (по количеству оконных проемов на звонильном ярусе) и звон их довольно примитивный - в виде периодически повторяющихся ударов свободно висящего языка в один или два края колокола. Поэтому средневековые колокололитейщики стремились не столько к чистоте звучания, сколько к благозвучию колоколов, подобранных в соответствии с общепринятыми консонансными интервалами.

Однако в XVI - XVII веках встал более остро вопрос о создании не только благозвучного, но и чистого по звучанию колокола - в связи с распространением в реформаторских церквях Западной Европы (в первую очередь в Голландии и ближайшем ее окружении) курантов и карильонов, то есть музыкальных инструментов, состоящих иногда из нескольких десятков колоколов, настроенных точно на определенный звукоряд и способных озвучивать любую музыку (мелодию).К этому времени в Западной Европе уже перешли к современной системе нотописания и довольно подробно были разработаны проблемы музыкального строя, консонанса и диссонанса, лада и другие.

Постепенно растущее признание получают так называемые октавные колокола, у которых имеется пять основных, определяющих обертонов: унтертон (самый низкий и долгозвучащий), фундаментальный (выше от него на октаву), терция (октава + малая терция), квинта (октава + квинта) и номинальный (выше на две октавы). Первый такой колокол был отлит (как полагают, случайно) в 1200 году, а первый чисто звучащий карильон с октавными колоколами был отлит в 1646 году в Голландии братьями-литейщиками Франсуа и Питером Хемони по совету музыканта- карильониста Джекоба Ван Эйка. Однако их опыт преследовал чисто практические цели и не имел достаточного теоретического обоснования. Поэтому звонящие точно в тон колокола отливались в Голландии и Бельгии в XVII - XVIII веках, а затем это мастерство было утрачено. И только в конце XIX века лорд Рейли в Англии и священник Иоганнес Блессинг в Германии дали новый толчок к научному изучению акустики колоколов и карильонов, а английский каноник Артур Симпсон в 1890-х годах вновь открыл искусство их настройки. Такое понимание "идеального" колокола осталось и на сегодняшний день, с той лишь разницей, что некоторые предпочитают заменять малую терцию на большую.

В 1951 году в немецком городе Лимбурге на колокольном конгрессе был принят официальный стандарт точности основных обертонов в качающихся колоколах:

Унтертон: от - 60 до +20 центов;

Фундаментальный: от -35 до +20 центов;

Терция: от -25 до +25 центов;

Квинта: от -50 до +50 центов;

Номинальный: октава по отношению к фундаментальному тону.

Сегодня при подборе колоколов в звоннице католические храмы по прежнему не практикуют подточку колоколов и стараются отливать колокола в общепринятых консонансных интервалах (малая или большая терция, кварта, квинта, октава) между фундаментальными тонами, так как в октавных колоколах фундаментальный тон является основным (самым сильным по звучанию) обертоном в момент удара. Кстати, и способы удара сегодня в некоторых католических странах (например, в Испании) расширились. Теперь там в дополнение к классическому способу добавлены звоны вращением колоколов вокруг центра тяжести и ударами языка о висящий неподвижно колокол (как в России).

Примерно в то же время Голландское карильонное общество в карильонных колоколах приняло точность, для основных обертонов 3 цента, что может быть достигнуто только путем подточки колоколов (обычно изнутри).

В настоящее время достижения вычислительной техники позволяют создать колокол с любой тональной структурой (и такие попытки среди колокололитейщиков уже имеются), в том числе изменив традиционные пропорции основных размеров колокола. Но в конечном счете эта проблема зависит не только от литейщиков, но и от звонарей, музыкантов и любителей колокольных звонов. Победит ли традиция или новаторство, покажет время.

(продолжение следует)

В. Г. Шариков

В ЗВОНЕ ВСЕ - И БОЛЬ И СЛАВА
( О судьбах первых колоколов Туркестанского Кафедрального Собора)

В наше неспокойное время "цивилизации" и "прогресса" нас окружает множество звуков, шумов, большинство из которых производится механизмами. Мы привыкли, прижились и даже как-то сроднились с этой "музыкой машин". Первые звуки поутру - трели сигнализаций, гул моторов пробуждают нас от сна.

А какими звуками оглашался город Верный (ныне Алма-Ата) 90 лет назад? Каждое утро тишину прорезал неповторимый благовест Туркестанского Кафедрального Собора. Самый большой колокол в 250 пудов был слышен во всех окрестностях города. Его удара ждали остальные 17 колоколен, и эхом прокатывался их перезвон.

Судьба этого колокола и его собратьев настолько нас взволновала, что мы решили во что бы то ни стало узнать историю их появления, прекрасного служения и трагической гибели. Центральный архив доныне хранит документально отраженные чаяния, усердие и заботу православных верненцев об украшении храмов колоколами - этими бессловесными молитвенниками.

Необходимо отметить, что несмотря на большое желание иметь хорошую звонницу при Туркестанском Кафедральном Соборе, верненцам пришлось столкнуться с немалыми трудностями, на решение которых ушли годы. Самый ранний документ, в котором мы встречаем проект приобретения колоколов, гласит, что в 1887 году в Омском военном округе Верненской крепостной артиллерии было куплено за 102 рубля 18 негодных бронзовых орудий, весом в 342 пуда, к которым позже был добавлен разбитый бронзовый колокол в 242 пуда. Таким образом был подготовлен материал для изготовления соборных колоколов, и начался тщательный отбор литейных дел мастеров и выбор завода, которому можно было доверить это нелегкое дело.

Отлить колокола изъявило желание несколько заводов. Поднимался даже вопрос о вызове колокольного мастера, который бы на месте отлил бы для Собора 7 колоколов, больший из которых должен был весить 400 пудов.

Уже была подана заявка на отливку колоколов первым литейным заводом А. Е. Громова в Ташкенте, с намерением отлить благовестник весом в 1000 пудов. Но причт во главе с протоиреем Алексеем Бенедиктовым и ключарем Алексеем Шавровым решил не торопиться и тщательно подготовиться к такому ответственному приобретению. В 1892 году они начали строительство временной колокольни для надежного сохранения колоколов до окончательного их предназначения - служения в Кафедральном Соборе. Когда все подготовительные работы были завершены, был найден достойный и весьма авторитетный по тем временам завод А. С. Лаврова, находившийся в Гатчине Петербургской губернии.

Путь туда лежал неблизкий, необходимо было сначала доставить в Гатчину 570 пудов бронзы, а по окончании вернуться с готовыми колоколами обратно, не повредив ни одного. Эту задачу взялись выполнить опытные перевозчики: верненский мещанин Дионисий Бреусов с товарищем Фирсом Гайколовым и семипалатинская контора братьев Каменских. Решили совершить доставку ранней весной. Направили груз через Семипалатинск, воспользовавшись водными путями. Это был наиболее дешевый способ перевозки. Нынешнему поколению, выросшему под механической опекой, наверняка представится невообразимым перевоз таких тяжестей при помощи естественных природных сил - лошадей, рек и т. д. Однако 3 октября 1984 года новые колокола уже звонили в Соборе. Можно представить с каким ликованием и радостью были встречены верненцами эти бронзовые красавцы. Общая сумма затрат, включая транспортные расходы, составила 4966 рублей - сумма немалая. Но до чего щедра православная душа - Лаврову передали еще 2109 рублей сверх назначенной суммы в благодарность за добросовестное выполнение колоколов.

Вместе с ценным грузом прибыло также следующее "Ручательство" отставного генерал-майора А. С. Лаврова: "...Сим удостоверяю, что... колокола совершенно прочны. И я потому за их целостность ручаюсь, при правильном обращении, в течение пяти лет. Буди же который из этих колоколов ... от звона разобьется, то я обязан отлить безвозмездно новый того же веса..." Далее следует опись 8-ми колоколов общим весом 446 пудов или 7145 кг, старший колокол - 249 пудов, 101 пуд, 50 пудов, 25 пудов, 11 пудов, 5 пудов, 3 пуда, 1 пуд 23 фунта.

На старшем колоколе были отлиты в верхней части его четыре малого формата и с легкими выпуклостями иконы: Спасителя, Божией Матери Казанской, Святых благоверных князей Владимира и Александра Невского с такой надписью: "Отлит для Туркестанского Кафедрального Собора при Благочестивейшем Государе Императоре Александре III и Григории, епископе Туркестанском и Ташкентском в 1894 году от Р. Х. апреля 29 дня весом 249 пудов 17 фунтов". А на втором колоколе отлиты иконы Спасителя, Божией Матери Иверской, св. Григория Богослова, святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского, с такой же надписью, как и на старшем колоколе. Итак, новоприбывшие колокола были устроены на временной колокольне и исправно прослужили двенадцать лет. За это время уже был воздвигнут Кафедральный Собор, и оставалось лишь последнее усилие, чтобы поднять эту звонкую семи тонную семью в ее законный дом. Перед поднятием колокола тщательно, до блеска начистили самоварной пастой. В праздничный день, сверкающие и украшенные цветами, плавно покачиваясь в воздухе на лебедке, юбки колоколов зашли за окна колокольни.

И в наши дни выразительная архитектура колокольни поражает своей "воздушностью" и возносящейся на высоту 44 метра легкостью. Особенно удивительна крепость ее конструкции, преднамеренно рассчитанная на возможные подземные толчки нашей сейсмоопасной зоны. Были использованы специальные вертикальные связи, которые позволили колокольне составить вместе со зданием Собора единое архитектурное целое.

В январе 1911 года произошло сильнейшее землетрясение, но здание Собора выдержало это испытание. Согнулся крест и слегка просел юго-западный угол колокольни, разбились стекла. Собор "при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева", - писал К. А. Зенков. Землетрясение разрушило все остальные храмы с колокольнями - колокола падали, теряя опору, который на крышу, а который - наземь. В Кафедральном же Соборе они даже не сместились и не были потревожены. Итак, пережив стихийное бедствие и вихрем пронесшуюся революцию, дожив до 35 лет, наши колокола общей участи - погребального предсмертного гула сотен и сотен колоколов, сбрасываемых по всей России по приказу 1929 года. В это время варварски опустошилась и наша колокольня. Только во избежание повреждения крыши колокола не сбрасывали, а снимали на лебедках. Самый большой, в 250 пудов, всю зиму пролежал около храма, так как по причине крепости разбить его не смогли. Первый металлолитейный завод в Алма-Ате появился лишь в 1942 году, поэтому переплавлять в 30-х годах колокола было негде. Однако, по некоторым сведениям, весной 1930 года группа рабочих под контролем ГПУ на двенадцати волах увезла старший колокол за черту города, где его и закопали. К сожалению, точных сведений о месте захоронения у нас нет, но будем надеяться на милость Божию, Которому все возможно, даже обретение поруганного и запрятанного в недра земные колокола.

А что же стало с колокольней? Документально известно, что на ней в 30-х годах располагалось первое в Казахстане радио. Позже, когда в помещении Собора располагался КазГосмузей, на колокольне был устроен склад экспонатов и подсобных материалов. Известно также, что долгое время в комнате под колокольней жил репрессированный писатель Ю. Домбровский. В своем романе "Хранитель древностей" он ярко описывает все исторические катаклизмы и угрозы, неоднократно нависавшие над Собором. Там же он напоминает о чудом сохранившихся на колокольне иконах - остатках знаменитого соборного иконостаса, писанного киевскими мастерами. С трепетом он отмечает, что даже через десятки лет забвения и пренебрежения... этот иконостас... действительно горел "со всех сторон и со всех досок"...

Эти потемневшие от времени и пыли образы помнили звоны великих колоколов, возвещавших о грандиозных православных торжествах - Рождестве Христовом, Крещении, Великой Пасхе; они оплакивали панихидным перебором кончину государя Александра III, звонили трезвоном праздничным и на трехсотлетие дома Романовых, и на встречу заступника и молитвенника нашего священномученика Пимена, епископа Верненского, предуготовляя его к мученическому венцу... Ныне стараниями и молитвами нашего архипастыря и владыки Алексия, благотворением общества "Радонеж" колокольня украшена достойными преемниками верненских колоколов. Современные колокола отлиты в мастерской К. Чернова в Москве в 1995 году. Они обладают неповторимым и гармоничным звучанием. Настроены они в светлом ре-мажоре (к сожалению, они лишены баса-тоники), но акустика парка позволяет переливаться и отчетливо звучать каждому звуку обособленно, не сливаясь. Всего колоколов- девять, общего веса они содержат 1212 кг (75 пудов), и самый большой из них - 40 пудов.

У колоколов судьба особенная, служение их нелегко и, подчас, трагично. Но оно исполнено той несказанной любви и жертвенности, которая останавливает всякого, кто услышит их звон. Наипаче неравнодушна к нему верующая православная душа!

И, как бы нам хотелось надеяться и верить, возродится в былом величии наша звонница и украсится стопудовой мощью благовеста. О том возносим молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, дабы мы могли Его "прославить в тимпанах доброгласных!"

Дмитрий и Ирина Пологутины
(звонари Вознесенского Кафедрального Собора г. Алма-Аты).

ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЛОВЕЦКОГО ЗВОНА

Соловецкая обитель - древняя святыня русского Севера. В это место, удаленное от материка на десятки километров, издавна стремились богомольцы. Основан Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь был в XV веке преподобными Савватием и Германом. В последующие столетия их труды продолжили множество подвижников, благодаря которым Соловецкий монастырь приобрел величие одной из главных святынь Русского Православия.

В этом году вместе с паломниками от Соловецкого подворья удалось побывать в этом удивительном святом месте. Знакомясь с историей монастыря, мне как звонарю интересно было узнать о монастырской звоннице.

Первая каменная звонница в Соловецком монастыре, как предполагают историки, была построена в XVII веке. На старинных монастырских гравюрах можно увидеть ее изображение.

Ныне существующая трехъярусная колокольня была построена в 1777 году на валунном основании первой колокольни. Высота до креста составляет около 50 метров. Архитектура колокольни близка к стилю классицизма. В XIX веке на втором и третьем ярусах колокольни было размещено 35 колоколов. Наибольший из них, "Преображенский", весил 1147 пудов.

Колокола отливались и приобретались на средства благочестивых христиан. Большие пожертвования поступали от царей. Так, например, Иоанн IV пожаловал монастырю два колокола весом по 25 пудов и по его заказу отлили еще колокола весом 30, 80, 173 пуда псковские мастера Матвей Григорьев и Кузьма Михайлов. Многие колокола были отлиты в самом монастыре.

Знаменитый петербургский мастер Петр Евдокимов отлил в конце XVIII века кроме "Преображенского" - "Литейный" (327 пудов), "Полиелейный" (284 пуда) и "Вседневный" (283 пуда) колокола.

Как многие храмы и монастыри, Соловецкая обитель сильно пострадала в послереволюционные времена. Монастырь был разорен и превращен в концлагерь, где безвинно уничтожались тысячи христиан, многие святыни были поруганы.

В настоящее время эта древняя обитель, по милости Божией, возрождается. В монастыре сейчас восемь храмов, из них надвратный Благовещенский - место ежедневных Богослужений. Из прошлых (дореволюционных) колоколов при музее Соловецкого Кремля сохранились два колокола.

История одного из них - "Благовестника", весом 75 пудов - хорошо известна. Он был отлит в 1860 году в Ярославле на заводе Чарышникова в память обороны Соловецкого монастыря от англичан. В верхней части колокола - изображения Богоматери, святых и соловецких чудотворцев, а в середине колокола - эпизоды бомбардировки монастыря. Венчает колокол крест. Этот колокол находился в специальной часовне, которая не сохранилась. Звон к каждой службе начинается тремя ударами в этот колокол.

Сейчас на колокольне находится 12 колоколов. В основном это небольшие колокола, которые были привезены из ближайших мест. Интересно было узнать, что из трех колоколов - благовестников, самый большой (15 пудов) был отлит в наше время в Каменске -Уральском на заводе Пяткова.

Как и в прежние времена, медленный благовест в будни и радостный трезвон в праздничные дни созывает монахов и богомольцев на службу. Мне посчастливилось побывать на колокольне в воскресный день. С колокольни открывается вид на озера, окрестности монастыря и на далекие, "бесконечные" леса. Испытываешь необыкновенное чувство радости и благоговения, глядя на просторы этой святой многострадальной земли.

Есть в монастыре прекрасная традиция. В воскресный день после службы богомольцы во главе со священством и монахами совершают крестный ход вокруг монастыря и молебен около Святого озера. В это время звучит торжественный трезвон. Во время звона звонарь-послушник сидит и управляет колоколами. Чаще всего в праздники звонят два звонаря во все колокола. Одним из ярких, незабываемых для меня впечатлений явилось участие в звоне во время крестного хода. Хочется надеяться, что со временем колокольня и храмы будут отреставрированы, а на звоннице появятся новые большие колокола.

Молитвенным предстательством Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы, Савватия, Германа и множества новомучеников Соловецких, даст Бог, приобретет монастырь былое величие и славу духовной твердыни Беломорья!

Ирина Романова
(звонарь Храма Пресвятой Троицы в Коньково, г. Москва)


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.