Звонарь №6

декабрь 1999 года

О традициях православного звона
Звон во Святой Земле
Московские звонари на Святой Горе Афон
"...Русь Святая живет, пока звонит звонарь"
Литературная страница



Дорогие братья и сестры! Поздравляем с 2000 - летием Рождества Христова!

Колокольный Центр успешно продолжает свою работу. Подготовлена еще одна группа церковных звонарей в количестве 14 человек, которые порадуют в новом году своих прихожан хорошим православным звоном. Оказана практическая помощь 8-ми храмам в приобретении, установке и наладке звонниц из колоколов и бил.

С 21 октября по 4 ноября с.г. по инициативе Колокольного Центра и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II группа звонарей совершила паломническую поездку на Святую Гору Афон в Греции с целью поклонения Святыням Православия и ознакомления с традициями православного звона. Звонари посетили 11 монастырей из 20 существующих в монашеской республике; взошли на вершину горы Афон, где в храме Преображения Господня отслужили вместе с иереем Андреем Мельниковым торжественный молебен; сделали подробное описание колоколов и бил Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и его скита Нагорного Руссика.

Продолжается сотрудничество Колокольного Центра с Российской музыкальной газетой, которая опубликовала в своем 10-м номере наш сентябрьский вестник.

Библиотека Центра пополнилась новыми поступлениями книг, аудио и видеозаписей. в новом году планируется большой упор сделать на выпуск видеопособий по различным направлениям звонарского искусства.

Очередной набор на курсы подготовки церковных звонарей и курсы повышения мастерства звонарей начнется 10 января 2000 года.

*ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*
О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО ЗВОНА

Если посмотреть в "Словарь русского языка" С.И. Ожегова, то традиция - это то, что переходит от одного поколения к другому или что унаследовано от предшествующих поколений. Видимо никто не будет возражать, что традиции важны для любого народа. Но особую роль традиции приобретают для Русской Православной Церкви, которая издавна была првержена их сохранению, чтя апостольские заветы Веры и Богослужения.

В настоящее время проблема сохранения традиций православного звона имеет несколько аспектов. 1. Некоторые думают, что раз за 70 лет Советской власти были утеряны многие традиции церковного звона, значит твори, что хочешь, выдумывай свои традиции. Вот, например, какую одну из целей ставили перед собой организаторы 2-го конкурса звонарей в Ярославле, прошедшего в августе с.г.: "Содействие появлению и развитию новых видов и форм колокольной музыки и колокольного исполнительства, соответствующих тенденциям и условиям нынешнего времени". Как и следовало ожидать, такая формулировка вызвала недоумение у многих церковных звонарей. Однако, работа нашего Колокольного Центра показывает, что остались звонари - свидетели и знатоки старых церковных звонов, действуют практически без перерыва звоны в таких древних обителях и местах как: Троице-Сергиевской лавре, Псково-Печерском монастыре, Ростовском Кремле и т.д., имеется литература, раскрывающая суть наших традиций. Поэтому мы пытаемся довести до своих слушателей идею о необходимости тщательного изучения традиций православного звона, бережного их сохранения и преумножения там, где это возможно и нужно. В этом смысле интересно высказывание о. Антония, старшего звонаря Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На наш вопрос, что он вносит свое личное в звоны лавры, он горячо ответил, что "его задача - ничего не вносить своего, а довести до народа в точности такой звон, какой он был сто-двести (а может быть и более) лет назад".

2. Истари так сложилось, что в Православии (возьмите, например архитектуру, иконопись и т.д.) часто традиции тесно связаны с символикой и символическим смыслом. Так получилось и в церковном звоне, где каждый канонический звон (а их мы считаем на сегожняшний день четыре: благовест, перебор, перезвон и трезвон) имеет глубокий смысл. Например, возьмите перебор или погребальный звон, который симвоилзирует жизнь человека и его смерть и исполняется медленными одиночными ударами от самого малого до самого большого колокола, заканчиваясь одновременным ударом во все колокола или как говорят звонари "во вся". Но, к сожалению, приходится слышать, когда при этом звоне нарушается порядок ударов, иногда бьют по нескольку раз в колокол как в перезвоне и т.д. На вопрос почему так звонят обычно отвечают, что "если звонить канонически, то скучно" или же "я слышал, что так звонят другие звонари". Что касается трезвонов, то несмотря на отсутствие четких канонов их исполнения, мы считаем, что осуществление их должно проходить в духе церковности, ктотрый предполагает определенную строгость и сравнительную простоту. В то же время, я думаю, никто не будет возражать, что звонарь должен в рамках существующих канонов проявлять в звонах неравнодушие, творчество, активно использовать динамику звона.

3. Несколько слов о самом понятии "православный звон". Почему-то многие его отождествляют с колокольным звоном. Но это неверно, так как сегодняшний Устав богослужения (Типикон) четко говорит об использовании как колоколов, так и терх видов бил: малого (ручное деревянное било), большое (великое) деревянное било и металлическое било. Да, так сложилось в России, что колокола в большинстве случаев заменили била и в этом случае иногда допустимо заменять "православный звон" выражением "колокольный звон". Однако вытеснить била из церковного звона не удалось и мы имеем много свидетельств тому, что в начале XX века еще многие храмы и монастыри России наравне с колоколами использовали и била, сохраняя таким образом многовековые традиции в православном звоне. (Кстати, в Греции, особенно в монастырях Святой Горы Афон, Сербии, Болгарии и других православных странах била и колокола по-прежнему широко используются вместе.) И когда в 80-х годах у нас стал повсеместно возрождаться церковный звон, в первую очередь вспомнили о колоколах и только потом о билах.

Мы считаем, что возрождение бил носит не только формальный характер, но и большой духовный смысл. Например, сейчас восстанавливаются многие храмы. При этом некоторые настоятели хотят видеть их такими, как они выглядели в 16-18 веках, а тогда церковный звон, который является частью такой реставрации, не мыслим без возрождения звона в била.

В этом плане интересен случай, происшедший с нами при посещении сербского Халендарского монастыря на Святой Горе Афон в Греции в 1997 году. Когда мы предложили местному звонарю обменять старое ржавое железное било на новое титановое, которое и звучит лучше, и будет практически вечным, то он удивился: "Зачем? Для нас монахов это не только железный инструмент, но и частица духовного наследия. Одна мысль, что в него звонили братья монахи сто и более лет назад, приводит в трепет и благоговение." Мы тогда поняли, что такое традиция, что такое духовное наследие.

4. В последнее время во многих публикациях распространяется мысль, что колокольный звон может существовать без церкви и что будущее не за церковными звонарями, а за светскими звонарями - академистами и авангардистами. По опыту работы нашего Центра скажу, что эти посылки не только неправильны, но и вредны, так как заводят проблему возрождения православного звона в России в тупик.

Во-первых, эти люди забывают, что тот же колокольный звон своему развитию обязан прежде всего Церкви. Убери эту часть и колокольный звон, в лучшем случае, превратится в искусство для ограниченной кучки людей (как это произошло с органом на Западе) или же прекратит свое существование, хотя бы в силу его специфичности (громоздкость и дороговизна инструмента, ритмическая основа звона, суть которой еще не все понимают и т.д.).

Во-вторых, церковный звон - неотъемлемая часть Богослужения, а церковный звонарь - посредник между Храмом и Небом. Церковный звонарь должен знать не только технику звона и Богослужение, но и быть оцерковленным человеком, то есть духовно переживать свое дело. Именно об этом забывают профессионалы-музыканты, говоря больше о технике, композиции и других музыкальных аспектах колокольных звонов (термин православный звон они стараются избегать). Эта же причина приводит к тому, что некоторые люди загораются идеей заменить церковного звонаря автоматикой и другими техническими средствами, или внедрить карильоны в России.

Я убежден, что никакие музыканты-авангардисты, даж такие униикальные, как К. Сараджев, не помогут возродить и улучшить наш православный звон, если они не будут близки к нашей Церкви, так как они не будут поняты и приняты подавляющим большинством церковных звонарей и просто верующими.

В настоящее время в Русской Православной Церкви действуют и восстанавливаются около 20 тысяч храмов, которые ощущают катастрофическую нехватку звонарей. Поэтому сегодняшняя ситуация такова, что надо заниматься не "поиском новых форм, жанров и традиций колокольной музыки", а массово готовить профессиональных церковных звонарей для Русской Православной Церкви.

У некоторых складывается впечатление, что церковные звонари - это малограмотные, никчемные, обиженные судьбой люди. Чтобы иметь более объективное представление о церковных звонарях, приведу некоторые статистические данные по работе Московского Колокольного Центра, который за 4,5 года своей работы подготовил 197 звонарей.

По полу - из всех выпускников было 40 женщин (20 %).

По возрасту - от 11 до 64 лет.

По географии - москвичей 101 чел. (51 %), из московской области 75 чел. (38 %), иногородние 21 чел. (11%).

По музыкальной подготовке - специальное музыкальное образование имели 60 чел. (30 %), из них высшее музыкальное образование - 7 чел. (4 %), умели играть на каком либо инструменте 86 чел (43 %).

По практике звонаря - до поступления на курсы практику звонаря имели 94 чел. (47 %). Я уже не говорю об общем образовании. У нас учились школьники и студенты, люди с высшим образованием и даже 3 кандидата наук. Зарплата церковного звонаря мизерная, поэтому большинство идет на курсы подготовки православных звонарей из-за желания духовно приобщиться к этому уникальному искусству или повысить свой профессионализм.

Помимо базового курса в Московском Колокольном Центре действуют курсы повышения мастерства церковных звонарей. Концепция этих курсов состоит в следующем: каждый звонарь имеет право и должен постоянно совершенствовать свое мастерство; желательно, чтобы звонарь закончил базовый курс обучения или освоил бы его программу; занятия должны идти по индивидуальным планам в зависимости от подготовки, способностей и желания слушателя;

Мы рады, что в последнее время по всей стране стали появляться все больше курсов подготовки церковных звонарей. Однако они никак не связаны между собой, не имеют единой программы, а уровень подготовки очень разный. Здесь есть проблемы, над которыми надо подумать. если будут у нас высококвалифицированные звонари, значит будут хорошие колокола и била у храмов, будут правильно обустроены колокольни и звонницы и наш православный звон будет продолжать звучать по всем уголкам нашей Родины и трогать души православных россиян.

В. Г. Шариков

ЗВОН ВО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

С 14 по 21 октября 1999 года группой прихожан одного из московских храмов была совершена паломническая поездка во Святую Землю. Во время поездки мы побывали в местах, связанных с жизнью Спасителя, Божией Матери, Апостолов; посетили монастыри и храмы, где молились перед чудотворными иконами и у мощей святых.

Впечатления от поездки незабываемые: очень долго мы будем помнить службы у Гроба Господня, в Гроте Рождества и у места Погребения Пресвятой Богородицы.

Как звонарю мне было интересно узнать о состоянии православного звона во Святой Земле. К сожалению, специально отведенного на это время у меня не было и поэтому информация, мною полученная поверхностна. Очень хотелось побывать на самих колокольнях, позвонить в колокола, поговорить со звонарями - все это осталось нереализованным до следующей поездки.

Колокола мы видели во всех храмах и монастырях. Количество колоколов 4-5, редко больше 10. В основном это средние колокола весом 6-10 пудов (реже 50). Единственный большой колокол (около 500 пудов) мы видели на колокольне Троицкого Собора Русской духовной миссии в Иерусалиме. Зазвонные колокола встречались редко. Где отливались колокола, сказать трудно, но многие из них ржавые и покрыты окисной пленкой (патиной). На многих колокольнях оконные проемы затянуты железной сеткой, а сами колокола подвешены к железным балкам. Что касается звона, то он достаточно однообразен и прост. В основном это неритмичные и очень резкме удары в 1-2 колокола.

В монастырях посчастливилось увидеть разнообразные деревянные (ручные и большие) и металлические (железные с крестообразными прорезями, дугообразные и др.) старые била. В монастыре преп. Георгия Хозевита была целая бильная звонница из 3-х бил.

Вот таково сегодняшнее состояние православного звона во Святой Земле. Причин всему этому много: различные захватнические войны, уничтожение Святынь, монастыри постоянно грабились, монахов разгоняли, многие принимали мученическую смерть, в результате на Святой Земле веками длилось оскудение монашества. Сейчас обители возрождаются, но количество насельников здесь еще невелико.

Традиции колокольного звона пытаются сохранить русские монастыри и храмы: Горненский монастырь, Русская миссия, Вознесенский монастырь на Елеоне, храм и монастырь св. равноап. Марии Магдалины. В греческих монастырях и храмах колокольный звон используется очень редко, но сохраняется использование бил.

В заключение хочется надеяться на организацию специальной поездки с целью изучения православного звона на Востоке.

Если вы заинтересовались и хотите посетить Святую Землю и православную Грецию, звоните по телефону: (095) 338-09-88 или (095) 335-67-83.

Елена Азова

МОСКОВСКИЕ ЗВОНАРИ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН

Наконец-то свершилось! Получив благословение Их Святейшеств Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Вселенского Патриарха Варфоломея, группа звонарей и священнослужителей Москвы и Московской области из 14 человек совершила 21 октября двухнедельную поездку на Святую Гору Афон в Греции. Это паломничество осуществлялось по инициативе Московского Колокольного Центра уже второй раз и имело целью не только поклонение Мвятыням Праовславия, но и изучение традиций православного звона.

Все участники остались очень довольны как программой поездки, так и приемом, оказанным нам во всех монастырях. Благодаря содействию и четко налаженной работе паломнической службы московского подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне стоимость поездки не превысила 400 долларов с участника и на всем пути мы не встретили никаких трудностей. Некоторые из нас посетили Афон во второй раз, но все равно впечатлений так много, что за один раз не перескажешь. Посещено 11 монастырей из 20 имеюихся в монашеской республике; покорена вершина горы Афон, высотой 2033 м, на которой в маленьком храме Преображения Господня иереем Андреем Мельниковым, совместно с 7 звонарями был отслужен торжественный молебен; сделано подробное описание колоколов и бил Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и его скита Нагорного Руссика.

Первое, что нам бросилось в глаза при посещении афонских обителей, это то, что все их звонницы имели в своем составе колокола из России (Москва, Воронеж, Ростов на Дону и другие города), приевзенные в основном в период расцвета русского монашества на Афоне в конце XIX века - начале XX века.

Для нас было интересно узнать отношение местных монахов к православному звону. Отдавая дань древним традициям, полный чин православного звона во всех афонских обителях по прежнему включает в себя использование поочередно ручного деревянного била, металлического (обычно стальные, самых разных форм: плоские, кольцевые, дугообразные и т.д.) била и бронзовых колоколов, что полностью соответствует Уставу Богослужения (Типикону).

К сожадению, за исключением нашего монастыря мы не услышали нигде хороших колокольных звонов. Причин этому несколько: сокращение числа иноков после 1-й Мировой войны (особенно русских, так в 1910 году из 7 тысяч монахов на всей Святой Горе менее тысячи), более спокойное, даже в какой-то стеепни безразличное, отношение местных монахов к колокольному звону (ведь жизнь обителей идет по четко установленному порядку, почти все монахи имеют часы и к звону они относятся скорее как к многовековой традиции), но главное - отсутствие хороших звонарей. В большинстве случаев это самоучки, которые могут выполнять лишь простые звоны, да и то с небольшим количеством колоколов. Поэтому часто чувствовался интерес к нам, как к звонарям. Мы старались поделиться своими знаниями, дарили соответствующую литературу и аудиозаписи с колокольными звонами.

В то же время мы увидели плачевное состояние колоколен в большинстве монастырей; много разбитых колоколов, с которыми не знают, что делать; часто подвеска и система управления звоном выполнены кое-как, что затрудняет работу звонаря; деревянные била, к которым на Афоне всегда относились с благоговением, стали изготовляться из обычных досок и быстро выходят из строя.

Несомненно гордостью Афона является звонница Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, состоящая из 25 колоколов, 7 из которых используются в курантах. Самый большой колокол отлит в Москве на заводе А. Д. Самгина в 1894 году, весит 818 пудов (13,4 т.) и, по нашей оценке, является самым большим колоколом в Западной Европе и 4-м среди оставшихся в России. Учитывая образовавшийся на нем в месте удара языка наклеп и отслоение металла, мы помогли местному звонарю о. Никите перевесить язык, что заметно улучшило звучание колокола. Я думаю, поездка была обоюдно полезной и для нас, и для афонских молитвенников. По результатам двух поездок на Афон готовится к изданию книга "Православный звон на святой горе Афон".

В. Г. Шариков

*КОЛОКОЛЬНОЕ ИСКУССТВО*
"...РУСЬ СВЯТАЯ ЖИВЕТ, ПОКА ЗВОНИТ ЗВОНАРЬ"
(о современных проблемах обучения православному колокольному искусству)

В далекое прошлое уходятсвоими корнями традиции русского православного звона. Звонит колокол - и исчезает куда-то современная суета. С каждым ударом могучего Благовеста отступает от души все мирское и мысли стремятся к Вечности... Но кто же он, этот таинственный человек, заставляющий колокола величаво "благовествовать земле радость велию", там, на высоте птичьего полета, искусно управляющий звонкими голосами колоколов? Как научиться этому искусству, как стать звонарем? Для слушателей Московского Колокольного Центра этот вопрос постепенно начинает разрешаться уже спустя 2-3 недели со времени начала их обучения на курсах подготовки церковных звонарей.

Уникальность и результативность учебного процесса объясняется возможностью практических занятий на учебной звоннице как под руководством преподавателей, так и самостоятельно. Начальная звонарская подготовка слушателей, приходящих на курсы Московского Колокольного Центра всегда различна: это и имеющие определенный опыт звонари-самоучки, в чьем распоряжении иногда находятся звонницы с достаточно внушительным набором колоколов (10 и более), и те, кто впервые познакомился с колоколами на учебной звоннице Центра.

Группы для практических занятий формируются без учета наличия или отсутствия начальной подготовки слушателей, а исходя лишь из временного удобства (дневные, утренние или вечерние часы). Как показывает опыт, это не только не мешает, но во многом помогает слушателям, поскольку действующий в этом случае принцип наглядности (как один из принципов общей педагогики) распространяется не только в диаде преподаватель - ученики, но и внутри учебной группы. Это особенно важно на первом этапе обучения для тех, кто впервые знакомится с устройством звонницы, пример более продвинутых соучеников помогает в короткий срок овладеть начальными техническими приемами звона. Для слушателей, уже имеющих какие либо навыки, подробное объяснение всех особенностей, связанных с постановкой рук и ритмической координацией, также оказывается необходимым звеном в формировании индивидуальной техники звона.

Как это ни парадоксально, но одним из наиболее сложных звонов на начальном этапе обучения является Благовест - звон в один или несколько самых больших колоколов, употребляемый перед каждым Богослужением и кажущийся учащимся самым простым. Мерные удары, следующие один за другим с неизменынм интервалом на протяжении достаточно длительного времени (в реальной практике этот звон продолжается от 5 до 25 минут), не допускающие ускорения или замедления темпа, требуют определенного внутреннего настроя. Не случайно Церковный Устав пердписывает в это время чтение определенных молитв: "...ударяет в великий кампан нескоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50 тихо 12-ю." (Типикон, глава 2, из чина Великой Вечерни). При отработке этого звона необходимо научиться не просто отбивать удары, а вслушиваться в их качество - должна быть найдена определенная сила удара, напрямую связанная с временем затухания звука и определенным интервалом между ударами (темпом или частотой Благовеста). Это умение - грамотно звонить Благовест, а также Перебор и Перезвон (канонические звоны, также имеющие в своей основе принцип Благовеста), в которых очень важно верно рассчитать время последовательного звучания каждого из колоколов, становится необходимой творческой основой при изучении наиболее сложного из канонических звонов - Трезвона. Благовест, красной нитью проходящий через этот звон и являющийся его ритмическим фундаментом, и отличает собственно Православные колокольные звоны от "музыки" на колоколах. Любые ритмические находки и индивидуальные элементы звона на зазвонных и подзвонных колоколах, которые определяют богатство и красоту Трезвона и мастерство звонаря, не могут "поторопить" или, наоборот, "оттянуть" вновь возникающего удара самого большого колокола.

Разработка Программы и методики обучения звонарей (основу которой составляет изучение выше перечисленных звонов) является одним из основных направлений деятельности Центра. Если Православный колокольный звон имеет свои устойчивые традиции, то о существовании оформленной профессиональной школы звонарей на Руси приходится говорить лишь фрагментарно - когда речь заходит о наиболее известных монастырях или храмах. Только к концу 19-го века колокольным звоном в России стали интересоваться как серьезным историко- культурным явлением и заговорили о необходимости его изучения и создании профессиональной школы (работы Н. И. Оловянишникова, о. Аристарха Израилева, С. В. Смоленского, С. Г. Рыбакова). В настоящее время предпринимаются попытки изучения искусства колокольного звона в сфере профессионального музыкального образования, устраиваются фестивали и конкурсы звонарей. Но, к сожалению, приходится признать, что отождествление колокольного звона с музыкальным искусством достаточно далеко отстоит от православных церковных традиций и, отчасти, может препятствовать их овзрождению во всей полноте и чистоте.

Взаимовлияние традиционных канонических элементов колокольного звона и законов музыкальной ритмики - также один из вопросов разрабатываемой в Московском Колокольном Центре программы по обучению звонарей. При описании колокольных звонов и методики их изучения ощущается необходимость и в выработке поределенной терминологии, которая не всегда может напрямую заимствоваться из собственно музыкальной. Ее разработке могла бы организация диалога между российскими школами звонарей, учеными- кампанологами и музыковедами, - на семинарах, посвященных проблемам православного звона.

Анна Горкина
(Преподаватель Колокольного Центра)

* ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА*
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ УТРО

Льется звучными волнами
Звон колоколов,
В Божий храм валит толпами
Люд со всех концов;
И богатый и убогий,
Пробудясь от сна, -
Все спешат одной дорогой,
Мысль у всех одна;
Звон торжественный почуя,
Все во храм идут,
И с молитвой трудовую
лепту в дар несут
Дар тому, Кто в ночь родился,
И средь пастухов
В яслях Кроткий положился,
Принял дар волхвов;
Кто пришел на землю худших
Грешных оправдать,
И овец своих заблудших
К Пастырю собрать.

Ф. Пестряков


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.