Звонарь №3

март 1999 года

Из истории Московского Пушечного Двора
Ростовская школа звонарей
О сохранении нашего наследия
Литературная страница

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Поздравляем читателей вестника "Звонарь" и всех православных христиан со светлым праздником Воскресения Христова. Желаем всем мира, добра и благополучия. Колокольный Центр продолжает свою деятельность в возрождении тардиций православного звона в России.

За прошедшие 3 месяца сотрудники Центра провели паспортизацию колоколов храма Иверский иконы Божией Матери на Ордынке, церкви св. Бориса и Глеба в Дегунине и других храмов.

11 января на Рождественской неделе состоялся благотворительный концерт колокольного звона, духовной музыки и фольклора в помещении ДК Энергетиков. Концерт посетили выпускники Центра, сотрудники Мосэнерго, прихожане храма Свт. Николая в Заяицком и воспитанники интерната 4. В апреле завершает свое обучение 11-й курс в количестве 13 человек. Возраст слушателей - от 16 до 58 лет. Это жители Москвы, Подмосковья, Краснодара. Группа проходила практические занятия на учебных звонницах под руководством педагогов, знакомились с литературой, аудио и видеоматериалами по колоколам и звону. Слушатели посетили звонницы Ростова Великого, Троице-Сергиевой лавры, Новоспасского монастыря и собора Василия Блаженного в Москве. Продолжают работу курсы повышения квалификации звонарей. Весной их закончили 2 человека. Цель таких занятий с педагогом - совершенствование техники звона и повышение теоретических знаний звонарей.

Готовится к печати новая брошюра "Практические рекомендации по сохранению колоколов и бил и традиций православного звона". Пособие предназначено для священнослужителей, звонарей, музейных работников и всех, кто заботится о нашем уникальном наследии: колоколах и билах, без которых немыслим православный звон.

Колокольный Центр организует поездки по православным монастырям за рубежлм с целью изучения звонов. Так в марте-апреле сего года будут составляться списки звонарей и сотрудников Ццентра желающих поехать на Святую Гору Афон (поездка состоится в октябре 1999 г. в течение 10 дней), а в мае предполагается недельное путешествие по монастырям Болгарии.

Колокольному Центру предложила свое сотрудничество Российская музыкальная газета и в 11,12 за 1998 год опубликовала на своих страницах выдержки из нашего вестника.

19 апреля состоится 12-й набор на курсы звонарей. Узнать информацию о поступлении можно, позвонив в наш Центр по телефону: (095) 957-27-10

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ПУШЕЧНОГО ДВОРА

Появление колоколов на Руси связано с принятием ею Православия. Однако колокола пришли к нам не из Византии, как можно первоначально предположить, а с Запада в результате торговых отношений и войн. Из летописей известно, что в середине XI века на Святой Софии в Новгороде уже висели колокола.

Производство колоколов на Руси проходило те же этапы, что и на Западе. Вначале их пытались лить монахи, но потом колокололитейное дело перешло к ремесленникам. Новгородская летопись в 1342 году сообщает: "Повеле владыка Василий слиять колокол велик к Святой Софии и приведе мастера с Москвы человека добра имени Бориско".

Начиная с конца XV века, с возрастанием мощи Московского княжества и объединения всех земель в единое Российское государство росла церковная и светская роль колоколов, которые постепенно заменяли била и клепала, использовавшиеся повсеместно. Храмы и монастыри старались приобрести все большее количество колоколов и все болших размеров. Правители также поддерживали литейное дело и соперничали между собой за самый большой колокол.

Значительную роль в развитии литейного производства на Руси сыграло создание в 1479 году итальянским пушечным мастером и инженером Аристотелем Фиорованти специального завода "Пушечная изба". Завод располагался рядом со стеной Московского Кремля "у трех мостов из Фроловских (ныне Спасских) ворот в Китай город" и сгорел в 1489 году. В 1490-х годах был построен в центре Москвы на реке Неглинке (ныне Пушечная улица) новый завод под названием "Пушечный Двор", который, находясь в ведении Пушкарского Приказа, выпускал не только пушки, но и колокола, паникадила и другие изделия. Более двухсот лет Пушечный Двор оставался главным арсеналом нашей страны, считался прекрасной школой русских мастеров-литейщиков, имел обширную техническую библиотеку, которой пользовались даже царствующие особы.

Пушечный Двор представлял собой довольно крупное предприятие, где работали сотни людей. Так, в 1629 году из 4573 человек, подчиненных Пушкарскому Приказу по многим городам России, в Московском Пушечном Дворе работало 478 человек, из них:

1 - пушкарских дел мастер (технический руководитель завода);

5 - пушечных литцов;

318 - пушкарей;

48 - пушечных учеников;

8 - паникадильных мастеров;

7 - паникадильных учеников;

4 - знаменщиков и резцов;

7 - паяльщиков;

12 - кузнецов;

4 - канатчиков;

7 - плотников;

3 - пильщиков;

12 - извозчиков;

33 - зелейных и селитерных мастеров иноземцов и русских людей;

4 - пушкарских и зелейных мельниц голов;

1 - городничий;

4 - избных сторожей.

Среди литейщиков, работавших на Пушечном Дворе, вначале было немало мастеров, выписанных Великими князьями из европейских стран, о чем говорят их фамилии (прозвища): Аристотель Фиорованти, Николай Фрязин (Немчин), Петр Фрязин (Пушечник), Кашпир Ганусов, Ганс Фальк и другие. Но вскоре стали выдвигаться таланты и среди русских литейщиков. Именно они разработали свой профиль колокола, и модульный метод его построения, которые остались практически без изменения до наших дней. К сожалению, о многих мастерах нам ничего не известно, так как до XVII века на колоколах не принято было делать надписи и сложные украшения, а в летописях в основном упоминали тех, кто заказывал колокола или в честь кого они отливались. Да и жизнь литейщика была довольно коротка: вредное медеплавильное производство, болезни и моровые поветрия, пьянство и т.д. редко позволяло литейщику дожить до 40 - 45 лет.

Надо отметить, что профессия литейщика колоколов, которая часто совмещалась с литьем пушек, очень ценилась и передавалась по наследству. Специалисты Пушечного Двора были "госслужащими" и жили вблизи от него в Пушкарской слободе, насчитывавшей, например в 1638 году, 372 двора. Литейщики имели большие льготы, надел земли, получали сравнительно большое жалование и кормовые, были освобождены от подушного налога. Чтобы стать литейщиком, каждый новичок должен был представить рекомендацию и поручительство нескольких мастеров и сам давал письменную присягу, что будет вести себя достойно на работе и в быту и не наносить вред государственной казне. После выполнения важных государственных заказов литейщики и их ученики награждались ценным подарком (обычно сукно). Однако высшей наградой для них было присвоение звания "пушечных и колокольных дел государев мастер" и помещение их фамилии или имен на отлитых ими изделиях.

Интересно, что, начиная со второй половины XVII века, некоторые мастера (например семья Моториных в 1686 году), наравне с работой на Пушечном Дворе, стали создавать частные мастерские по выплавке небольших колоколов, которые продавались в колокольном торговом ряду в Китай-городе. Иногда эти мастерские привлекались для выполнения правительственных заказов, в том числе литья пушек и больших колоколов. Впоследствии, некоторые из них послужили основой для создания самостоятельных колокололитейных заводов.

Каждый мастер для выполнения заказа получал нескольких помощников и учеников, в зхаивсимости от объема работ, 4 - 15 человек. Обучение шло на практике от 3 до 5 лет и в значительной степени зависело от мастера. Несмотря на то, что каждый мастер-учитель давал обязательство учить всему, что знал, "без остатку", некоторые мастера (особенно иностранцы) скрывали наиболее важные секреты производства и сдерживали стремление своих учеников работать самостоятельно.

Обычно мастер назначал 1-2 своих главных помощников, затем было несколько сравнительно опытных литцов и 1-3 начинающих ученика. Соответственно они получали различное жалование. Так в 1620-х годах годовое жалование Андрея Чохова, как главного мастера и технического руководителя Пушечного Двора, составляло 35 рублей денег (для сравнения одна корова в то время стоила 10 копеек) плюс "кормовые": по 180 пудов ржи и овса, 36 пудов пшеницы, 12 пудов крупы, по 1 пуду гороха и конопли, 60 пудов солоду ячменного, 10 пудов соли (всего на 25 рублей) и 210 пудов овса на его лошадь плюс "годовое сукно" - 4 аршина сукна английского по рублю аршин. Его заместители получали 13-15 рублей, литцы - 8-10 рублей и новички - 3-5 рублей, соответственно меньшими были и их "кормовые" и "годовые сукна".

После смерти Андрея Чохова и Анисима Радишевского в 1630 году единственная должность "пушечного и колокольного мастера", как технического руководителя Пушечного Двора, была отменена. Теперь литейные работы производились равными между собой пушечными, колокольными и паникадильными мастерами-литейщиками, работавшими самостоятельно и подчинявшимися непосредственно администрации завода. Это было вызвано нуждами обороны страны и достаточным к тому времени количеством квалифицированных специалистов.

Надо сказать, что до XVIII века колокольный мастер-литейщик должен был уметь все: проектирование (конструирование) изделий, разработку и изготовление их декора, изготовление форм, приготовление соответствующего расплава и заливку изделий, осуществление окончательной обработки, настройки и подвески колоколов.

К концу XVII века универсальная специальность мастера-литейщика стала распадаться на несколько профессий: формовщик, художник, каменщик- печник, литейщик, чеканщик и др. Поэтому в 1701 году при Пушечном Дворе для посадских детей были открыты школы ("избы") по подготовке различных специалистов, количество учеников в которых доходило до 200 человек. Но с переводом столицы России в Санкт -Петербург и организацией там в 1714 году второго Пушечного Двора, преобразованного позже в Петербургский Арсенал, а также в связи с постройкой нескольких крупных медеплавильных заводов по всей России, многие литейщики покинули Москву. Значение Московского Пушечного Двора стало резко падать и в 1802 году он был закрыт.

В. Г. Шариков

РОСТОВСКАЯ ШКОЛА ЗВОНАРЕЙ

Рассказывает старший звонарь Успенского собора, руководитель школы звонарей, председатель Праовславного общества любителей колокольного звона Дмитрий Смирнов.

Началом Ростовской школы звонарей официально считается 28 октября 1997 года. А неофициально таким днем можно считать 21 июля 1989 года, когда были даны первые уроки колокольного звона сотруднице Ярославского музея-заповедника Каровской Наталии. С тех пор еще много людей получили начальные знания о звонарском деле у нас в Ростове. Но все это были эпизодические работы по обучению.

В 1993 году Владимир Крылов познакомил меня с Виктором Шариковым. Постепенно наше знакомство переросло в более тесное сотрудничество. А в 1995 г. Виктор предложил мне помогать ему на курсах звонарей в Москве. С началом преподавания в Московском Колокольном Центре у меня появилась возможность более осмысленно ощутить себя звонарем, выявить свои недостатки, ошибки. К этому времени у себя в Ростове я уже начал собирать новый коллектив. И сегодня мне нет необходимости постоянно находиться на звоннице. Мои ученики вполне могут меня заменить на время моего отсутствия.

"Ростовская школа звонарей" - это определение идеального сочетания теории, практики и стилевых особенностей колокольного звона всего Ростовского края. Можно сказать, что это будущее Ростовского направления скрыто под словосочетанием "школа звонарей". Ознакомившись с планом обучения в Колокольном Центре, я увидел много общего с той программой, которая уже имелась у меня в задумках. Осталось ее только сформулировать, что я и сделал в 1997 г.

Школа звонарей - одно из направлений в деятельности Православного общества любителей колокольного звона, созданного в 1996 г. при Успенском соборе. В 1998 г. мы учредили однодневную конференцию, посвященную памяти протоиерея Аристарха Израилева. Каждый год она будет проволиться 22 июля. Темы докладов не ограничиваются только материалами об о. Аристархе. Принимаются любые доклады о колоколах, звонарях, литейщиках. Приглашаем всех желающих принять в ней участие. Программа обучения Ростовской школы мало отличается отпрограммы Московского Колокольного Центра. В теории мы меньше рассказываем о билах, но добавили рассказ об архитектуре подколоколенных сооружений. А вот в практике мы пошли несколько иным путем.

Так как у нас нет разборной звонницы, то все практические занятия мы проводим на колокольнях действующих храмов Ростова. В основном это колокольня церкви Николая Чудотворца на Всполье и колокола Авраамиева монастыря. Используем мы и нашу звонницу, а также другие звонницы приходских храмов. Главное отличие таких занятий то, что слушатель уже с самого начала занятий привыкает к реальным условиям. Одновременно слушатель учится контролировать себя, не допускать, сначала в упражнениях, а потом и в полноценном звоне грубых ошибок. Это очень дисциплинирует и помогает быстро освободиться от скованности, характерной для начинающих. За год работы школы мы подготовили шесть звонарей, из них: пять человек для Ростова и одного для Ярославля. Небольшой опыт показал: чтобы лучше вести обучение нам достаточно одного набора в год. Каждый год на второй день после Пасхи мы начинаем 3-х месячный курс обучения. Заканчиваться он будет как раз накануне конференции. Пока основными направлениями у нас будет школа звонарей и конференция памяти протоиерея Аристарха Израилева. Одновременно мы надеемся расширить сферу своей деятельности и сотрудничать со всеми организациями и частными лицами в области колокольного искусства.

Дмитрий Смирнов
(старший звонарь Успенского собора, г. Ростов- Великий)

О СОХРАНЕНИИ НАШЕГО НАСЛЕДИЯ

В 1998 году по просьбе храмов и музеев Колокольный Центр начал реализацию программы помощи в аттестации (паспортизации) старых и новых колоколов с целью составления на них технических, акустических и художественных характеристик и определения их исторической ценности.

Уже первые шаги показали ценность начатого дела. Однако многие звонари и музейные работники просят нас более подробно рассказать о том, что дает такая паспортизация колоколов. Во-первых, эта программа касается прежде всего церковных колоколов, имеющих историческую ценность. Каждый такой колокол должен иметь паспорт, где бы было зафиксировано его состояние на определенный момент времени и все последующие изменения в нем.

Такая форма паспорта разработана специалистами Колокольного Центра, она включает в себя следующие разделы.

1. Основные характеристики: тип колокола, его геометрические размеры, декоративное оформление, вес, материал, состояние, особенности звучания, данные о литейщике и владельце колокола, оценка исторической ценности.

2. Фотография и чертеж колокола. 3. Частотный спектр колокола в момент удара. 4. Частотный спектр при установившемся основном тоне.

5. Диаграмма затухания звука по времени.

6. Профилактические и ремонтные работы.

Во-вторых, колокола являются музыкадбными ударными инструментами с самозвучащим телом. Поэтому, чтобы поддерживать исторически ценные колокола в рабочем состоянии необходимо правильное их сохранение, ограничивающее их механический износ.

Это очень важный момент. Ведь колокольный звон - это особая традиция нашей православной жизни. В ее сохранении и продолжении должны быть заинтересованы все россияне. В ведении храмов, монастырей и музеев сейчас находятся сотни исторически ценных колоколов, эксплуатация которых требует более бережного отношения, чем при использовании новых колоколов. Более того, существует тенденция передачи музеям части старых колоколов храмам для церковного звона. И становится обидно, когда узнаешь, что исторически ценные колокола через некоторое время приходят в негодность или бесследно исчезают.

Что же дает владельцу или хранителю колокола наличие на него (колокол) паспорта?

1. Это улучшит учет имеющихся колоколов, позволит более четко определить их историческую ценность, а также в случаях краж, иметь точные данные для их поиска и точной идеттификации.

2. Имея частотные спектры колокола в момент удара и при установленном основном тоне, звонарь более квалифицированно может составить композицию звона ч учетом особенностей звучания каждого колокола, а также в сслучае необходимости подобрать звонницу или дополнительные колокола к ней по благозвучию.

3. Первыми признаками раскола колокола являются изменения его звучания - звук становится глуше, неблагозвучным, дребезжащим, длительность звучания резко падает. При этом точные и объективные данные о начале процесса разрушения (даже без видимых трещин) можно получить только при сравнении акустических характеристик с предыдущими измерениями, фиксируемыми в паспорте.

4. В случае выявления дефекта в звучании - колокол пожвергается комплексному дефектологическому обследованию с целью определения его ремонтопригодности. Объективно оценить качество ремонта восстановленных колоколов опять же можно только при сравнении акустических характеристик до и после ремонта.

Как видите, данные, фиксируемые в паспорте колокола, носят не формальный характер и могут существенно пригодиться при его эксплуатации. Характеристики колоколов могут сниматься на месте их нахождения или подвески специалистами Колокольного Центра. После официального оформления паспорт на колокол передается его владельцу или хранителю и является неотъемлемой частью колокола на весь период его жизни, а после нее - историческим документом, наследием прошлого для наших потомков.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес.
Христос воскрес! Христос воскрес!

Ап. Майков

Колоколенка

Колокольный звон
Созывает в храм.
Колокольный звон
Дарит радость нам.
У окна сижу
В серый грустный день
Осень за окном
Бродит словно тень.
А взгляну на храм -
Купол в золоте.
Сразу слышу звон
С колоколенки.

Евсеев Гриша (12 лет)


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.