Звонарь №2

декабрь 1998 года

Звонница Саввино-Сторожевского монастыря
О восстановлении курантов БКД
Ремонт и настройка колоколен - дело специалистов
Литературная страница



С Рождеством Христовым!

Коллектив Колокольного Центра поздравляет всех читателей вестника и всех православных христиан с великим празднгиком Рождества Христова и желает всем мира и благополучия.

Наш Центр продолжает работу и ждет всех желающих научиться искусству колокольного звона. Напоминаем, что вы можете обращаться к нам за советом и помощью в приобретении колоколов и бил, устройстве звонниц, ремонте колоколов, их паспортизации и т.д.

За последние 3 месяца слушатели 10-го курса (сентябрьский набор), кроме практичесикх занятий на учебной звоннице, знакомились с литературой по колокольному искусству, записями на аудио и видеокассетах. Центр организовал для них интересные экскурсии на знаменитые звонницы. Группа побывала на колокольнях Спасского монастыря, собора Василия Блаженного, Троице- Сергиевой Лавры, посетила Ростов Великий, где местные звонари рассказали об истории создания и уникальности звонницы Ростовского Кремля, а также исполнили традиицонные звоны. Слушателям была предоставлена возможность попробовать и свои силы.

15-го декабря 13 человек 10-го курса успешно завершили обучение и получили выпускные свидетельства. Конечно за три месяца невозможно научиться безупречному сложному звону - это дело многолетней практики, но основополагающие правила звона слушатели усваивают. А для тех выпускников, кто желал бы повысить уровень своего мастерства, в Центре действуют курсы повышения квалификации. Занятия проводятся индивидуально с каждым слушателем. Углубленно изучаются теория музыки и стилистика звонов.

Колокольный Центр не оставляет свою концертную деятельность. 11-го октября наши звонари выступили на концерте духовной музыки, фольклера и колокольных звонов в Доме офицеров Одинцовского военного городка, а 11-го января по благословению настоятеля храма Свт. Николая в Заяицком отца Александра состоится благотворительный концерт, посвященный празднику Рождества Христова, по адресу: Раушская набережная, дом 18 (метро "Третьяковская"), ДК Энергетиков. Приглашаем всех желающих посетить нас в святые дни Рождественских праздников. Вход на концерт свободный.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ЗВОННИЦА САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Саввино- Сторожевский монастырь основан в 1398 году князем Юрием Звенигородским, сыном Дмитрия Донского, и его первым игуменом прп. Саввой Сторожевским, духовником князя и учеником Св. Сергия Радонежского. Обитель расположена на окраине древнего подмосковного городка Звенигорода и с самого начала имела культовое и оборонительное значение. При царе Алексее Михайловиче (1629 - 1676) в монастыре располагалась одна из его летних резиденций, для чего здесь были построены двухэтажный Царский дворец и Царицыны палаты.

Самым высоким зданием монастыря является колокольня-звонница, сооруженная в 50-х годах XVII века и выходящая фасадом к центральной площади и собору Рождества Богородицы. Она имеет оригинальную четырехярусную конструкцию, прямоугольную в плане. Прежде звонница завершалась тремя симметрично расположенными башенками - пролетами, в окнах которых висели колокола. Чуть позже над центральной башней была надстроена еще угловая башенка для часов- курантов, вывезенных царем Алексеем Мизайловичем из Смоленска и подаренных монастырю.

Состав звонницы менялся на протяжении всего времени. Так, в 1836 году по описи в монастыре значилось 24 колокола; в начале XX века звонница состояла из 19 колоколов, из которых 10 участвовали в церковном звоне и 9 - в курантах. К сожалению точный состав колоколов не известен, т.к. после антирелигиозной кампании 30-х годов на колокольне остались только два колокола: Большой благовестник весом 2125 пудов (~35 тонн) и часовой колокол голландской работы весомоколо 40 пудов; остальные были сданы на переплавку "скопом". Впоследствии выяснилось, что на звоннице были еще два благовестника: 255 и 425 пудов (4,2 и 7 тонн соответственно).

Звон монастыря считался одним из лучших в России. Гордостью звонницы был, конечно, Большой благовестник, голос которого поражал красотой и силой. Видимо, не случайно при Екатерине II изображение этого колокола было помещено на старинном гербе Звенигорода. К сожалению летом 1941 года при попытке эвакуации этого колокола он был случайно разбит, но остались пять осколков от него, сведения о его отливке и звуковом спектре, что позволяет в определенной степени открыть тайну его прекрасного звучания.

Большой благовестник был отлит по указу царя Алексея Михайловича в подарок Саввино - Сторожевскому монастырю, к которому он очень благоволил. Сам царь составил текст надписи на нем из 9 строк, из которых 3 последние велел зашифровать. Эта тайная часть письма была расшифрована только в XIX столетии.

Вот эта надпись на колоколе:

"Изволенiемъ Преблагого и Прещедраго Бога нашего, и заступлениемъ Милостивыя Заступницы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и за молитвъ Отца нашего Милостиваго Заступника Преподобного Саввы чудотворца, и по боещанiю, и по повеленiю раба Христова, Царя Алексея, и отъ любви своея душевныя, и отъ сердечнаго желанiя, слитъ сей колоколъ въ домъ Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Рождества и Великаго и Преподобнаго Отца нашего Саввы Чудотворца, что въ Звенигороде, Нарицаемый Сторожевскiй".

В тексте был уже указан точный вес колокола. Исходя из этого, мастеру необходимо было точно рассчитать размеры и профиль колокола, учесть угар меди и олова, усадку колокольной бронзы после остывания, усушку глиняной формы и ее "дыхание" при заливке бронзы и еще предусмотреть многое другое. Почетный заказ был поручен государеву колокольному и пушечному мастеру Александру Григорьеву, имевшему богатый опыт отливки больших колоколов (10000 - пудовый "Царь-колокол" для Московского Кремля, 700- пудовый для Валдайского Иверского монастыря и другие). Благовестник был отлит им только со второй попытки в 1668 году прямо на территории монастыря (археологи обнаружили следы литейной ямы между колокольней и собором) всего лишь за 130 рабочих дней, что говорит о высокой организации труда и сплоченной работы мастера и его помощников. За успешную работу царь наградил мастера и его учеников дорогим сукном. Через 3 года после очистки колокол был подвешен в центральной башне звонницы на нижнем ярусе и приводился в действие путем раскачки языка и удара в оба края.

Химический анализ оставшихся осколков колокола показал, что в сплаве содержится 81,27 % меди, 18,3 % олова и сотальные 0,43 % - примеси, то есть сплав по своему составу близок к идеальному. Микроструктурный анализ сплава выявил, что он состоит из альфа-фазы (твердого раствора меди и олова) и бетта-фазы (интерметаллидного соединения Cu31Sn8). Относительная доля бетта-фазы, обеспечивающей качество звучания, составляет довольно высокий процент - 38 %.

Пористость сплава оказалась весьма низкой (0,13 %); хотя поры в образцах есть, но они довольно крупные и редкие. Также были определены другие физические характеристики сплава: плотность - 8,95 г/см. куб., твердость по Бринелю - 116, модуль Юнга - 9300 кгс/мм. кв., скорость звука при частоте 60 кГц - 3240 м/сек.

Анализируя все эти данные, можно с уверенностью сказать, что литье колокола было проведено на самом высоком профессиональном уровне. Это касается, в первую очередь, состава и етмпературы самого сплава, а также его скорости заливки и охлаждения.

На основании нотной записи звучания Большого благовестника, сделанной в 1920-х годах известным музыкантом - звонарем К.К. Сараджевым и содержащей 20 обертонов, специалистам удалось сделать два вывода. Во-первых, звучание этого колокола можно передать двумя большими одновременными аккордами, соответствующими натуральным рядам с основными тонами Си-бемоль и Соль-бемоль. И, во вторых, на благозвучие (благолепие) этого колокола повлияли высокая гармоническая чистота и упорядоченность его звукового спектра, что явилось, несомненно,с ледствием правильной формы и совершенного литья.

Смогут ли современные литейщики воспроизвести колокол такого же веса и с таким же прекрасным звучанием? Хочется надеяться на это!

В. Г. Шариков

О ВОССТАНОВЛЕНИИ КУРАНТОВ БКД

В настоящее время заканчивается реставрация Большого Кремлевского Дворца (БКД), построенного в 1840-х годах архитектором К. А. Тоном. Одновременно НИИ часовой промышленности восстановил расположенные под крышей Дворца часы - куранты производства московского купца Н.Н. Бутенопа.

В этих работах принял участие и Колокольный Центр при Храме Свт. Николая в Заяицком, оказавший помощь в выработке концепции звона колоколов в курантах и выборе производителя и номинала новых колоколов. Специалистами Центра также были очищены от вековой грязи и тщательно изучены (визуальный осмотр, цветная дефектоскопия, ультразвуковой контроль и рентгеноскопия) два оставшихся от курантов колокола: часовой - неизвестного производства весом около 350 кг и один из самых больших перезвонных колоколов голландской работы весом 75 кг. В результате было принято решение о нецелесообразности их использования в новых курантах и, ввиду их исторической ценности (оба литы в XVII веке), они были переданы в Музей Московского Кремля.

Несмотря на возможность использования отечественных колоколов, на отреставрированных курантах были установлены новые колокола производства голландской фирмы "Ройал Эйджбоутс": один часовой с основным тоном Си 1-й октавы и 4 перезвонных с основными тонами Ля-бемоль и Си-бемоль 2-й октавы, До и Ре 3-й октавы (т.е. с равными интервалами в 1 тон). Перезвон осуществляется каждую четверь часа путем простого перебора равной длительности от большого колокола к малому и наоборот, при этом количество ударов перезвонных колоколов в каждую четверть равно 4,8,12 и 16 в конце каждого часа.

Данная работа для Колокольного Центра была почетна и интересна. Думается, полученный опыт может быть использован и на других курантах г. Москвы и Московской области.

В.Г. Шариков, А.Б. Хадорич

КОЛОКОЛЬНОЕ ИСКУССТВО РЕМОНТ И НАСТРОЙКА КОЛОКОЛЕН - ДЕЛО СПЕЦИАЛИСТОВ

В настоящее время восстанавливаются многие разрушенные православные храмы и монастыри. Воздвигаются кресты над куполами, с колоколен вновь стал раздаваться колокольный звон. Но не каждый храм в наше время может похвалиться хорошей звонницей. Если раньше колокола были на каждой колокольне и звонницы подбирались по тону и благозвучию на заводах-изготовителях из большого количества колоколов, то в настоящее время в некоторых храмах вобще нет ни одного колокола. Обращение к сохранившимся и вновь отливаемым колоколам должно быть бережным, потому что хороших колоколов, отлитых старыми мастерами, сохранилось мало, а колокола, которые отливаются в современных мастерских стоят довольно дорого. И потому прискобно видеть колокольни, на которых колокола пережили семьдесят лет гонений, а в наше время были расколоты от неграмотного обращения. Иногда бывает так, что храм покупает новые колокола или остались старые, а звонаря нет. На колокольню поднимаются все подряд, звонят что есть силы, чтобы было погромче, раскалывают колокола и не понимают, что натворили. Поэтому необходим конкретный человек, то есть звонарь, который следил бы за состоянием звонницы и отвечал за колокольнный звон в храме. Но и наличие звонаря еще не гарантирует порядок на колокольне и красивый звон, потому что во многих храмах колокола висят как попало, некоторые совсем без языков, балки гнилые, а пол на колокольне такой, что страшно по нему ходить. Такие колокольни необходимо приводить в порядок. Звонить на них крайне затруднительно и небезопасно. Для этого необходим целый ряд обследований и восстановительных работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию колокольни и наиболее правольную организацию самого звона, которая позводяет звонарю использовать все возможности звонницы.

Во-первых, изготавливаются лестницы для подхода на верх колокольни и, если нужно, промежуточные площадки. Проверяются балки, которые в случае негодности заменяются на новые. Для этого используют как деревянный брус, так и металлические конструкции, которые обшиваются деревянным каркасом. Обязательно проверяется центральная крестовина на прочность, которая также в случае негодности заменяется на новую. Обследуется пол и при необходимости перестилается если он деревянный, или заливается бетоном, в зависимости от конструкции колокольни. Для удобного управления колоколами для звонаря необходим помост, которыйдлякаждого типа колоколенимеет свои особенности. Конструкции их довольно разнообразные. Они бывают врезанными в стены и окна колокольни, висячие, находящиеся на полу и даже вне самой колокольни. Изготавливаются они из дерева или из металла. Помост для звонаря должен устанавливаться в правильном месте, на нужной высоте от пола и балок, на определенном расстоянии от края колокольни. Неправильно выбранное место для помоста в корне меняет качество звона и ухудшает обзор звонарю. На помосте должен находиться пульт, с которого системой растяжек и различных блоков можно управлять подзвонной системой колоколов. Систем управления достаточно много, что позволяет с одного места управлять всеми колоколами независимо от того, где они висят. Для подвески колоколов используются хомуты, которые должны соответствовать определенным требованиям по размерам и надежности. Все эти подготовительные работы особенно необходимы, если храм приобрел новую звонницу. Эти работы обязательно должны предшествовать подъему колоколов на колокольню. В наше время колокола поднимают в основном автокранами, с этим проблем нет. Вся трудность заключается в том, чтобы безопасно принять колокола на верху колокольни, не причинив вреда нилюдям, ни колоколам, ни самой колокольне. Для чего существует много видов приспособлений и особых способов принятия колоколов, проверенных практикой.

Развеска колоколов должна быть продуманная и точная с учетом многих факторов, в том числе архитектуры колокольни и храма, а так же с учетом данной местности. Правильная развеска колоколов позволяет добиться красивого, равномерного звучания колоколов, чтобы один колокол не заглушал другой, и создает хорошее звучание звонницы в целом. При окончательной настройке звонницы учитывается расположение ног и рук звонаря, поворот его тела, расположение педалей, пульта для подзвонных колоколов и многое другое.

Весь объем этих работ требует определенного знания и умения, в особенности во время работы с колоколами. Как и в каждом деле здесь существуют свои тонкости, которые необходимо знать и соблюдать.

В Колокольном Центре при храме Николая Чудотворца в Заяицком есть бригада квалифицированных спеуиалистов, которые при наличии специального оборудования и инструментов занимаются восстановлением звона в православных храмах и монастырях. Бригада выполняет широкий круг работ, в том числе и ремонт колоколен, подъем колоколов и настройку звонниц. Среди членов бригады есть профессиональные звонари, что позволяет с высоким качеством выполнять данные работы.

Есть храмы, где колокольни разрушены до основания и восстановление их растягивается на неопределенные сроки. В этом случае специалистами Центра возможна постройка деревянной звонницы, которая может обеспечить колокольный звон на все время постройки основной колокольни. Колокольный звон в церкви просто необходим, особенно в наше время, когда наша страна находится на довольно опасном рубеже своего существования. Колокольный звон призывает людей в храм Божий для совершения соборной покаянной молитвы к Богу, который силен совершить воскресение нашей Святой Руси.

Константин Володин

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА



Из записей Ивана Бунина

Поет колокол St. Denis. Какое очарование! Голос давний, древний, а ведь это главное: связующий с прошлым. И на древние русские похож. Это большое счастье и мудрость пожертвовать драгоценный колокол на ту церковь, близ которой ляжешь навеки. Тебя не будет, а твой колокол, как бы часть твоя, все будет и будет петь - сто, двести, пятьсот лет.

20 Сент.\ 3 Окт. 22 г. Шато Нуарэ, Амбуаз

Раннее осеннее альпийское утро, и звонят, зовут к обедне в соседнем горном городке. Горная тишина и свежесть и этот певучий средневековый звон - все то же, что и тысячу, пятьсот лет тому назад, в дни рыцарей, пап, королей, монахов. И меня не было в те дни, хотя вся моя душа полна очарованием их древней жизни и чувством, что это часть и моей собственной давней, прошлой жизни. И меня опять не будет - и очень, очень скоро - а колокол все так же будет звать еще тысячу лет новых, неведомых мне людей.

Конец сент. 1923 г. Грасс.

***

Ударил колокол - и дрогнул сон гробниц,
И голубей испуганная стая
Вдруг поднялась с карнизов и бойниц
И закружилась, крыльями блистая,
Над мшистою стеной монастыря...
О, ранний благовест и майская заря!
Как этот звон, могучий и тяжелый,
Сливается с открытой и веселой
Равниной зеленеющих полей!
Ударил колокол - и стала ночь светлей,
И позабыты старые гробницы,
И кельи тесные, и страхи темноты -
Душа затрепетав, как крылья вольной птицы,
Коснулась солнечной поющей высоты!


Колокольный Центр работает ежедневно с 11 до 19 часов (кроме выходных) по адресу: 113035, Россия, Москва, Раушская набережная, 26, Храм Свт. Николая в Заяицком.Тел. (095) 957-27-10 (доп. 123), Руководитель Центра В. Г. Шариков, Редактор М. А. Иванова.